Надежда Соснова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по карте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Программное содержание.
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, осуществляя и расширяя словарную работу. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Продолжать работу по обогащению бытового и природоведческого словаря. Обогащать речь детей в подборе существительных к прилагательному, употреблять антонимы, слова с определённым звуком, наречия, предлоги, определять место звуков в слове, различать понятия звук, слог, слово, родственные слова.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие по карте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал к занятию: карта, сундучок с буквами, карточки с родственными словами, дидактическая игра «Кто, где живёт?», картинки медведица и медвежата, игрушки: три змеи, «камни» - кубики, дергунчик Буратино, свисток, картинка с нарисованным мостом и ребусы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вот какую странную карту и сундучок я нашла сегодня на столе, а чтобы узнать, кто прислал её, надо собрать все спрятанные буквы и составить слово. Ну, что отправимся в путь? А как?
Дети: Мы можем лететь, плыть, ехать, идти пешком, передвигаться на гужевом транспорте.
Воспитатель: На чём мы можем лететь? (Разные варианты ответов детей).
Воспитатель: На чём мы можем плыть? (Разные варианты ответов).
Воспитатель: На чём мы можем ехать? (Разные варианты ответов детей).
Воспитатель: А что такое гужевой транспорт? На каких животных мы можем передвигаться? А как? (Сани, телега, карета).
Воспитатель: У нас с вами на транспорт нет денег, поэтому мы пойдём пешком, но сначала сделаем разминку.
Физкультминутка (см. приложение).
Воспитатель: - Ну, вот мы с вами отправляемся по карте в лес. К слову «лес» надо подобрать родственные слова.
-Молодцы! Возьмём из сундучка одну букву. Идём дальше. В лес идти страшно там живут дикие звери. Поиграем в игру «Кто, где живёт?».
- Молодцы, берём ещё одну букву из сундучка.
- Выполняем следующее задание, идём по карте, а навстречу нам медведица с медвежатами. Давайте их рассмотрим на картинках и ответим на вопросы: Кто это? (Медведица, медвежата). Нет кого? (Медведя, медвежат, медвежонка). Сколько их? (Одна медведица, три медвежонка). Это что у медведицы? (Голова, лапы и т. д.). Это что у медвежонка? Нет чего у медведицы? (Головы, лап, хвоста и т. д.). Нет чего у медвежонка? Это туловище чьё? (Медвежье). Голова, лапа, морда чья? Нет головы, лапы, морды чьей? Хвост, нос, глаз чей? Уши, глаза, лапы чьи? Медвежата чьи?
- Молодцы, и с этим заданием мы справились, берём ещё одну букву из сундучка.
- Дальше пошли, камни нашли, а в камнях змеи ползают. Страшно!
Воспитатель выполняет действия со змеёй, а дети называют, что делает змея.
- Что делает змея? (приползла, улеглась на камень; легла перед камнем; выглядывает из-за камня; выглядывает из-под камня; спряталась за камень; сползла с камня; уползла в камни; свисает над камнем; справа от камня; слева от камня; у камня легла; ползёт по камню; переползла через камень; уползла от камня; выползла из камней; греется на солнышке).
- Ух, молодцы! И здесь задание нам удалось выполнить, возьмём букву из сундучка и разомнёмся.
Физкультминутка (см. приложение).
- На нашем пути речка, чтобы её перейти, нужен мост. А мост появится, когда мы назовём слова – антонимы (противоположные по смыслу данному слову). Речка у нас широкая -.; длинная - ; глубокая - ; чистая -; быстрая - ; светлая - ; весёлая -; прозрачная - ; радостная - ; ленивая -; прямая -; живая -; звонкая -; каменистая -.
- Молоды, ребята! Вот и мост появился. (Приклеиваем на карту мост). Заслуженно берём ещё одну букву из сундучка.
- Шли – шли, к горе пришли. Чтобы подняться на гору, надо пройти четыре ступени. На первой ступени – придумать слова на тему «Деревья» с одним слогом (клён, дуб, ель, вязь); на второй ступени – с двумя слогами (липа, тополь, сосна, верба, ива, ольха, сирень, ясень, ёлка); на третьей – с тремя слогами (осина, берёза, рябина, орешник); на четвёртой – с четырьмя слогами (лиственница, акация). (Проверяем все слова хлопками).
- Умницы, и как по волшебству у нас в руках ещё одна буква.
- На вершине – хорошо, но спускаться нужно, для этого нужно придумать слова – глаголы к существительным. Слова:
-«Горы» - первая ступень. Какие действия мы можем производить с горой? (спускаться с горы, подниматься на гору, лазить по горе, смотреть с горы, постоять на горе).
-«Солнце» - вторая ступень. Что делает с нами солнце? (греет нас, ласкает, светит нам, сушит, обжигает).
-«Ветер» -третья ступень. Что с нами может сделать ветер? (охлаждает нас, обветривает, сушит, прохлаждает, холодит, задувает на нас, дует на нас).
-«Дождь» - четвёртая ступень. Что делает с нами дождь? (мочит нас, охлаждает, моет, моросит на нас).
- Молодцы! Спустились, наконец, с горы. Берём букву и идём дальше.
- Ой, что это? (яма) Надо пройти по брёвнам. Не побоитесь? (Слышится свист). Ой, чуть не упали в яму. Это свистит соловей разбойник. Вот, что он удумал и предлагает вам придумать по десять слов со звуком «С» в начале, в середине и в конце слова. (Ответы детей).
- Хорошо потрудились. А теперь давайте будем читать стихотворение: «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» на звук «С» и слепим из пластилина эту букву. Хорошо.
- Все буквы мы взяли из сундучка, давайте постараемся узнать имя нашего загадочного героя, разложив буквы, а я прочитаю вам загадку.
У отца был мальчик, странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и над водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это?. (Буратино.)
Кукла – дергунчик Буратино: «Ребята, я к вам пришёл не с пустыми руками, а ребусами. Хотите отгадать?»
Ребусы (см. приложение).
Буратино: «Молодцы, ребята! На этом наше путешествие закончилось».
Приложение к занятию.
Физкультминутки:
1. К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас,
Одной рукой – это король.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
2. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Игра «Кто где живёт» :
- медведь в берлоге;
- ёж в норке;
- волк в логове;
- лиса в норе;
- белка в дупле – гайно;
- заяц под кустом.