МААМ-картинки

Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада

Симакова Валентина
Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада

Опыт физкультурно-оздоровительной работы

в условиях детского сада.

Выполнила: воспитатель I категории

Симакова В. Я.

п. Ковернино

2000 г.

«Я не боюсь ещё раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Публикация «Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада» размещена в разделах

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье- правильная, нормальная деятельность организма».

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых людей заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физически незрелых» новорождённых увеличилось в три раза. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Макаровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих по успеваемости детей 85-90% отстают не из-за лени или неразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

По статистике, каждый больничный лист выдается по уходу за ребёнком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребёнка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьёзным заболеваниям.

В чем же причины повышенной заболеваемости?

Всем хорошо известно слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощённо – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия- своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т. д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы,т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так по данным большинства исследований, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровья, зависит от двигательной активности.

В последние десятилетия всё большее внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы- следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, «заорганизованности» воспитательно – образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т. д.

Известный физиолог Щеловянов Н. М. писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Т. о. детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведёт к ухудшению здоровья ребёнка (М. Ю. Кистовская, П,К, Анохин, Л. З. Неверович и др.)

Ребёнок начала XXIвека, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации:

1. Накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки.

2. Переедание.

3. Гиподинамия.

Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребёнка, и в первую очередь увеличению роста и веса теле. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Общепринятая система физического воспитания не может решить данные проблемы т. к. :

1. Не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных регионах России.

2. Не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.

3. Не реализует потребности детей в движении и др.

Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей (вследствие нехватки врачей и среднего медицинского персонала) так же не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей.

2. Формирование жизненно необходимых умений и навыков у ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение физического и психологического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Т. о. триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

1. Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.

2. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения.

3. Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.

4. Воспитывать здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в детском саду должны быть созданы определённые условия.

В группах должно быть выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажёров. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместить в нем гимнастические стенки с набором приставных досок и лестниц, разновысотные тумбы и скамейки, душ, кубы, мишени. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Вот уже три полных учебных года 2000-2003 я работаю с детьми средней, старшей, подготовительной группы по физическому воспитанию. Два года я работала на полставки освобождённым физоргом. Занятия в этих группах проводились мною регулярно. Расписание занятий было составлено следующим образом:

В средней группе – 2 раза в неделю.

В старшей группе – 2 раза в неделю.

В подготовительной группе – 3 раза в неделю.

Кроме физкультурных занятий я до сих пор разрабатываю утреннюю гимнастику во всех группах (плюс ещё 2 первых класса, ряд закаливающих мероприятий, опробовала новые методики физической культуры с детьми.

Утренняя гимнастика.

Проводится мною во всех группах детсада.

8:05 – 8:15 – два первых класса.

8: 20 - 8:30 –IIмладшая и средняя группа.

8:30 – 8:40 старшая и подготовительная группы.

На протяжении всего учебного года дети выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики в облегчённой одежде,в одно и тоже время в зависимости от возраста.

Зарядку, как и занятия,начинала с разминки стоп ног, для профилактики плоскостопия; обращала пристальное внимание на осанку детей; комплексы были подобраны в зависимости от возраста и особенностей детей. Дети теперь современные, родители молодые, красивые, дома слышат ритмичную современную музыку. Поэтому и в детском саду дети занимаются под современную, эстрадную, как отечественную, так и зарубежную музыку. Особое внимание обращалось мною на ритмичность и мелодичность, чтобы детям сразу захотелось двигаться, танцевать и выполнять разные физические упражнения. Известно, что музыка оказывает эмоциональное влияние на детей. Она помогает двигаться выразительно, ритмично, координированно. Музыкально – ритмическое движение даёт ребенку возможность почувствовать радость от слияния движений тела с музыкальным ритмом, выразить своё настроение.

Характер музыки придает различные оттенки движениям детей. Так под марш дети подтягиваются, идут, гордо подняв головы и выпрямив спины, чётко согласуя движения между собой. Ходьба становится для них осмысленной, эмоционально окрашенной. Под плавную, тихую музыку ребята идут спокойно. Быстрая, громкая музыка побуждает их к бегу, подскокам. Внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом к остановке или смене движений.

Установлено, что наиболее целесообразно выполнять под музыку такие основные виды движений, как ходьба, бег, прыжки на одной и двух ногах, на месте и с продвижением вперед. Под музыку выполняются несложные упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча, передачей мяча друг другу. Музыкальное сопровождение этих движений удобно, т. к. они просты и дети могут осуществить их в общем темпе и ритме. Из так называемых общеразвивающих упражнений чаще всего под музыку выполняются движения рук, приседания, наклоны, повороты. Эти упражнения проводятся в игровой форме, с предметами и без них. Музыка по содержанию, темпу, форме должна соответствовать характеру упражнений. Тогда она будет способствовать формированию двигательных навыков, их совершенствованию. Вместе с тем нельзя допускать искажения музыкального сопровождения с целью сделать его более удобным для сопровождения того или иного движения.

Только научившись слушать музыку и воспроизводить в движениях эмоциональное состояние, ребёнок сможет понять и услышать своё тело. Благодаря этому он сможет передавать своё настроение через движения. Постепенно его движения станут «музыкальными» даже в отсутствие музыкального сопровождения.

На занятиях физкультурой с музыкальным сопровождением применяются мною разработанные фонограммы с современными детскими весёлыми песнями и взрослыми эстрадными. Каждая фонограмма состоит из четырёх законченных музыкальных произведений. Музыка с частотой музыкальных акцентов 108-120 ударов в минуту используется для сопровождения ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в движении и т. д.

Общеразвивающие упражнения, выполняемые на месте, разделены на две подгруппы. Для каждой выбирается отдельное музыкальное произведение. Упражнения для рук, приседания, повороты и наклоны туловища (первая подгруппа, выполняются в умеренном темпе. Вторая подгруппа, включает махи ногами, бег и прыжки. Для проведения этих упражнений используется музыка с частотой ударов 140-160 в минуту. Частота музыкальных акцентов 50-80 в минуту предусматривается для заключительной части занятия, в которой преобладают ритмо-пластические упражнения.

Утренняя гимнастика состоит из трёх частейей. Первая часть – упражнения охватывающие все группы мышц – от мелкой мускулатуры пальцев ног, рук, шеи, плечевого пояса, бедра; использую наклоны, повороты, прыжки с хлопками т. е. задача этой части утренней гимнастики - пробудить организм, зарядить его энергией, разогреть. Затем, после такой энергичной части, восстанавливаем учащённое дыхание на нормальное ( методом: четыре коротких носовых вдоха и медленный с шумом ш-ш-ш-ш-ш выдох – 4-6 раз, переходим к упражнениям на полу (ко 2 части гимнастики).

Дети вместе с тренером выполняют ряд упражнений на гибкость позвоночника, на укрепление мышц ног, живота, тренировки вестибулярного аппарата.

Для младшего возраста использовала игровые приемы – входим в образ домашних животных: кошек, собачек, петушков, гусей, уточек и т. д.

Обязательно третьей составляющей частью для профилактики простудных заболеваний мной используется точечный массаж.

Каждый орган имеет своё представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своём состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких «представителей» на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, т. к. связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма. При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов, могут ухудшиться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И, наоборот, при возникновении воспалительных процессов и дегенеративных изменений в слизистой - появляются нарушения в области кожи и регуляторов.

Вот почему у людей с хроническими риносинуситами, тонзиллитами, отитами и другими заболеваниями лор-органов рано или поздно возникают вегетососудистые, нейроэндокринные, иммунные дисфункции, приводящие к тяжёлым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желудочно – кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и др.

Насморк- одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые зачастую намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Точечный самомассаж – это надавливание пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцентивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии даёт хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Дети прекрасно и быстро это усвоили зеркальным методом, т. е. смотрели на взрослого и выполняли у себя нехитрые манипуляции. Контролировали себя они в зеркале, которое есть на стенах в музыкальном зале.

10-я точка (пощипывать сверху вниз, оттягивая мочку уха сильно вниз)

11-я точка (массировать пальцем ушную раковину)

Затем после нехитрой процедуры с детьми переходим на ладони рук.

Под музыку дети с удовольствием гладили, массажировали свои ладони. Для младших детей использовала сказочные образы. Вот пальчик бегает по ладони, а дети проговаривают:

«Колобок, колобок,

Колобок - румяный бок.

По дорожке побежал,

И лисичку повстречал!

А лиса его- «Ам!»- и съела.»

Обязательно в конце утренней гимнастики было и есть вхождение в образ. Дети представляли себя на берегу лесного прозрачного ручья и руки опускали лодочкой в ключевую чистую воду, набирали её в ладони «пили» и умывались. В зависимости от длительности музыкальной композиции и сказочных образов, дети младшего возраста находились в движении 10-12 минут.

Первоклассники, которые обучаются на базе детского сада и подготовительная группа, получают третьей частью гимнастику для глаз. Обязательна для всех обучающихся воспитанников.

Гимнастика для глаз.

1-е упражнение: дети, работая только глазными яблоками перемещают взгляд влево, затем вправо (8 раз, затем вверх, вниз (8 раз).

2-е упражнение: вращательные движения глазами; круговые движения влево, а затем вправо.

3-е упражнение: сосредоточить взгляд на вытянутых руках, на уровне кончика носа. Затем медленно подводить пальцы на руках к кончику носа, пристально следить за ними взглядом, а затем медленно отводить пальцы от кончиков носа (4 раза).

4-е упражнение: закрыть глаза и подушечками указательных пальцев мягкими вращательными движениями массировать веки глаз (10 секунд).

5-е упражнение: подвести к глазам ладони рук на расстояние читаемой книги и внимательно рассмотреть складочки на ладонях 10 секунд, а затем на дальней стенке зала сосредоточить взгляд на чёрной точке, заранее приготовленной и также досчитать до 10.

6-е упражнение: сильно сжать- закрыть глаза, а затем открыть их, как бы «распахнуть на мир» (4 раза).

Затем также как и у малышей шло представление лесного отдыха на берегу леса с ключевой водой. «Ходьба по ручью, брызганье руками и умывание».

Наблюдая за детьми первоклассниками можно сделать вывод: дети, которые не пропускали утреннюю гимнастику, выполняя все предлагаемые упражнения, прекрасно чувствовали себя на уроках, меньше уставали, справлялись со школьной программой.

У них меньше уставали глаза, хорошо работала мелкая мускулатура пальцев. У этих учеников хорошие результаты по письму, чтению, математике.

Публикации по теме:

Интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС Частное дошкольное образовательное Учреждение Детский сад №1 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Санкт-Петербурга.

Опыт работы детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. Североморска Заведующий МБДОУ д/с № 12.

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..

Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи» Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи». Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Опыт работы с детьми с нарушениями зрения в общеразвивающих группах детского сада. Хотелось немного поделиться своим небольшим опытом работы в воспитании и обучении детей с ОВЗ. Недавно в общеразвивающих группах нашего.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада» Младший дошкольный возраст-наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические.

Интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования План по самообразованию на тему: «Интеграция физкультурно - оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования».

Анализ деятельности детского сада за период летне-оздоровительной работы 2017 года В течение летнего периода 2017 года детский сад работал в соответствии с планом летней оздоровительной работы. План работы в летне-оздоровительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада
Опубликовано: 14 января 2018 в 22:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД