Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников как важнейшее направление педагогической деятельности

Надежда Зимогляд
Экологическое воспитание дошкольников как важнейшее направление педагогической деятельности

Главным направлением деятельности нашего детского сада является познавательно-речевое развитие детей, поэтому особое внимание уделяю экологическому воспитанию детей, так как считаю, что только экологически воспитанный человек может бережно и заботливо относится к природе, ко всему живому на земле. Выбор мною данной темы обусловлен тем, что я сама сторонник бережного отношения к природе и поэтому решила, что необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников как важнейшее направление педагогической деятельности» размещена в разделах

Работая по данному направлению, занятия, прогулки, игры простраиваю на экспериментальной деятельности, так как такой вид деятельности значительно повышает познавательный интерес дошкольников. Поэтому цель своей педагогической деятельности определила как, осуществление качественной реализации программы "Истоки" по разделу "Природа и ребёнок" через практическую деятельность. .

Для реализации данной цели определила следующие задачи:

1. Создать условия для исследовательской деятельности дошкольников.

2. Научить детей проводить опыты, формируя у них запас экологических впечатлений.

3. Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию их детей.

Для организации практической деятельностью и общения детей использую социо- игровые подходы Е. Е. Шулешко, к собственной педагогической деятельности,что позваляет обеспечивать различную организацию детей (парами,компаниями, и т. п.) на занятиях, наблюдениях. индивидуальной работы с детьми, так как считаю каждого ребёнка личностью.

Изучила и применяю программу Н. А Рыжовой "Наш дом-природа", которая даёт мне возможность осуществлять педагогический процесс с использованием опытов,наблюдений в природе, экологических игр в увлекательной форме,что позволяет развивать мыслительную деятельность детей и развить познавательный интерес. Поэтому опыты, исследования использую:

--- на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, ;(Л. Толстой "Хотела галка пить", р. н. с "Дед и сова" и др. ,при составлении сказок("Случай в лесу", "Про микроба Петьку". и др.)

На примере русской народной сказки "Дед и сова", дети сделали вывод, что в природе всё взаимосвязано.

Исследуя воду на наличие в ней посторонних веществ, дети сочинили сказку про микроба.

---на занятиях с окружающим миром,природой

---в различных видах продуктивной деятельности : лепка,аппликация,конструирование,рисование.

---при наблюдениях, экскурсиях в лес;(направление ветра,где лучше растёт трава и почему и т. д.

Использую личностно-значимые для детей объекты природы:домашних животных;кошку,собаку,комнатные растения, природный материал. Дети на основе своих наблюдений составляют рассказы,загадки, сказки. Экспериментирование, наблюдения всегда сопровождаю обсуждением с активным участием детей. Использую на протяжении всей своей работы литературные произведения В. Бианки,М. Пришвина, К. Ушинского, Л. Толстого и другие, которые доступны детям этого возраста, и достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. После чтения с детьми я проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Очень приятно, когда дети сами задают вопросы, где видно, что у них проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", " А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?". Очень важно донести до детей смысл произведения. Также использую художественные образы в самостоятельной деятельности детей (старичок-лесовичок, бабушка-загадушка и другие). Дети сочиняют целостную сказку,опираясь на набор изображений её возможных персонажей. Приобщаю детей к основам рукоделия. Из природных и искусственных материалов учу детей создавать оригинальные аранжировки, которые используем для украшения одежды и групповой комнаты. В результате 60% детей эмоционально откликаются на красоту природы, одежды и убранства помещений, 55% - проявляют интерес к декоративному искусству, дизайну.

В работе по экологическому воспитанию учитываю следующие принципы:

---Научности и доступности обучения, что позволяет вызывать у детей особый интерес:1) к таким явлениям природы,как снегопад,метель,гроза, град, иней,туман;2) к изменению объектов,переходу вещества из одного состояния в другое (снега и льда- в воду; воды - в лёд и т. п.). Например :исследуя различные состояния воды,провожу наблюдения на улице и дома (что происходит с водой при различных температурах, экспериментирование с водой, рисуем "Портрет воды". Стараюсь подбирать объекты, явления, доступные ребёнку, сущность которых он может познать в процессе практической деятельности.

---Системности и последовательности, что позваляет формировать у детей способность систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.

---Регионизма, что позволяет формировать экологические представления,навыки экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде через знакомство с объектами ближайшего окружения: помещением дошкольного учреждения и его территорией, ближайшим лесом, дачей.

Так как характерной особенностью детей дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать где, что и как растёт, живёт и т. д., стараюсь быть для детей источником новых интересных сведений, объяснений. На протяжении всего дошкольного периода помогаю детям пополнить знания об окружающем мире и использовать их в опытно-исследовательской работе. Для этого:

--Разработала и применила в своей работе проект "Войди в природу другом", что позволило решить такую проблему, как неправильное, а порой и жестокое обращение детей к природе.

--Разработала блок занятий "Вода","Воздух",что позволило сформировать интерес у детей к объектам неживой природы и навыки проведения наблюдений за ними. Дети усвоили значение воздуха и воды в жизни человека и других организмов. В результате воспитанники научились сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; развили речевые и умственные способности.

Пересмотрела экологически развивающую среду.

Создала опытно-исследовательскую лабораторию. Работая в лаборатории,дети превращаются в "учёных", которые проводят опыты,наблюдения. Провели опыты "Какой бывает вода?", "Воздух вокруг нас","Растворимость веществ в воде". и другие. Приобрела для этого различный, практический материал:ёмкости для экспериментирования, материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом:фильтры, краски, соль, сахар, разного диаметра трубочки, лупы, пластмассовые стаканчики на каждого ребёнка, фартуки, песочные часы. Сделала карточки-схемы для фиксации опытов и другое,что позволяет детям самостоятельно проводить опыты,обеспечивает развитие познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

---Разучила и провожу с детьми игры экологической напрвленности("Путешествие капельки","Деревья и червяки","Где чей домик" и др. ,что позволяет в игровой форме закрепить представления о круговороте воды в природе, познакомить детей с "волшебными превращениями" листьев в почву (круговорот вещества).

Знакомя детей, с ростом, развитием и размножением живых организмов,с разными состояниями веществ (вода,лёд,снег, формируя у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, в непосредственно образовательной деятельности использую разнообразные методы и приё мы: эксперементирование и поисковые ситуации, решение ребусов и кроссвордов, мини- спектакли.

При формировании экологических знаний у детей я придавала большое значение исследовательской деятельности- проведению опытов. Опыты я всегда строила на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В ходе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Через такие незначительные по масштабам действия, как посадка деревьев, выращивание цветов, уборка мусора,

исследование участков детского сада формирую гражданскую позицию дошкольника.

Также экологическое воспитание связываю с физической активностью и здоровьем ребят, так как понимаю,что здоровье детей зависит от состояния окружающей среды и от собственного поведения. Учу их не употреблять загрязнённую воду, не рвать траву,она может быть ядовитой и др. С этой целью провожу с детьми опыты со снегом, как снег при воздействии тепла превращается в грязную воду. На примере опыта ребята уже делают вывод, что снег есть нельзя, так как это вредно для собственного здоровья. Регулярно провожу закаливающие процедуры : босоножье,солевые, массажные дорожки, воздушные ванны, полоскание и др. В результате в группе снизилась заболеваемость детей. В доступной для детей форме формирую представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье. Дошкольники знают, что нельзя гладить бездомных животных, так как это опасно для здоровья.

В экологическом воспитании детей, несомненно, большое место отводится родителям, как равноправным партнёрам образовательного процесса. Для привлечения и повышения их компетентности подготовила провела консультации и родительские собрания экологической направленности("КВН",викторины, "Прогулки в лесу", и др.).Также родители приняли участие в эколого-оздоровительных экскурсиях в лес с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей. Родители с большим удовольствием помогают озеленять территорию участка детского сада. Дети и родители совместно сделали тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе.

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

В каждом ребёнке я вижу личность и поэтому мне с ними легко работать.

Публикации по теме:

Макет «Саванна» (в период дождей)Макет «Саванна» (в период дождей) Особое внимание детей уделяю экологическому воспитанию. Хочется, чтобы мои воспитанники выросли чуткими и внимательными, любили природу.

Самоанализ работы по теме «Формирование основ экологической культуры с детьми дошкольного возраста» Более 20 лет я работаю над темой "Формирование основ экологической культуры с детьми дошкольного возраста". Перед собой поставила следующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников как важнейшее направление педагогической деятельности
Опубликовано: 20 января 2014 в 17:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД