Получи документы

Описание опыта работы по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, его природе и ее обитателях

светлана юнак
Описание опыта работы по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, его природе и ее обитателях

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Почемучка»

Камчатский край, Елизовский район, п. Новый

Юнак Светлана Леонидовна

воспитатель

Описание опыта работы :

Тема: «Удивительное рядом»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

И только Россия еще способна

сегодня потрясти богатством

своего природного наследия.

Сберечь эту удивительную природу –

Публикация «Описание опыта работы по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, его природе и ее обитателях» размещена в разделах

вот шанс выжить будущим поколениям.

Принц Филипп, почетный президент

Всемирного фонда дикой природы

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. За последние десятилетия мир основательно изменился. На этапе дошкольного детства самое важное – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, кото-рые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Учитывая актуальность проблемы и заинтересованность детей, основным направлением своей деятельности я выбрала воспитание у дошкольников любви к родному краю, его природе и ее обитателях. Хочу помочь детям научиться видеть, понимать красоту и вели-чие малой Родины. Думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и свя-занное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощу-щать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Такие знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звез-дой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш Камчатский край.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стоит задача – знакомить детей с разнообразием родной природы. В свя-зи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Знакомить детей с представителями флоры и фауны я начинаю с объектов ближайшего окружения. Предпочтение отдаю принципу регионализма, а не глобализма. Ведь крайне важно показать ребенку особенности взаимоотношений в природе на приме-ре региона, в котором он живет. Мне очень хочется, чтобы дети увидели красоту родного края, преобразования, происходящие в нем каждый год, и начали гордиться своей малой родиной.

Интерес к природе воспитывался в ДОУ всегда. С 2000 года мы являемся активными уча-стниками конкурсов, организованными Кроноцким государственным биосферным запо-ведником и природным парком «Вулканы Камчатки». Цель этих конкурсов – пропаганда знаний о Кроноцком заповеднике и Южно-Камчатском федеральном заказнике, их расти-тельном и животном мире, уникальных объектах данных ООПТ. Побудить людей больше узнать о растениях, животных, о том, какую роль они играют в жизни человека, задумать-ся о том, нужна ли им помощь. Постараться донести идею, что забота о них формируют среду нашей жизни – это задача, не имеющая границ, актуальная для всех людей, где бы они не жили.

В 2009 году мною разработан проект «КВН «Экологическое ассорти». При разработке проекта я учитывала знания детей о заповедниках, о назначении Красной книги. Проект занял третье место среди методических работ, посвященных ООПТ в центре охраны ди-кой природы в г. Москва. Наградой за победу в конкурсе была эколого-просветительская экскурсия в Долину гейзеров для педагогов, распространяющих идеи заповедного дела среди подрастающего поколения Камчатского края. Впечатления экскурсии вдохновили меня на ознакомление детей с заповедными территориями Камчатки, с ее уникальными и загадочными природными явлениями, ведь в силу различных обстоятельств не все жители Камчатского региона могут позволить увидеть красоту долины собственными глазами.

Поставила перед собой цель: развивать познавательную активность дошкольников, фор-мировать предпосылки экологического сознания, понимания целостности природы сред-ствами краеведческой деятельности. Достижение цели решается определенными мною задачами:

- Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к особо охраняемым при-родным территориям

- Способствовать развитию творческой и познавательной активности детей, умению рас-суждать и сопереживать

- Расширять представление детей о многообразии окружающего мира

- Расширять опыт восприятия мира природы, способствовать развитию воображения

- Формировать представления о зависимости состояния природы от действий каждого че-ловека

При построении системы работы я обратила особое внимание на следующие направления:

Познавательно-развлекательное направление- знакомство с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занима-тельной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и т. д.)

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Я изучила познавательную и методическую литературу. Прочитала научную и художест-венную литературу о Кроноцком заповеднике. В своей работе использую «Методическое пособие для проведения тематических занятий о Кроноцком заповеднике и Южно-Камчатском федеральном заказнике» Л. С. Марченко, методическое пособие по экологиче-скому образованию детей дошкольного возраста «Знакомство дошкольников с биоразно-образием Камчатки» Е. А. Бурдун, А. И. Волкова, учебно-методическое пособие «В союзе с природой» Л. И. Греховой. Использую их как дополнительный материал к занятиям и как региональный компонент. Практические советы, как знакомить дошкольников с приро-дой, организовывать наблюдения на прогулках содержатся в книге «Детям о природе», автора М. В. Лучич. Важные вопросы затронуты в книге «Родной край» Жуковской Р. Г. и др. авторов. В ней предлагается методика ознакомления детей с родным краем, с собы-тиями и явлениями общественной жизни. Ценный материал, интереснейшие занятия, игры содержатся в новых, современных книгах, направленных на экологическое воспитание. Использую в своей работе рекомендации из учебного пособия П. Маневцовой «Мир природы и ребенок», из программы Н. Рыжовой «Наш дом - природа».

Из книг я взяла сведения о растениях и животных Камчатского края, его климатических особенностях, экологических проблемах и охраняемых природных памятниках, и в дос-тупной форме использую их на занятиях с детьми и вне занятий.

Сегодня знакомство с удивительными объектами в нашем детском саду осуществляется при тесном контакте с сотрудниками заповедника. За время совместной деятельности был разработан план эколого-просветительских мероприятий между МБДОУ №27 и ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник».

В рамках данной темы мною разработан и систематизирован методический инструмента-рий:

- перспективный план работы;

- комплекс познавательных интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с малой родиной;

- цикл экскурсий и наблюдений;

- консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ;

- разработана рабочая программа «Удивительное рядом» - использование регионального компонента в образовательной области «Познавательное развитие»;

- оформлен уголок экспериментирования «Хочу все знать», уголок природы.

- оформлен краеведческий уголок «Камчатка – край родной». Здесь подобрана научная и художественная литература для детей о заповедниках, приобретены диски о заповедных местах Камчатки, карты Камчатского края, России;

- подобраны и сделаны дидактические игры и пособия, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и драматизаций, продукты детской деятельности. Поддержку и помощь в оформлении уголка оказали сотрудники детского сада и наши незаменимые помощники – родители.

В своей работе использую нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрас-тные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить их знания, использую ИКТ (интерактивная доска). Они, в силу своей наглядности, красочности, позволяют мне эффективно строить процесс изучения новых понятий, обобщения и систематизации знаний. «Виртуальные экскурсии» дают возможность посетить заповедные и недоступные места Камчатки. Стараюсь как можно больше дать детям знаний о заповедниках, объясняя их необходимость. Очень хочу, чтобы они не только знали, но и научились охранять природу, мечтали быть похожими на людей, работающих в заповедниках.

Значительное место занимает исследовательская работа – проведение опытов, наблюде-ний. Главным является то, что ребята принимают непосредственное участие в исследова-тельской деятельности. Она помогает мне развить у детей познавательный интерес, уме-ние мыслить логически, обобщать. В ДОУ создана творческая группа. В этом учебном году работали над темой : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у до-школьников».

Кроме этого я систематически планирую и провожу целевые прогулки и экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации по экологическому воспитанию. Во время экскурсий знакомимся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. А это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Ежегодно с воспитанниками мы принимаем активное участие в различных районных, областных и всероссийских акциях, направленных на формирование экологической культуры, проявление гражданской позиции, сохранение благоприятной окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов для здоровья и благополучия людей. Это «Марш парков», «Покормите птиц», «Осеннее настроение», «Возьмите дерево в свою семью», «Осенний листопад», «Белая тропа». Это еще одна возможность узнать как можно больше о природе и животном мире заповедников. Дети и родители посещают библиотеки, читают дополнительную литературу, ищут новую информацию. Заслуженно имеем многочисленные награды.

В 2013 году мы участвовали в краевой акции «Покормите птиц зимой». Проделали огромную работу : провели анкетирование родителей «Что мы знаем о жизни птиц зимой», своими руками сделали и раздали жителям поселка кормушки, листовки «Покормите птиц», оформили папки-передвижки о птицах, стенгазеты для родителей. Дома дети с родителями сделали и повесили на территории детского сада, поселка и у себя дома кормушки. За участие в акции нам вручили грамоту – 2 место. В апреле 2015 года мы приняли участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Лучший проект - 2015» в журнале «Детский сад будущего – галерея творческих проектов». На конкурс представили свой проект «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Ждем результатов нашей работы.

Участвуя в конкурсе, посвященному всемирному Дню морей и океанов, мы сняли видео-ролик «Мир, глазами детей». Этим видео мы хотели показать свое отношение к миру при-роды. В конкурсе заняли первое место.

В 2012 году я приняла участие во всероссийском конкурсе «Лучшее мероприятие проти-вопожарной тематики» в рамках «Марш парков – 2012». За методическую разработку иг-ры-викторины «В лесу пожарам скажем – НЕТ!» была награждена дипломом первой сте-пени (г. Москва, центр охраны дикой природы).

Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализа-ции личностно-ориентированного подхода в образовании – это проектирование. Поэтому, в2012 году я разработала долгосрочный проект (на 2 года)«Раскудрявая рябинушка» в связи с объявленным конкурсом от Кроноцкого заповедника «Возьмите дерево в свою семью». Работая над проектом, мы с родителями и детьми собирали информацию о рябине, посещали библиотеку, готовили презентации, сочиняли стихи, частушки. Корреспонденты телекомпании «Вести Камчатка» подготовили репортаж о нашей рябине. Информационно-телевизионное агенство «ТРИО» - СРМ Камчатка» подготовило материал «Конкурс от Кроноцкого заповедника», который вышел в эфир телеканала «Общественное Телевидение России».

Участникам первого и второго года конкурса Кроноцкий заповедник подарил саженцы хвойных и плодово-ягодных деревьев. С детьми и их родителями мы высадили эти дере-вья на территории детского сада. Семьи наших воспитанников взяли их «в свою семью» и с удовольствием ухаживают за питомцами.

Завершением проекта стал праздник «Именины у рябины» с приглашением представите-лей Кроноцкого заповедника, детей и родителей. Такой подход способствовал сотрудни-честву, эмоциональному, психологическому сближению взрослых и детей, дал возмож-ность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка. За эту работу мы получили сразу две награды – победа в муниципальном конкурсе педагогических проектов «Сказка…Неожиданные открытия» и в международном конкурсе проектов «Adopt a Tree! - Возьмите дерево в семью!», а также мне была подарена путевка в Кроноцкий заповедник на экскурсию к Курильскому озеру.

В тесном контакте мы работаем и с учителями начальных классов Нагорненской и Пио-нерской средних школ. На открытых просмотрах непосредственно образовательной дея-тельности дети показывают хорошие знания о природе родного края, отлично ориентиру-ются по карте Камчатки.

Для расширения и углубления знаний детей о заповедниках я веду кружок «Заповедные Кроноки».

Два раза в год провожу мониторинг по усвоению знаний о Кроноцком заповеднике, живой и неживой природой.

За время работы по данной теме заметила, что у детей лучше развивается наблюдатель-ность, появилось сознательное отношение к окружающей природе. Они уважают все жи-вое, бережны и внимательны к нему. Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, лю-дям, которые живут рядом.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через привитие любви к родному краю Моя малая Родина – городок, вокруг поля, пустынные улицы, пыль дорог, тополя… Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим.

Формирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краюФормирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краю последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное.

Из опыта работы «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Моя Родина… Сколько ассоциаций возникает у взрослого человека, когда он.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному городу». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, вырос, учился, где живут его друзья, родные и близкие.

Сообщение из опыта работы на тему «Работа с родителями по воспитанию у детей любви к природе». В. Сухомлинский учил: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых.

Воспитание любви к родному краю «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства.

Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитание любви к родному краю у дошкольников В данное время стала актуальной проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Дошкольное детство – важнейший период становления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, его природе и ее обитателях
Опубликовано: 9 января 2017 в 12:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД