Папки-передвижки

Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС

Надежда Фомина
Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Один дома.

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

Составитель:

Воспитатель

Фомина Надежда Витальевна

г. Артёмовский

2017г.

Оглавление

От автора ___3

Пояснительная записка___3

Актуальность___3

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста__5

Цель___5

Задачи___5

Публикация «Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

Структура___6

Планируемый результат___6

Основная часть___7

Технологический инструментарий___7

Методические рекомендации___9

Заключительная часть___10

Педагогический мониторинг___10

Литература___11

Приложения

От автора.

Данная разработка адресованная педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям старших дошкольников, направлена на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения дома в отсутствии родителей. Совсем скоро дети, выйдя из стен детского учреждения, будут вынуждены оставаться дома одни, им предстоит самостоятельно принимать решения и действовать в быту, при встрече с незнакомыми людьми, уметь обеспечить для себя комфортное и безопасное времяпровождение в ожидании родителей. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями. Важно дать ребёнку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать и выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности, развить самостоятельность и ответственность.

Разработка создана на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности».

Пояснительная записка.

Актуальность.

Забота о физическом и психическом благополучии ребёнка, его защищённость, развитие через удовлетворение актуальных потребностей, обучение здоровью – это является формой реализации личностно – ориентированного образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в дошкольном возрасте, прочно останется у него навсегда. Сформированные основы безопасности собственной жизнедеятельности помогут детям бережно относиться к своей жизни, а приняв эти правила, они и чужую жизнь будут воспринимать как безусловную ценность. Причиной возникновения множества проблемных ситуаций у детей дошкольного возраста является эмоция страха. При этом в опасности могут оказаться и дети, которые «ничего не боятся», и дети, чья жизнь «переполнена стра-хами». И те, и другие не способны, не умеют действовать в неадекватной ситуации.

Говоря о безопасности детей дошкольного возраста, очень важно учитывать их особенности:

• Стремление к самостоятельности и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• Недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях и неумение использовать известные им правила поведения.

Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее существуют правила, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Задача этой методической разработки в то, чтобы показать, с помощью каких приёмов можно научить дошкольников наиболее эффективному образу действий, при этом все методы и приёмы в совокупности являются системой развивающих заданий для детей, руководством для взрослого по взаимодействию с детьми и предназначены для активной деятельности самих детей.

Опираясь на идеи современных педагогов и психологов В. Н. Мошкина, Авдеевой Н. Н, Белой К. Ю. можно определить содержание работы по формированию культуры безопасности:

• Воспитание мотивации к безопасности;

• Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления;

• Формирование компетенций безопасного поведения;

• Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;

• Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;

• Психологическая подготовка к безопасному поведению;

качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности).

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

У детей развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением

форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

У детей дошкольного возраста отмечается повышенная двигательная ак-тивность. В сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.

Цель:

Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде и сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности.

Задачи:

1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома.

2. Формировать представление об опасных ситуациях и способов поведения в них.

3. Воспитывать уверенность в своих силах.

4. Развивать коммуникативные навыки.

Структура.

Планируемый результат.

Дошкольники умеют правильно оценить ситуацию «опасно - неопасно», принять решение и соответственно реагировать в конкретной ситуации. У детей сформированы навыки бдительного восприятия окружающей обстановки; они научились грамотно обращаться с окружающими предметами быта, знают, какую опасность несут электроприборы, игры на балконе и у открытого окна, игры с колющими, режущими и мелкими предметами. Дети научились взаимодействовать с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками на улице, дома, в детском саду; (можно ли доверять людям, пускать в дом, как вести себя с агрессивными людьми, как избежать опасных ситуаций).

Основная часть.

Технологический инструментарий.

Ключевые оценки Содержание Методика

Контакты с незнакомыми людьми. Имеет представление о том, что нельзя общаться с незнакомыми людьми (брать конфеты, игрушки, садиться в машину). -Кто такие незнакомые люди?

-Если тебе незнакомая женщина предложит конфету, что ты будешь делать?

-Если незнакомая женщина позовёт тебя в соседний дом, сказав, что там твоя мама, что ты ответишь?

-Выбери картинки и объясни, кто из детей поступает неправильно. Беседа по вопросам с использованием сюжетных картинок и макета. (приложение 1)

Имеет представление о работе полиции, инспектора ГИБДД, пожарных, спасателей, врачей. -Посмотри на картинки и назови профессии этих людей.

-Назови телефоны экстренных служб, расскажи, что ты скажешь полиции, если в дом пытается войти чужой человек; пожарным, если что – то загорелось; медикам, если кому – то из близких стало плохо. Беседа по вопросам с использованием картинок (приложение 2).

Игра – практикум «Вызываем службу.».

Знает, что нужно делать, кода находится дома один, а по телефону или домофону звонят незнакомые люди. -Если звонит соседка, что ты будешь делать? Если полицейский или почтальон?

-Что ты ответишь, если незнакомый человек спрашивает, когда придут твои родители? Беседа по вопросам.

Игра – практикум «Звонок в дверь».

Моделирование ситуации на макете. (приложение 3).

Экстремальные ситуации в быту. знает и выполняет правила безопасного обращения с огнём. -Назови несколько причин, по которым в квартире может возникнуть пожар.

-Где вы с родителями зажигаете фейерверки и бенгальские огни?

-Почему нельзя брать спички и зажигалки?

-Перечисли свои действия в случае запаха дыма или газа. Беседа по вопросам и сюжетным картинкам.

Игра – практикум «Пожарная тревога».

Настольная игра «Экстремальные ситуации в быту».

Знает назначение и опасность от электроприборов. -Объясни правила использования электроприборов.

- Что ты будешь делать, если увидишь дым у телевизора, компьютера? Беседа по сюжетным картинкам.

Игра – практикум «У нас загорелся.».

Правильно ведёт себя в помещении (не подходит к балкону, открытому окну, печи и т. д.). -Какие правила безопасности в квартире или доме ты знаешь?

-Покажи на картинке какими предметами тыопасные места в квартире.

Игровой тренинг «Как избежать неприятностей».

Игры с макетом. (приложение 4).

Опасные предметы. Знает предметы, которые могут быть источником опасности. -Покажи на картинке какими предметами ты можешь пользоваться самостоятельно, а какими предметами тебе пользоваться запрещено. Беседа с использованием предметных и сюжетных картинок. (приложение 5).

Настольные игры «Опасно – не опасно», «Четвёртый лишний».

Умеет поддерживать порядок в своих вещах. -Разложи предметы по своим местам. Что может случиться, если оставить острые предметы не на месте?

-Расскажи, как ты пользуешься ножницами, ножом и иглой. Игры – практикумы.

Детские страхи. Умеет определять эмоциональное состояние человека. -Рассмотри картинки и скажи, какие чувства испытывают дети.

-Смоделируй из отдельных детелей лица выражения разных эмоций.

-Как ты думаешь, эмоции могут влиять на здоровье человека? Беседа по вопросам, сюжетным картинкам. (приложение 6).

Игра «Встреча эмоций».

Понимает и может выразить словами свой страх, поддерживает диалог на эту тему. -Нарисуй, кого ты боишься больше всего. Нарисуй его в квадрате поменьше и ещё меньше. Что ты чувствуещь сейчас? Игровые тренинги. (приложение 7).

Методические рекомендации.

• Каждая тема должна обсуждаться с ребёнком в повседневной жизни в разных ситуациях.

• Задавая вопросы или предлагая задания, дайте ребёнку возможность подумать.

• Ели ребёнок затрудняется, не давайте готовых ответов, предложите ему более лёгкое задание.

• В беседе с ребё нком придерживайтесь следующей структуры:

- источники опасности;

- возможные угрожающие ситуации;

- меры предосторожности;

- приёмы действий.

Наибольшим развивающим эффектом обладают проблемные ситуации, требующие от детей проявления различных личностных качеств (активности, самостоятельности, произвольности, эмоциональной отзывчивости и др.). Обучающие или проблемные ситуации могут стать частью занятия, наблюдения, проекта, экскурсии, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой, режиссерской или театрализованной игры. Использование активных методов формирования компетенций безопасного поведения позволяет обеспечивать готовность старших дошкольников действовать в опасных ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

Заключительная часть.

Педагогический мониторинг.

Уровень Показатели

Высокий Дети свободно называют своё имя, фамилию, домашний адрес. Умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение детей в ситуациях, когда они одни находятся дома. Могут классифицировать предметы по степени опасности причинения вреда человеку. В совершенстве владеют адекватными знаниями о правильном поведении в опасных ситуациях дома.

Владеют знаниями безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми.

Знают телефоны и назначение экстренных служб.

Средний Дети при незначительной помощи называют имя, фамилию, домашний адрес. Умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение, но недостаточно обдумывают ход выполненных действий.

Определяют предметы, которые могут стать источником травмы, пожара.

Знают о безопасном поведении в опасных ситуациях дома, но не осознанно к ним относятся.

При незначительной помощи оценивают обстановку правильного и неправильного поведения при общении с незнакомыми людьми.

Низкий Дети не проявляют инициативу познания нового. Не проявляют интереса в совершенстве владеть знаниями о безопасном поведении в быту.

Не знают своего домашнего адреса. Не могут назвать предметы, являющиеся источником опасности. Не могут рассказать по картинке, почему данная ситуация опасна.

Не имеют представлений о безопасном поведении при общении с незнакомыми людьми.

Литература.

«От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

• Авдеева Н. Н, Князева О. Л, СтеркинаР. Б. «Безопасность». – М. ; Детство – пресс, 2004.

• Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

• Дыбина О. Б. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа».—М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.

• Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду».-М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010.

• Хромцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту» - М: Центр педагогического образования, 2007.

• Шорыгина Т. А. «Основы безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2006.

Публикации по теме:

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников (безопасность)Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников (безопасность) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №21 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 142672, Московская.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС» Консультация для педагогов: «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов.

Методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня по курсу ФГОС до СЛАЙД 1 Позвольте представить Вашему вниманию разработку фрагмента плана воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе.

Методическая разработка образовательной ситуации в соответствии с ФГОСМетодическая разработка образовательной ситуации в соответствии с ФГОС Методическая разработка образовательной ситуации по теме: «Сервировка к обеду в детском саду» Автор образовательной ситуации: Фролова.

Методическая разработка планирования в соответствии с ФГОС. Планирование воспитательно-образовательного процесса по пяти образовательным областям на неделю. План работы на неделю с 16 января по 20.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена методическая разработка по социально - коммуникативному развитию детей младшего дошкольного.

Мультимедийная игра по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Фотографы» Задачи: развивать внимание, зрительную память, активизация словаря. Ход игры: Игру можно проводить на ковре. Дети стоят или сидят вокруг.

Занятие по социально-коммуникативному развитию дошкольников по теме «Дружба» Тема: "Дружба". Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 7 августа 2017 в 18:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Фомина (УИ 314234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД