Светлана Векшина
Опыт и результаты работы «ТРИЗ как средство развития творческих способностей ребёнка в процессе рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя работа по данной теме проводилась в течение двух лет. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература по развитию творческих способностей ребёнка, методика ТРИЗ, журналы «Дошкольное воспитание». За основу своей работы по изобразительной деятельности брала программу «Цветные ладошки».
Публикация «Опыт и результаты работы „ТРИЗ как средство развития творческих способностей ребёнка в процессе рисования“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Программа «Цветные ладошки» - это учебно-методическое пособие по изобразительной деятельности для всех возрастных групп, автор И. А. Лыкова. Это программа основана на результатах многолетней научной работы автора и представляет новый подход к художественно-творческому развитию ребёнка, в котором гармонично сочетается классика и современность, традиции и новаторство.
Исходя из этого, уже со второй младшей группы, я начала вести подготовительную работу по развитию творческих способностей у детей. Благодаря стартовой диагностике, я определила уровень развития у каждого ребёнка. Уровень способностей и темп развития отличался у разных детей. Поэтому я старалась осуществить индивидуальный подход к детям. Способным детям старалась давать более сложные задания, детей с низким уровнем, которых было большинство, старалась вовлечь в учебный процесс, выдвигая перед ними в первую очередь игровую мотивацию. Движения рук у детей были неуверенные, следы на бумаге слабые, нечёткие; нет самостоятельности в изображении. Результаты исследований оценивались в уровнях: высокий, средний, низкий. Предложенная таблица позволяет чётко представить знания детей в младшей группе по рисованию. Не все дети умели держать правильно карандаш; плохо знали цвета и не умели подбирать их к предметам (например, солнышко - жёлтое). Вызывало сложности у детей и то, что они не могли сказать то, что нарисовали. При разработке данной диагностики я опиралась на программу «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Проанализировав данные показатели диагностики, мною был составлен перспективный план по рисованию нетрадиционными способами (см. Приложение 2, который был направлен на развитие творческих способностей. При составлении плана я опиралась на статьи других авторов, которые занимались методикой ТРИЗ : Л. Колобов, А. М. Страунинг, Т. Рогаткина.
Для развития творческих способностей детей была создана необходимая развивающая среда : чтобы детям было интересно, я организовала уголок по изобразительной деятельности. В нём старалась предоставить детям различные материалы для работы : карандаши простые и цветные, восковые; акварельные краски, гуашь, фломастеры, кисточки, трафареты на разные темы (сделанные своими руками из гибких пластинок, альбомы для рисования и рассматривания, образцы на каждый вид нетрадиционного рисования, обучающие раскраски с чёрно- белыми и цветными контурами; была сделана «Принцесса кисточка» из большой кисти, на которой нарисованы глаза, нос, рот, и одета в красивое платье. Каждый раз «Принцесса кисточка» приходила в гости к детям и приносила с собой какой-нибудь материал, которым они должны были рисовать (шишки, свеча, листья, губка, и др., она загадывала загадку про то, чем они должны рисовать, и этим заинтересовывала детей. Был приобретён заранее природный и бросовый материал. Также в работе использовала альбомы по экологическому воспитанию с картинками о природе. Были организованы выставки детских работ, конкурсы рисунков.
Рисование нетрадиционными способами проводилось в свободное, вечернее время, на занятиях, на прогулках. Свою работу в младшей группе я начала с того, что познакомила детей с карандашами и кисточкой, осваивали первые приёмы использования краски, гуаши.
Большое внимание в своей работе уделяла развитию чувства цвета у детей. В начале года не все дети умели называть и различать цвета, затруднялись самостоятельно выбирать цвет предметов при раскрашивании рисунков. Поэтому я поставила цель – выработать у детей умение правильно называть, узнавать и различать цвета. На первых занятиях знакомила детей с цветом, предлагала посмотреть на карандаш, краску, назвать какого они цвета, давала задание найти краску такого же цвета. Потом стремилась научить детей видеть цвет, как признак предмета, передавать реальный цвет (травка – зелёная, солнышко – жёлтое) и развивала умение выразить своё отношение к цвету, выбирать его по своему вкусу. Лучшим материалом для развития цветового восприятия является краска. Она яркая, насыщенная. Поэтому в основном мы с детьми рисовали красками : гуашью и акварелью.
Развивая у детей чувство цвета, помнила и о необходимости учить воспринимать и передавать форму предметов. Рисовали следующие темы : «Ракета» (овал, «Тележка» (прямоугольник, «Кораблик» (треугольник, «Кубики» (квадрат). Осваивали элементы декоративного узора: линии волнистые, мазки, точки, кружки.
Во время прогулок, игр, занятий, старалась привлечь детей к любознательности, развивала интерес к окружающему. В своей работе использовала и дидактические игры: «Какого цвета предмет?», «Собери лепестки к цветку», «Найди фигуру такого же цвета» и др. Свои наблюдения и впечатления дети использовали на занятиях по рисованию. Именно в детских рисунках отражаются их впечатления и переживания. Это выражается в выборе цвета, формы, композиции. Итак, в течение года дети приобретали знания и умения в процессе рисования.
Постепенно подводила детей к тому, что рисовать можно не только кисточкой и карандашом, но и другими материалами. Начиная с младшего возраста, я использовала нетрадиционные способы изображения. Необычные способы рисования так увлекают детей, разгорается творчество, которое завершается выставкой детских рисунков. Я использовала кляксографию, монотипию, рисование пальцами, разбрызгивание, печать листьями, шишкой, мятой бумагой и др. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям положительные эмоции, удивляет их своей непредсказуемостью.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – это рисование по мокрому фону. «Мы рисуем на влажном листе. Солнышко в верхнем краю листа капнем жёлтой краской, и она растекается, словно множество тонких лучей устремились на землю. Внизу листа рисуем зелёную полосу, она растекается по бумаге, словно свежая молодая травка. Берём красную краску и капаем поверх травы – появляется цветок: яркий, красный. Поможем этому цветку распуститься, возьмём понравившуюся краску и нарисуем лепестки, а потом ещё, ещё один цветок. Вот уже картина.» Благодаря технике «по сырому» работы получаются более нежными, само изображение кажется живым и естественным. А как ребёнку интересно видеть, как оживают краски, как они двигаются, сливаются, преобразуются. Надо помочь детям поверить в себя, не бояться рисовать, поощрять и восторгаться красотой их рисунков.
В младшем возрасте дети не могут ещё создавать понятные и привычные нам изображения, поэтому мы рисуем целостные образы: Небо, Море, Солнце, Лес, Цветок, Птица и т. д. Ещё детям очень нравиться рисовать щетинистой полусухой кистью по контуру методом тычка. Они охотно рисовали крону деревьев, передавали фактуру шерсти животных. Получалось очень необычно, и им нравилась эта техника.
Дети были очень удивлены, когда рисовали свечой «картинки- невидимки». Сначала рисуем свечой на чистом белом листе какой-нибудь рисунок (его не видно, а потом покрываем весь лист краской и картинки оживают, проявляются. Рисовали такие темы : «Подводное царство», «Звёздная ночь» и др. Также рисовали и поролоном, пенопластом, губкой, пальцем, ладошкой, пластилином, мятой бумагой, ватными палочками, печатью листьями, шишками, маком, колоском.
Такими нетрадиционными способами я вызвала интерес у детей к рисованию. В конце года в младшей группе провела итоговую диагностику). Многие дети повысили свой уровень способностей, что придало желание работать в этом направлении и дальше.
С детьми среднего возраста я продолжила нетрадиционное рисование. Также провела стартовую диагностику. Составила перспективный план
Я провела цикл занятий «Весёлая ладошка». Дети учились видеть в силуэте ладони образы кого-либо: рыбку, зайца, лебедя, ёжика и др. Пробовали дорисовывать получившиеся отпечатки. Затем провела коллективную работу «Инопланетяне прилетели на Ёлку», а летом, на прогулке – «В небе солнышко живёт».
Когда мы рисовали способом кляксографией, у детей получались пляшущие жуки, человечки, лужи. Мы капали на лист большое количество краски, брали трубочку из-под сока и выдували от этой кляксы в разные стороны. У кого-то получался страшный зверь, или паук, или ещё чего-нибудь. Дети потом сами давали названия своим рисункам.
Уже рисовали небольшие сюжеты, рисовали по замыслу, использовала коллективное рисование, от которого дети получали огромное удовольствие. Совместная деятельность сближает детей, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство. Темы для коллективных работ были самые различные: «Деревья в цвету», «Листопад», «На лесной полянке», «Зимняя вьюга». Летом, на прогулке, провела итоговое коллективное рисование на тему : «Летнее настроение». Дети уже знали разные способы и техники, пробовали сами выбирать понравившийся материал, рисовали по замыслу.
Иногда занятия сопровождались музыкой, стихами, сказками, играми. Я старалась, как можно чаще хвалить детей за успех, старалась подобрать предмет, который способен вызвать длительный интерес детей; старалась подбадривать при неудаче.
Также освоили мы способ рисования печать шишкой, листьями, маком, колоском. Сначала познакомились с этой техникой. Провела занятие. Как всегда в гости к детям пришла Принцесса Кисточка, принесла с собой шишки, и дети пробовали рисовать ими. Детям так понравилось рисовать шишками (которых очень много у нас на участке детского сада, что они чуть ли не в каждую прогулку просили рисовать ими. Рисовали шишками и в группе
Печатали маком. Коробочки мака представляют собой симметричную форму, которой можно изобразить мелкие цветы, звёзды. Получалось очень красиво.
Анализируя детские работы, обращала внимание на сочетание цветов, на расположение предметов на рисунке, на выбор красок. В каждой каракуле, кляксе старалась увидеть звёзды, салют, цветы, облака. Никто из ребят не подвергался критике, никто не чувствовал себя обиженным. Я старалась, чтобы дети от занятий получали радость, были раскованны.
Большое удовольствие дети получали от разных мероприятий: развлечений, праздников, досугов. Очень запомнилось детям развлечение «В гостях у Весёлого Карандаша». Здесь дети и играли, и отгадывали охотно загадки, и рисовали.
В конце года провела итоговую диагностику. Результаты показали, что дети хорошо освоили знания о цвете и применении его в рисунках. Некоторые дети затрудняются в рисовании прямоугольной и круглой формы, они испытывают затруднения в рисовании простых несложных сюжетов.
Таким образом, высокий уровень составил – 77,8%, средний – 22,2%, низкий – 0%.