Грибанова Екатерина Михайловна
Описание опыта работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Публикация «Описание опыта работы по теме: „Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное воспитание дошкольника исследовали многие отечественные и зарубежные учёные, в частности: Л. С. Выготский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. Н. Подьдяков, Л. А. Венгер, Ф. Фрёбель, О. Декроли, М. Монтессори, Я. А. Коменский, И. Песталоцци и др. Труды учёных послужили научной основой для проведённой работы.
Проблема сенсорного воспитания не потеряла своей актуальности и в наши дни. Мир, окружающий современного ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению поступающих задач. Однако тенденция развития современного общества привела к тому, что дети всё больше времени проводят у телевизоров. Родители же в силу своей занятости или недостаточной информированности в вопросе сенсорного воспитания, не уделяют достаточного внимания своим детям. А ведь первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в младшем дошкольном возрасте. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления об общепринятых сенсорных эталонах, о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.
Конечно же, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания так или иначе, воспринимает окружающую среду. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Поэтому я уделила особое внимание последовательному и систематическому включению сенсорного воспитания в режимные моменты. Целью данной работы является – сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
В своей работе придерживаюсь следующих педагогических принципов, общих для различных альтернативных подходов, ориентированных на сенсорное воспитание: наглядности; доступности; научности; последовательности и систематичности; учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; интеграции усилий ближайшего окружения.
Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, что вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. Поэтому основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий, а также включении несложных фокусов, способствующих сенсорному развитию, в образовательный процесс.
В своей работе особое внимание уделяю организованным дидактическим играм, упражнениям с дидактическим материалом и детскому экспериментированию. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты провожу в русле игровой направленности с присутствием сказочных персонажей.
Дидактическую игру успешно использую и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство социально-личностного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Важное значение имеют и упражнения с дидактическим материалом, основанные на практических действиях с деталями дидактических игрушек.
При проведении образовательной деятельности традиционные формы и методы сочетаю с здоровьесберегающими технологиями: физкультминутки, игротерапия, психогимнастика и гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастика.
Особое внимание в педагогическом процессе уделяю созданию условий для сенсорного развития детей в процессе организации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
В группе были созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка я учитывала следующие критерии: доступность, безопасность, эстетичность, соответствие возрастным особенностям. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач.
Обогащению чувственного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы. Различные материалы, инструменты и пособия, способствующие развитию ощущений и восприятия, находятся в спортивном уголке, в уголке художественного творчества, в уголках конструирования и театра.
На прогулке также использую различные возможности для сенсорного воспитания: останавливаю детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг; организую наблюдения и опыты.
Таким образом, созданные условия способствуют: стимуляции сенсорных функций; развитию мелкой моторики; стимуляции двигательной активности; активизации когнитивных процессов (память, мышление, внимание, восприятие); снятию мышечного и психоэмоционального напряжения; повышению мотивации к самостоятельной деятельности.
Важнейшим условием успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребёнка и педагогическая грамотность не только воспитателя, но и родителей. Взаимодействие с семьями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Повышение компетентности родителей в данном вопросе осуществляется мной в разных формах: коллективной (родительские собрания, консультации, семинары-практикумы); индивидуальной (беседы); наглядно-информационной (папки-передвижки, фотографии, выставки детских работ). Благодаря родителям в группе появились различные дидактические пособия, развивающие представления детей о цвете, форме, величине предметов.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме способствовала развитию разных видов восприятия у детей, помогла в совершенствовании мелкой моторики рук, эффективно помогает развивать познавательную деятельность, оказала положительное влияние на развитие речи.
Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, познавательного, умственного и физического развития, эстетического воспитания. Результаты работы могут быть использованы в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста.