МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»

Чаадаева Виктория
Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»

Мастер-класс для педагогов

«Игры с кинетическим песком»

Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры с кинетическим песком“» размещена в разделах

Оборудование и материал: лоток (контейнер) с кинетическим песком, формочки, лопаточки, бусины, небольшие игрушки – звери; информационные раздаточные листы с советами по организации работы с кинетическим песком и его хранением.

Ход семинара-практикума:

Уважаемые коллеги! Здравствуйте!

«Нам привезли песок в дет-сад,

И я ему безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем!»

Сегодня я вам предлагаю отправиться в свое детство, окунуться в это незабываемое время,когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко. Лепили куличики. Вспомнили себя в детстве, когда долгие, но незаметные часы проводили в песочницах своего двора?

Посмотрите, на столах у вас находятся лотки с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. Кинетический песок — состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка. Абсолютно нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут поэтому он безопасен для детей с трех лет. В последнее время он достаточно популярен. Если вы не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно. На первый взгляд напоминает влажный морской песок, но когда берешь его в руки, проявляются его необычные свойства:

Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим.

Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры.

Он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках.

Этот «чудо-песок» прекрасно подходит для игр и развития дошкольников, игры с кинетическим песком помогают малышам быстрее адаптироваться к новой среде.

Кинетический песок позволяет :

Развить мелкую моторику

Совершенствовать сенсорное восприятие

Осуществлять подготовку руки к рисованию и письму

Развивать речь

Развить творческое мышление

Вовлекать в сюжетно - ролевые игры

Тренировать внимание

Расслабляться и успокаиваться

1. Развитие мелкой моторики

Кинетический песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно надавливать пальцами, выполнять тычки, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата.

Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой — это развивает двусторонние навыки. Можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножиком.

2. Сенсорное восприятие

Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться.

3. Формы Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр.

4. Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.

Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению». Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы.

До того, как ребенок начнет учиться писать ручкой, полезно предоставить ему возможность попробовать рисовать и отрабатывать навыки предварительного письма на различных «сенсорных поверхностях». Кинетический песок идеально подходит для этих целей. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.

5. Развитие творческого мышления

Кинетический песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата.

Кинетический песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив: «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.

6. Ролевые игры

Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит. Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации.

7. Тренировка внимания

Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! Простые упражнения с кинетическим песком можно делать перед занятиями, в которых ребенку понадобится сосредоточенность на задаче (например, рисование,настольные игры).

8. Спокойствие и расслабление

Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, станет спокойнее.

Преимуществом кинетического песка является то, что он универсальный, его можно применять во всех образовательных областях.

Социально-коммуникативное развитие.

На занятиях с использованием песка дети получают возможность развития коллективного взаимодействия, учатся слушать и слышать друг друга, усваивают первичные нравственные нормы. У них совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Игра «Угостим куклу тортиком».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму, учить детей владеть ножом.

Дидактический материал: песок, стеки, влажная салфетка, камни марблс.

Дети с помощью формочек изготавливают торт и разрезают его на части.

Познавательное развитие.

Игры с песком стимулируют познавательные интересы и расширяют кругозор. Это замечательный сенсорный материал, непревзойдённая по своим возможностям предметно – игровая среда. Во время игры с песком у детей развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, конструировать, работать самостоятельно.

Упражнение «Чашки».

Цель: учить сравнивать предметы по количеству; понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный.

Дидактический материал: две чашки на каждого, по одной большой и маленькой ложке, кинетический песок.

Воспитатель объясняет детям, что будут измерять сколько больших и маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем, рассуждаем почему?

Затем воспитатель предлагает в одну чашку насыпать много песка, а в другую мало. При насыпании песка в чашки обратить внимание детей на то, когда чашка у них пустая, а когда полная.

Художественно-эстетическое развитие.

В процессе освоения песка, как художественного материала, дети приобретают технические навыки и умения. При создании образов на песке у дошкольников появляются успешность и уверенность в себе, развивается пространственное мышление; чувство композиции, ритма; творческие способности, воображение и фантазия. На данном этапе я использую обыгрывание образов с помощью: художественного слова, чтения художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений.

Игра «Коврик для мамы».

Цель: Продолжать закреплять представления о свойстве песка, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре, способствовать активизации творческой активности.

Дидактический материал: песок, камушки марблс, влажная салфетка.

Речевое развитие.

Игры с песком позволяют развивать мелкую моторику рук; обогащать и активизировать словарь детей, развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию; ребенок может комментировать сюжет, тем самым обогащая свое речевое мастерство, его речь становится более сложной и развернутой.

Игра «Изобрази сюжет и сочини рассказ».

Цель: развитие осязательного чувства ребёнка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии речи.

Дидактический материал: песок, набор мелких игрушек, влажная салфетка.

Ребёнок создаёт небольшой сюжет на песке, затем рассказывает.

Физическое развитие

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние, помогают раскрепоститься, пересыпание из одной руки в другую или между пальцами вызывают приятные тактильные ощущения, создавая условия для психологической разгрузки, а наблюдение за процессом оказывает успокаивающее действие.

Возможность создания новых форм, разрушения, реконструкции, а также многократного создания новых персонажей и сюжетов - аналог моделирования в песочнице реальной жизни: один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. Проживая это состояние через игру многократно, ребёнок получает определённый опыт, достигает состояние равновесия.

Предлагаем вам советы по организации работы с кинетическим песком, а так же советы по его хранению.

Советы по организации работы с песком

• Лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения.

• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для работы с песком.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

• Хорошо бы подстелить под лоток с песком большое полотенце (однотонное, без всяких орнаментов и картинок). В конце работы полотенце можно вытряхнуть или сменить.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания. Поэтому предварительно необходимо продумать задание и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером приносит большую пользу и нравится многим детям.

• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.

Рефлексия.

– Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь он Вам понравился.

Вывод: Я думаю, что убедила вас, что этот песок, действительно, удивительный и волшебный, что его можно использовать в разных образовательных областях и режимных моментах.

– В заключение, я хочу поблагодарить вас за участие в моём мастер-классе. Желаю вам, чтобы всё - волшебное, теплое и полезное вы унесли с собой и обязательно поделились этим со своими детьми. Творческих успехов вам и вашим детям!

Спасибо за внимание!

Упражнения с кинетическим песком.

Кинетический живой песок это неисчерпаемый источник вдохновения. Вот некоторые примеры игр

с его применением:

1. - Строительство сооружений и создание образов. При помощи форм и инструментов из набора ребенок возводит архитектурные постройки из пескаили пробует себя в качестве скульптора.

2. - Игра «Необыкновенные следы». Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

3. - Игра «Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

4. Рисуем на песке. Хорошо прихлопываем песочек, создавая ровную поверхность, вооружаемся палочкой или другим подходящим материалом и начинаем писать или рисовать. Попутно можно устроить развивающее занятие – учим геометрические фигуры (цифры). В игре малыш быстрее их запомнит.

5. Считаем. Во время игр с кинетическим песком, можно заниматься развитием малыша. К примеру еще осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей – считаем, сколько пришло зверюшек в гости и сколько у нас пирожных. Думаем – хватит ли на всех или нужно приготовить еще?

6. Больше – меньше. Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине.

7. Длина. Мы лепим несколько гусеничек из песка и определяем, какая длиннее, какая короче. И расставляем их по мере возрастания.

8. Фигуры. Лепим разные фигуры и называем их. Можно так: слепила круг и следом малыш, лепит круг и называет. Далее также с треугольником, квадратом, овалом, прямоугольником. Можно из треугольника и квадрата построить домик.

9. Учимся пользоваться ножом. Из песка формируем колбаску или батон, который предлагаем малышу разрезать с помощью ножа. После того, как малыш разрежет колбаску – посчитайте количество кусочков, которые получились.

10. Сенсорная коробка. С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок – например, посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит лишь от вашей фантазии.

11. Простое перебирание и пересыпание песка из рук в руку доставляет огромное удовольствие малышам. Это действительно действует завораживающе, когда сидишь, перебираешь-пересыпаешь песочек из руки в руку и наблюдаешь, как он струится, просачиваясь сквозь пальцы.

12. Куличики и формочки. У нас имеется много наборов песочных формочек для игр с песочком, Из кинетического песка куличики лепятся не так, как с «уличным» песком. Если уличный песочек нужно набрать в формочку – утрамбовать и быстро перевернуть. То здесь все намного проще – набранный песочек не нужно утрамбовывать, достаточно лишь аккуратненько срезать излишки с помощью ножичка и перевернуть формочку.

13. Клад. Детям очень нравится играть в «прятки» с кинетическим песком. Я прошу детишек отвернуться, прячу в песке маленькие игрушки, после чего прошу малышей найти их в глубинах песка.

14. Грузовик. Человечки из лего-набора загружают с помощью «лопат»(ложечек) полный кузов грузовой машины песка и она отвозит его на место строительства будущего дома.

15. Следы. Разравниваем песочек игрушечной скалочкой, чтобы получилась ровная поверхность. Затем по этой поверхности «ходим» игрушечными зверюшками, ездим машинками и смотрим, какие следы остаются. Можно усложнить правила игры – малыш отворачивается, воспитатель в это время делает отпечаток какой-нибудь игрушкой и просит малыша повернутся. Ребенок изучает след, оставленный на песке и пытается угадать, кому он принадлежит. На кинетическом песке можно также оставлять следы с помощью ладошек и ножек малыша.

16. Готовим кушать. Кинетический песок – идеально подходит для ролевых игр в повара. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по кружечкам,

17. нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей. Когда гости наелись – убираем посудку и снова начинаем готовить.

18. Забавные рожицы. Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать лицо, животных.

19. Лепим. Из кинетического песка можно также лепить различные фигурки – снеговика, гусеницу, колобка, паровозик, машинку и много других интересных фигурок.

20. Закапывание ручек - еще одно развлечение, которое очень понравится малышам и приведет их в полный восторг.

21. Горка. Формируем из кинетического песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спускам. Еще одна интересная игра - звери ходят по дорожкам или машинка съезжает с горки.

Рефлексия.

– Вот наше путешествие и подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Как вы считаете, какие задачи решаются в этой игре из вашей образовательной области? (Участники делятся своими впечатлениями, ведущий мастер-класса комментирует, дополняет)

Вывод: Я думаю, что убедила вас, что этот песок, действительно, удивительный и волшебный, что его можно использовать в разных образовательных областях и режимных моментах.

– В заключение, я хочу поблагодарить вас за участие в моём мастер-классе и подарить вам картотеку игр с песком. Желаю вам, чтобы всё - волшебное, теплое и полезное вы унесли с собой и обязательно поделились этим со своими детьми. Творческих успехов вам и вашим детям!

Публикации по теме:

День мозаики. Игра с кинетическим песком на тему «Песочная мозаика»День мозаики. Игра с кинетическим песком на тему «Песочная мозаика» Чудо кинетический песок! Дети готовы долго заигрываться с песком и формочками, различными предметами, которые предлагаются детям во время.

Игры с кинетическим пескомИгры с кинетическим песком Одним из самых популярных занятий игр с ребенком является лепка. Воспитатели используют разные материалы, среди которых особенно отличается.

Игры с кинетическим песком с детьми 2–3 летИгры с кинетическим песком с детьми 2–3 лет Игры с кинетическим песком с детьми 2-3 лет. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное.

Конспект игры с кинетическим песком «Песочные комочки» с детьми 3–4 летКонспект игры с кинетическим песком «Песочные комочки» с детьми 3–4 лет Тема: «Песочные комочки» Цель: систематизировать знания детей о предметах шарообразной формы из кинетического песка. Задачи: 1) образовательная.

Конспект НОД с кинетическим песком для раннего возраста «Полянка для лошадки»Конспект НОД с кинетическим песком для раннего возраста «Полянка для лошадки» " Полянка для лошадки". Цель: Развитие фантазии,творчества,тактильных ощущений. Задачи: Образовательные: побуждать детей к самостоятельной.

Конспект открытого занятия с кинетическим песком для детей 3–4 лет Задачи: 1. Развивать зрительно-моторную координацию; 2. Развивать мелкую моторику; 3. Развивать тактильное восприятие; 4. Обогащать словарный.

Мастер-класс для педагогов «Игры с песком»Мастер-класс для педагогов «Игры с песком» Мастер-класс для педагогов на тему: «игры с песком» Цель: Способствовать овладению педагогами развивающих игр с песком. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД с кинетическим песком «Конфеты для мишки»Конспект НОД с кинетическим песком «Конфеты для мишки» " Конфеты для мишки". Цель: развитие фантазии,творчества,воображения,тактильных ощущений,речи,мелкой моторики рук. Задачи: образовательные.

Открытое занятие с кинетическим песком «Теремок» в младшей группеОткрытое занятие с кинетическим песком «Теремок» в младшей группе Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Наше занятие посвящено играм с песком. И для начала нам надо запомнить одно правило.

Занятие-игра с кинетическим песком «Песочное Лего»Занятие-игра с кинетическим песком «Песочное Лего» Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
Опубликовано: 9 октября 2021 в 18:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»» (включая файлы) размещена пользователем Чаадаева Виктория (УИ 1424121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД