Лучший педагог года

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Марина Белова
Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию ребёнка, становлению его духовной основы, уважения к культуре русского народа и гордости за свой родной край.

Условия возникновения и становления опыта.

Публикация «Описание опыта работы „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, города Тулы.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В Уставе МБОУ ЦО №15 в разделе «Организация образовательного процесса» предусматривается работа по воспитанию у детей любви к Родине, родному краю и его истории. Задачи, которые ставит проект воспитательной системы дошкольной образовательной организации «Родной свой край люби и знай» - это воспитание у детей любви и заботы о своем родном городе Туле, знакомство с трудом народных мастеров, её историей, формирование любви к Родине, способствование формированию основ гражданско–патриотической позиции ребенка. Эти документы заставили меня задуматься о необходимости ведения работы по знакомству детей с родным городом, с трудом народных мастеров, прославивших наш город, о привитии детям чувства гордости за свой родной город. Именно на этой основе воспитываются нравственно – патриотические чувства привязанности к своей малой и большой Родине.

Актуальность и перспектива опыта

В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом государства.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь в семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот, важно для воспитания нравственно – патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их пониманию, что их год – частица России, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

-быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи вероисповедания.

-к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни. Когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.

К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием презрением может только человек, непонимающий потребностей детства».

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, писал К. Д. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Воспитание нравственно – патриотических чувств процесс сложный и длительный, требующий от нас большой убеждённости и вдохновения. Систематическая и планомерная работа в разных видах деятельности ведёт к успешному овладению знаниями о родном городе. Основы нравственно - патриотического воспитания, заложенные в дошкольном детстве, дают ребёнку возможность в дальнейшем для развития гражданских качеств.

Таким образом, актуальность проблемы нравственно – патриотического воспитания бесспорна.

Теоретическая база опыта.

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания внесли : Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др. Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т. И. Антонова, Т. Т. Зубова и др., осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева и др., восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова т. д.)

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:

1. Принцип историзма – реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых событий и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера, а также ориентироваться на любовь к семье, к родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

4. Принцип интегративности – сотрудничество с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко – культурными особенностями Тулы.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования, что позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно – патриотические, естественнонаучные др.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Тульского края.

2. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому. Улице, краю, стране.

3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе, сопричастность к этому.

4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Новизна опыта.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Каждый педагог в процессе обучения и воспитания детей ищет самые эффективные пути их развития.

В процессе занятий с детьми выявила, что у них недостаточно сформированы знания о родном городе - герое Туле, о его культурных памятниках, о традициях предков, о людях прославивших город.

На основании этого была продолжена работа по развитию представлений у детей о родном городе, о его историческом прошлом, по воспитанию нравственно - патриотических чувств. Выработала систему работы по данному вопросу.

Знания детей через формы

Занятие Игра Игра - путешествие Занятия- беседы Экскурсии Занятия поискового характера Викторины, КВН, театр

Определила объём и содержание знаний о родном крае, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Разработала систему занятий, экскурсий, игр по данному вопросу. Занимаясь с детьми одновременно привлекала к работе родителей. Проводила с ними беседы, консультации, совместные вечера развлечений родителей и детей.

Ведущая педагогическая идея.

Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья

Детский сад

Родная улица, район Родной город

Страна, столица, символика Права и обязанности

(Конституция)

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно - патриотическому воспитанию.

Моей задачей было: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции. общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными. вызывающими интерес. Продумала, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для Тульского края.

Ведущей педагогической идеей для меня стала идея - воспитания любви к Отечеству, Тульскому краю, его историческому прошлому, культурному наследию.

Планомерная и систематическая работа по развитию у детей представлений о родном крае, патриотических чувств включает активное участие детей, где каждый ребёнок это активный исследователь. Это способствует нравственно - патриотическому развитию детей, активизации их познавательной деятельности. Исследования педагогов В. И. Логиновой, П,Г. Саморуковой доказывают, что формирование гражданина, патриота своей Родины начинается с проявления чувства любви к родителям, к своей семье, к детскому саду, родному краю. В содержание дошкольного образования введён региональный компонент, который разработан Департаментом образования Тульской области от 21.04.2003г. за номером 583. Взяв на вооружение основную задачу - ознакомление с родным краем- ведущей педагогической идеей, считаю воспитание любви к Родине, Тульскому краю, его истории, традициям, людям, прославившим город.

Технология опыта.

В настоящее время вопрос нравственно - патриотического воспитания стоит очень остро. Данная тема является очень актуальной, одной из главных тем воспитательного процесса в детском саду.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

На основе этого, мною, в течение ряда лет ведётся работа по ознакомлению детей с историческим наследием родного города, как средством нравственно - патриотического воспитания.

На первом этапе работы изучила литературу по данной теме.

Далее изучила программу по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду (П. П. Васильевой) и парциальную программу "Я - человек"(С. А. Козловой, в которых ставились задачи по знакомству детей с родным городом.

Для повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию в группе был создан, совместно с родителями, мини - музей, посвящённый "60 - летию Победы в Великой Отечественной войне".

Далее провела первичную диагностику детей по теме. Выяснила, что знания у детей о родном городе сформированы, но не систематизированы. Следующим этапом работы была систематизация всего изученного. Составила перспективное планирование, где решались следующие задачи:

познакомить детей с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями.

дать детям знания отом, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.

познакомить с памятником Л. Н. Толстого, с его творчеством, с Ясной Поляной.

дать знания о том, чем славится родной город Тула.

познакомить с памятниками защитникам Отечества (пл. Победы, танк Т- 34, Катюша).

На следующем этапе провела работу с родителями, т. к. данные знания не закрепляются в домашних условиях. Использовала разнообразные формы работы с родителями.

Формы работы с родителями

Консультации Беседы Выставки Анкетирование

Совместное проведение праздников Оформление папки - передвижки Дни открытых дверей Привлечение родителей по сбору материала

Результативность

Работая над темой "нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" ставила перед собой задачу: отслеживать результативность работы. При составлении диагностики проводила обследование детей два раза в год, в начале и в конце года. Результаты диагностики показали, что дети на высоком и среднем уровне имеют знания о родном городе, о достопримечательностях города Тулы, о людях прославивших город, о Великой Отечественной войне, но они не осмыслены, недостаточно прочные и углубленные.

В процессе последовательной, систематической работы знания детей стали более глубокими и прочными.

Результатом своей работы считаю, что у детей развиты представления о родном городе - герое Туле, о его исторических традициях, о местах боёв во время Великой Отечественной войны. Дети интересуются достопримечательностями нашей страны, знают символы государства (герб, флаг, гимн, столицу России - Москву, расширились представления детей о городах России.

Адресная направленность

Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она содержит теоретические и практические знания об особенностях развития представлений у детей о родном городе- герое Туле, о его исторических памятниках культуры, о воспитании у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, о формировании бережного отношения к природе и всему живому, развитие интереса к русским традициям и промыслам, как средство нравственно - патриотического воспитания

Трудоёмкость опыта.

Мой опыт работы по данной теме складывался не сразу. Поняв актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста, начала работу по данному вопросу с изучения литературы по данной теме. Этих знаний оказалось недостаточно. Необходимо посещение музеев: самоваров, музей "Тульский пряник", музей им. Белобородова, музей оружия, Тульский краеведческий музей. Собрав необходимую теоретическую информацию, начала оборудовать в группе мини - музей:" Мой край родной", " 70–летие Победы в Великой Отечественной войне"(открытки, фотографии. иллюстрации, слайды, книги, значки). Собрала и систематизировала русские народные пословицы, поговорки, стихи о Туле, об исторических памятниках, о Тульских мастерах. Посетила библиотеки и школьный музей, с целью обсуждения проблем преемственности в работе детского сада и школы по данной теме.

Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных глубоких постулатов:

1. Корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

2. Семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

3. Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий выражены в фотовыставке. Не менее интересно провести "мини- исследование". Причём воспитатель вместе с родителями выбирает и определяет тему исследования, разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории предприятия и т. д. безусловно, всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к родине.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Салют Победы» Актуальность проекта: В 2015 году вся наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта знаменательная дата в истории.

План самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности» .Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок" ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к своему отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Беседа «Так начиналась война» Беседа в подготовительной группе на тему: «Так начиналась война» Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою родину советские.

Нравственно-патриотическое воспитание (из опыта работы) Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой,- сохранение культурной самобытности.

Обобщение опыта по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СЛАЙД №1 Заставка - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Арутюнян. В. В. - я воспитатель МБДОУ Чебурашка ст. Гиагинской СЛАЙД №2 Мне.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Актуальность и перспективность опыта Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Нет.

Программа работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего возраста» Программа работы по самообразованию. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание у детей старшего возраста» Воспитатель МБДОУ Центр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2016 в 19:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД