Алевтина Лузгинова
Консультация «Возрастные кризисы ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ОХ, уж эти кризисы
обращаются к психологам со словами: " Мой ребенок стал упрямым, капризным, не слушается!" Но давайте подумаем, может быть, сами родители являются виновниками такого «неправильного» поведения их малыша? РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ПОСТОЯННО ОДИНАКОВО СЕБЯ ВЕСТИ. периоды развития чередуются с так называемыми скачками, взрывами, они то и получили название ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ.
Публикация «Консультация „Возрастные кризисы ребенка“» размещена в разделах
Итак, Вашему малышу исполнилось три года. Он уже почти самостоятельный, ему многое можно доверять самому. Но вдруг… с Вашим крохой что-то происходит, он меняется на глазах. И самое главное — не в лучшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка. На все отвечает отказом, протестом. «Пойдем гулять?» — «Не пойду!»; «Давай поиграем?» — «Не буду!». И так весь день, месяц, а то и год. Он стал неуправляем, эгоистичен. Все хочет сам, но еще не все умеет.
В три года малыш только начинает осознавать свое «Я». Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. А взрослые привыкли все решать за него. И в знак протеста, отстаивания свое «Я», малыш ведет себя как бы назло родителям, испытывая противоречия между «хочу» и «надо».
Ответственность за правильный выход из этого кризиса в основном возлагается на мать, так как она, как правило, проводит с малышом большую часть времени. Малыш страдает от кризиса сам. Но: кризис трех лет — это важный этап в психологическом развитии ребенка, это переход на новую ступеньку детства.
Поэтому, во-первых, постарайтесь правильно выработать свою линию поведения, расширяйте права и обязанности ребенка и в пределах разумного давайте ему больше самостоятельности, чтобы он мог насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места. Ребенок по несколько раз в день проверяет: действительно ли вы запрещаете ему что-либо ил, может быть, все таки «можно»?
Во-вторых, просто играйте со своим малышом, ведь он, считая себя самостоятельным, стремится подражать Вам. Малыш нуждается в Вашем активном участии, а не в наблюдении за ним издалека.
Например, Ваш ребенок не хочет садиться за стол кушать, хотя голодный. Не уговаривайте его. Поставьте на стол тарелку с едой и посадите рядом на стульчик зайку. Скажите, что зайка пришел покушать и очень просит малыша покормить его. Ребенок, как взрослый садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, съедает обед.
В третьих, всегда предоставляйте ребенку право выбора. Скорее всего, на Ваше «пойдем гулять?» ребенок ответит отказом. Поэтому спросите его: «Мы пойдем в парк или на детскую площадку?» Так в любом случае Вы пойдете гулять, а куда, пускай решает сам малыш, и Вы добились своего и он рад, что САМ сделал выбор.
Для нормального развития ребенка, желательно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им человек. Кризиса бояться не надо. Любой ребенок должен его пережить. Будьте терпеливы и кризис пройдет быстро.
Еще более глубокая психологическая перестройка происходит в семилетнем возрасте. Второй возрастной кризис совпадает с периодом интенсивного физического роста, происходит ряд изменений в организме, смена зубов. Часто семилетки начинают манерничать (неестественно себя вести, капризничать. В поведении появляется что-то нелепое, искусственное: паясничание, кривляние и т. д.
Доктор психологических наук Л. Ф. Обухова выделила основные симптомы кризиса 7 лет :
— потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка);
— манерничанье (ребенок уже что-то строит из себя, что-то скрывает — его душа уже закрыта);
— симптом горькой конфеты (ребенку плохо, но он старается этого не показывать). Начинают возникать трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым, а все потому, что у него возникла новая внутренняя жизнь — «жизнь переживаний». Главная потребность сейчас — это уважение. Он будет с пониманием относиться к Вам и ко всему, что Вы пытаетесь до него донести, только тогда, когда будет уверен, что Вы его уважаете. поощрение самостоятельности ребенка способствует развитию его интеллекта и инициативы. Если же вследствие его самостоятельности будут сопутствовать неудачи или Вы излишне строго накажет его за какие-нибудь проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности. Если же Ваш конфликт «зашел в тупик», ребенок дерется, не хочет слушать, ругается, то в такой ситуации вряд ли он услышит Ваши слова. И хороший способ — это взять тайм-аут, временно прекратить контакт и общение с ребенком. Тайм-аут — это не наказание, а передышка. На это время стоит отправить ребенка в свою комнату или на кухню, или же на специальный стульчик со словами: " Пока ты себя так ведешь, побудь один. Как только Вы и ребенок успокоитесь, нужно обязательно поговорить о случившейся ссоре, выяснить причины такого поведения и помириться.
Семилеток легко определить-почти у всех нет передних зубов (оба сына на фотографиях 1 сентября в первом классе -смешные и беззубые).
Да и поведение меняется резко. Буквально 3-4 месяца- и приходят родители со словами: "Что делать? Я не узнаю своего ребенка! "
Ребенок становится вредным, капризным, а порой и злым.
Что же такого происходит с ними, с семилетками?
Это возраст "Кризиса семи лет". Он считается малым кризисом, но не потому что он так легок и незаметен, а потому, что более серьезны кризисы 3 лет и подростковый.
Что же происходит и что меняется?
Утрата детской непосредственности.
До этого ребенок что видел, то прямо и говорил: что дядя плохой, что тетя злая, что бабушка вредная. Он был снаружи такой же, как и внутри.
Вместе с непосредственностью утрачивается частично и наивность. Но так как это все новые ощущения для ребенка, то появляется другое поведение и внешне.
Семизвездие кризиса - ребенок начинает манерничать, капризничать; появляется нарочитость, искусственность, вертлявость, паясничанье, клоунада.
Ребенок начинает постепенно осознавать, что он умеет переживать. И это для него - открытие! И переживания приобретают для него смысл. То есть, он не просто, например, сердится, а понимает, что "я -сержусь!"
В результате этого появляются:
• новое отношение к себе;
• новые связи между переживаниями;
• борьба переживаний;
• противоречие переживаний,
• выбор собственных переживаний
Ребенок уже учится обобщать, то есть не каждый раз заново "проживает" свои чувства, а начинает предполагать из-за чего он может расстроиться или обрадоваться. И это совершенно новое для него! В переживаниях появляется интеллектуальный компонент.
Пример: отсталые дети, каждый раз проигрывая, оказываясь в неудаче, тем не менее не испытывают чувства собственной малоценности. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценности нет! (М. В. Попова "Психология растущего человека")
Меняется не только отношение к себе, но и к окружающим. Маленький человек начинает совершать поступки не столь спонтанные, как раньше.
Происходит кризис личности "Я", активно формируется самооценка.
И еще очень важный момент
Этот возраст самый чувствительный для формирования моральных норм и принятия правил.
Надеюсь, мне удалось убедить родителей понять, что кризис 7 лет- не пустые слова, что с ребенком происходят серьезные изменения. А Вам во всем этом надо научиться разбираться! Дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Включение ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи становится естественным содержанием повседневной жизни, позволяющей осознавать ему свое взросление. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах. Один из принципов дошкольного образования – принцип опережающего
развития. В связи с этим дошкольный возраст является подготовительным, закладывающим основы для профессионального выбора в будущем. Необходимо знакомить дошкольников с миром профессий, воспитывать уважение к труду, формировать основу, на которой в дальнейшем будет базироваться профессиональное саморазвитие.
Новизна заключается в возможности обеспечения вариативности образовательной деятельности через ориентацию на индивидуальность ребенка и запросы его семьи в рамках социального партнерства ДОО.
Со всеми перечисленными организациями заключены договоры и согласованы планы работы. План взаимодействия с каждой организацией составляется на основе комплексно-тематического планирования ДОО, которое построено на основе региональных и федеральных событий, праздников и реализуется через проектную деятельность.
Таким образом, без возрастных кризисов развитие невозможно. Они закономерны. Но протекать могут по-разному — и остро и почти незаметно. Можно почти гарантировать, что ребенок пройдет спокойно через все кризисы, если сами родители терпимее, а в семье царит атмосфера спокойствия. ЛЮБИТЕ И УВАЖАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!