Урок по окружающему мир в 1 классе «Тайны зимнего леса»

евгения
Урок по окружающему мир в 1 классе «Тайны зимнего леса»

Урок окружающего мира в 1 классе : "Тайны зимнего леса"

Цели:

• продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

• учить детей сравнивать природные объекты; устанавливать между ними связи; делать выводы;

• расширять представления детей об охране природы;

• развивать умения работать с учебником;

• развивать познавательную активность обучающихся; наблюдательность в процессе демонстрации экранных пособий и гербарного материала;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: веточки ели и сосны, учебники, иллюстрации животных, мультимедийный комплекс, наборы рисунков следов животных, цветные карандаши,

Ход урока

Орг. момент

- Сегодня вас ожидает необычный урок. Вы любите тайны?

Запорошу я дорожки,

Разукрашу я окошки,

Радость детям подарю

И на санках прокачу.

-О каком времени года идет речь? (Зима)

-Какие признаки зимы вы знаете? (понижение температуры, выпадение снега, замерзание водоёмов)

- Что изменилось в нашей жизни с приходом зимы?

-Давайте поиграем!

- Хором отвечайте мне только «да» или «нет»!

Мы стали теплей одеваться?

Пошли мы на речку купаться?

На лыжах идём мы кататься?

Цветами в лесу любоваться?

Мы настежь окно открываем?

А дом мы с тобой утепляем?

Мы шубку скорей одеваем?

А Новый год дружно встречаем? (Молодцы)

-А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Леса уснули до весны.

А как растения, звери, птицы?

Чем все питаются они,

И что им там зимою снится зимнем лесе)

- Тема нашего урока «Тайны зимнего леса».

-Ребята, хотите в гости, в зимний лес? На чём можно оказаться в лесу?

Кто впряжен в сани? Сейчас мы поскачем на вороных конях. Усаживаемся поудобнее и под музыку Георгия Васильевича Свиридова “тройка” мы помчимся в зимний лес.

Привяжем своих “коней” к дереву и дадим им еды. Что любят лошади? (сено, овес)А сами отправимся путешествовать пешком, а то кони мчатся быстро и мы ничего не успели заметить.

-Ребята, а что мы будем делать в зимнем лесу (наблюдать, как зимуют различные растения и животные) -Кто знает,как растения готовятся к зиме (сбрасывают листву) -А зачем они сбрасывают листву() Эту тайну нам раскроет волшебное дерево. - Лист – очень важный орган дерева. Летом, когда много солнечного света листьям вдоволь хватало воды. Лишнюю воду они испаряли. А с приходом холодов стало меньше солнечного света: лист из зелёного становится жёлтым. Дерево гораздо меньше стало потреблять воды. И чтобы листочки не испаряли воду, дерево сбрасывает листву. - Сбросив листья, оно защитило себя от зимней «засухи» и от тяжести выпавшего снега! -Какие растения мы можем встретить в нашем лесу (Ель, сосна, береза, осина, липа) -На какие две большие группы их можно разделить? (Хвойные и лиственные) -Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда прорежал лес. Положите с лева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Есть ли на них листья? Присмотритесь внимательно, листьев нет, но видны следы опавших листьев, а что еще вы увидели (почки)

На месте опавших листьев сидят почки, они спят как и дерево. Что еще мы заметили (Ягоды и плоды.) - Как называется это растение (Рябина) Правильно. На ветках рябины, калины и некоторых других растений зимой сохранились плоды (учитель демонстрирует веточку рябины).

ВЫВОД: Лиственные деревья и кустарники зимуют без листьев, но с почками, а на некоторых растениях зимой сохраняются плоды.

-А теперь рассмотрите веточки хвойных растений. Как они называются (ель,сосна)

- Чем похожи (Цветом) Чем отличаются? (У ели иголки короткие, сидят по одной и колючие, а у сосны иголки длинные сидят парами и мягче)

Рассказ учителя. Хвоинки покрыты жироподобным налетом, плотные. Так они защищены от мороза и на зиму не опадают. Сосна меняет хвою один раз в два-три года, а ель – в пять-семь лет. Так что можно увидеть под хвойными растениями хвоинки. Они меняются не все сразу, а постепенно. А какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвоинки? (Лиственница сбрасывает хвоинки)

Кто знает, как называется плоды хвойных растений (шишки)

-Кто питается семенами шишки? (белка)

-Семенами шишек питается удивительная птица клест. Посмотрим как он это делает. (Просмотр видеоролика)

ВЫВОД: У хвойных растений листья (хвоинки) на зиму не опадают. (кроме лиственницы)иголки покрыты специальным налетом. который защищает хвоинки от холода и морозы им не страшны.

-А как зимуют травянистые растения? - Помните сказку «Метелица»? Приподнимая снежную перину мы видим … кустики (земляники и клюквы - Почему же им не холодно (Снег, как теплое одеяло накрывает растения)

-Вот и разгадали первую тайну зимнего леса. (Тайну растений) теперь веточки положим в корзинку и отдадим лесничему.

-Сейчас отдохнем и отправимся дальше, в глубь леса.

Физминутка:

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа березка в шубе стоит.

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайка проскакал.

От лисы он убежал.

Ой, это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

В лесу такая красота,

А нам за работу пора.

-Какую же тайну о растениях вы узнали? (Растения заранее готовятся к холодам, сбрасывая листья, прикрываясь снежным покрывалом)

-Ребята, а на снегу можно что-то увидеть (Следы)

-По ним можно прочитать, кто здесь был.

На снегу следы - как книжка:

Куропатка, заяц, мышка…

Чьи следы – вы угадайте,

Книгу леса прочитайте!

- Это чей след (СЛАЙДЫ с ЖИВОТНЫМИ)

А чей этот след мы узнаем чуть позже, а сейчас будем помогать животным готовиться к зиме.

- Посмотрите, как медведь спит в своей берлоге!

- А что помогает ему пережить долгую зиму? Давайте расскажем, как медведь подготовился к зиме с помощью картинок. Как вы думаете, что они обозначают?

Мешочек - делает запасы;

Подушка- впадает в зимнюю спячку

Дом - ищет или строит жилище.

Шуба – утепляет мех, накапливает жир.

Кисть - меняет окраску.

Ягода/ Мышь - ищет корм в зимнем лесу.

- Выберите для животного только то, что ему необходимо для зимовки. (Работа в группах)

Зверька узнали мы с тобой по двум таким примета:

Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом

- У кого такой зверёк, что вы ему выбрали? Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её …

- А что вы выбрали для лисы? Проверим!

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко!

- Что вы выбрали для лося!

- А можем ли мы - люди помочь животным в зимнее время?

- Какую же тайну нам открыли животные? (Все животные готовятся к зиме заранее).

-А теперь вернемся к этим следам, посмотрим повнимательнее и ответим на вопрос:

-Чьи следы мы встречаем чаще всего около своих домов (Следы птиц)

-Каких птиц вы видели (Ворона,сорока,воробей,синица,снегирь)

-Многие птицы живут в лесу,но, сильные ветры, морозы, стужа заставляют птиц приближаться к нашим домам. Именно сейчас, с 1 декабря по 31 марта они нуждаются в человеческой поддержке. -Как мы можем им помочь (Сделать и развесить кормушки) -Чем можно подкармливать птиц (Семечки, крошки хлеба, крупа, сало.) -Птицы не останутся в долгу перед человеком. Они отблагодарят нас весной и летом, уничтожая вредных насекомых, тем самым, спасая растения и урожай от гибели.

А на следующем уроке, благодаря умелым рукам ваших родителей,они сделали эти замечательные кормушки, мы идем в рощу, открывать птичью столовую.

-Какую же тайну зимнего леса мы отгадали (Тайну птиц)

-Понравилось в лесу?

_Что нового и интересного узнали?

-Сколько тайн зимнего леса мы разгадали? (три)

-Ну вот и лошади отдохнули, а мы немного устали. Усаживаемся поудобнее и с музыкой возвращаемся домой.

Публикации по теме:

Интегрированный урок по математике и окружающему миру «Сравнение числовых выражений» во 2 классе Тема: «Сравнение числовых выражений» Цели и задачи: 1. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи. 2. Формировать.

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Конспект НОД по лепке «Обитатели зимнего леса» (старшая группа)Конспект НОД по лепке «Обитатели зимнего леса» (старшая группа) Конспект НОД лепка Тема: "Обитатели зимнего леса" старшая группа. У деток старшей группы тема недели "Дикие животные". На этой недели мы.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Дикие животные
Автор публикации:
Урок по окружающему мир в 1 классе «Тайны зимнего леса»
Опубликовано: 9 июля 2019 в 19:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...
Проект в старшей группе «Всем советуем дружить»
Актуальность: в старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения...
Посиделки у самовара
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 78 ГОРОДА ЛИПЕЦКА ФЦКМ «Посиделки у самовара» Выполнила: Злобина Юлия Александровна...