Консультация «Оформление и содержание уголков экспериментирования»

Ольга Грищенко
Консультация «Оформление и содержание уголков экспериментирования»

Готовимся экспериментировать!

(памятка)

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования

(эксперимента, опыта).

1. Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

4. Выбор цели, задач работы с детьми.

5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

6. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

7. Прогнозирование результата.

Структура занятия-экспериментирования

(эксперимента, опыта).

1. Подготовка проблемной (исследовательской) задачи (при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

Проблемная задача должна быть понятной, должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну, представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на общественный и непосредственно жизненный опыт детей, мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблема должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результатов эксперимента.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Приложение 2

Оформление и содержание уголков экспериментирования

(консультация)

Создание в группах «минилабораторий» решает следующие задачи:

развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «свет», «стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

2. Основное оборудование:

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др. ;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;

3. Дополнительное оборудование:

- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

- карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);

- индивидуальные дневники проведения экспериментов;

- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать уровню развития ребенка, но также необходимо рассчитывать и на одаренных детей.

Публикации по теме:

Консультация «Дополнительное образование детей в ДОУ: организация и содержание» .

Консультация «Развитие изобразительной деятельности дошкольника и содержание детского рисунка» 1. Изобразительная деятельность как социально-педагогическое явление Взаимодействие различных видов деятельностей отмечали в своих трудах.

Консультация для педагогов «Содержание уголков экспериментальной деятельности» На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Научная лаборатория
  • Игрушки
Автор публикации:
Консультация «Оформление и содержание уголков экспериментирования»
Опубликовано: 22 октября 2019 в 07:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

20 ноября. Выставка «Чудо-деревьев» на МААМ

«Чудо-дерево» придумал Корней Чуковский — сказка в стихах Корнея Чуковского была написана в 1924 году. С тех пор она любима многими семьями. В ней рассказывается, как вблизи дома выросло волшебное...

Сценарий мероприятия «Прощание с начальной школой»
Сценарий мероприятия "Прощание с начальной школой". Ведущий: Внимание! Ещё минута — и появятся Слегка взволнованы и смущены, Герои вечера и праздника,...
Мастер-класс по живописи «Пушистый кот». Пошаговое рисование гуашью в...
Уважаемые Коллеги, хочу с вами поделиться, как просто можно нарисовать кота, даже скорее написать, гуашью не используя воду для мытья кисточки. Цель :...
Газета «Фэмпшарики» для конкурса «Математический знайка» совместно с родителями
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем...