кузнецова олеся
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст
«Ребенок – это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который нужно наполнить»
Инициатива - почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Советский энциклопедический словарь
Введение
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Проблема развития познавательной активности дошкольников чрезвычайно актуальна на современном этапе, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
При правильной педагогической организации деятельности воспитанников, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, оказывающей сильное влияние на его развитие.
Одним из основополагающих принципов дошкольного образования является его индивидуализация, то есть построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Таким образом, необходим поиск интерактивных форм и способов взаимодействия с детьми, при которых сам ребенок сможет выдвигать идеи, познавать окружающую действительность, актуализировать знания и опыт, задавать вопросы, которые позволят развиваться и воспитанникам, и воспитателям.
В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий.
Проектная деятельность дает возможность включить родителей во взаимодействие с детьми и побуждает педагогов к творческой инициативе, к поиску и осмысленному применению инновационных образовательных технологий наряду с классическими формами, методами и средствами взаимодействия с дошкольниками.
В связи с вышеизложенным, актуальность выбранной мной темы состоит в том, чтобы найти возможность формирования у дошкольников умственных качеств, самостоятельности и инициативности.
Таким образом, целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов.
Для того чтобы достичь результатов, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить сущность метода проектной технологии;
2. Создать условия, способствующие стимулированию познавательной активности дошкольников и поддерживающие их детскую познавательную инициативу;
3. Сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников;
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Система внешних признаков позволяет фиксировать качественное состояние компонентов познавательной активности дошкольников.
Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться на различных уровнях развития, которые можно классифицировать по следующим основаниям:
• по отношению к деятельности (потенциальная, реализованная);
• по длительности и устойчивости (ситуативная, интегральная);
• по характеру деятельности (репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская, творческая).
Данные уровни сформированности познавательной активности выделены с позиции качественного измерения, с точки зрения же количественного измерения обычно выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются :
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме;
- обращение по собственной инициативе к той или иной области знаний; стремление узнать больше, участвовать в дискуссии;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
Непосредственная познавательная активность, любознательность - генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста. Внешне она проявляется в следующем:
- непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым - родителям, воспитателям;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
Основное условие, обеспечивающее высший уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.
1.2. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Реализация технологии проектирования с дошкольниками начинается с ориентации на актуальную проблему, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателя и детей, что позволяет:
• ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;
• усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
• уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
• объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.
Как известно до пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому.
II. Практическая составляющая опыта
Наблюдая за сюжетной игрой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью своих воспитанников, я отметила, что развитие коммуникативной инициативы и познавательной инициативы – любознательности находится на низком уровне.
Мне необходимо было найти эффективные технологии и приемы. Я остановила свой выбор на проектной деятельности. «Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» (Н. Е. Веракса).
Внедрение этого вида деятельности было необходимо для вооружения моих воспитанников универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. Проектную деятельность я решила использовать не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственную образовательную деятельность.
В начале учебного года я составила план работы, куда включила несколько педагогических проектов информационно-творческой направленности. Основанием для классификации проектов был доминирующий вид деятельности : исследовательский, творческий, ролевой, информационный и т. д.
При организации проектной деятельности я применяла принцип интеграции, серию деятельности объединяла основной проблемой. Для использования в работе я отобрала методы и приемы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей : наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки.
Проекты информационной направленности.
«Мойдодыр»
«Зимующие птицы»
«Повар»
«Поклонимся великим тем годам»
«История русского валенка»
«Мое генологическое дерево»
«Мир космоса»
«Чтобы не было пожара»
В ходе реализации проектов были использованы следующие виды деятельности :
Дидактические, настольно – печатные;
сюжетные, подвижные, музыкальные игры;
Рассматривание иллюстраций;
Непосредственно – образовательная деятельность;
Наблюдение;
Просмотр презентаций, мультфильмов;
Обсуждение пословиц, поговорок;
Отгадывание загадок;
Экскурсии;
Прослушивание музыкальных произведений;
Встречи с интересными людьми;
Выполнение творческой – продуктивной деятельности;
Решение проблемных ситуаций;
Трудовая деятельность;
Работа с родителями;
Выставки;
Праздники.
С целью формирования познавательного интереса к окружающему миру, развития наблюдательности, мыслительной деятельности, развития умения устанавливать причинно-следственные связи, я «запустила» несколько проектов познавательно - исследовательской направленности. Вместе с детьми мы определяли свойства различных предметов: вода, воздух, магнит.
Проект «Разве соль не волшебница?», включал в себя ряд опытов: «Плавающее яйцо», «Соль растворяется в воде», «Соль – чистящее средство», «Акварель + соль».
Продолжая работу я реализовала несколько детско-родительских творческих проектов исследовательской направленности.
Выполнение проекта предполагало формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д.
На примере сказки «Репка», я объяснила детям, как пользоваться карточками – схемами и картинками заместителями, для создания пиктограммы.
Далее я предложила детям выложить пиктограмму, используя персонажей сказки «Репка», но в свободном порядке. Получилась «Новая сказка», в которой персонажи появлялись в другом порядке. Выполняя это задание, дети учились самостоятельно определять этапы, следовать своему собственному задуманному плану.
С целью формирования у детей умения выдвигать собственную гипотезу, фиксировать ее, экспериментально проверять и делать вывод, я предложила детям участие в проекте «Сколько вмещает стеклянная баночка или готовим овощное лечо?» и «Вес и объем продуктов». Для того чтобы дети смогли зафиксировать свое собственное предположение, я предложила им карточку, разделенную на несколько секторов и карточки-заместители. Выкладывая последовательность, они создавали пиктограмму (план действий).
Работу над следующим проектом «Наши зеленые друзья: комнатные растения» я разделила на 2 этапа. На первом этапе каждый ребенок группы выбрал изображение понравившегося ему растения и, я с каждым индивидуально подготовила текст его выступления. На втором этапе дети оформляли свой проект, следуя предложенной им пиктограмме (название, место происхождения, предпочтения (освещение, вода, уход, чем полезно – чем опасно). После оформления проекта шла защита - публичное выступление ребенка перед группой детей.
Далее дети (при помощи родителей) готовили дома текст выступления, подбирали иллюстрацию выбранного персонажа, а в группе оформляли и защищали свой проект, следуя пиктограмме. Количество картинок-заместителей я постепенно увеличивала.
Таким образом, уже завершилась работа над проектами «Пушистые домоседы», «Обитатели морей и океанов», «Собаки»
В дальнейшем я планирую перейти непосредственно к выполнению индивидуальных детских проектов исследовательской направленности, где дети, получив вопрос, будут производить свое собственное исследования.
Результативность
Полученные в процессе применения методики Н. А. Коротковой, П. Г. Нежного (в начале и конце учебного года) результаты развития инициатив, я сравнивала и анализировала. Наблюдалась стабильная положительная динамика (Приложение №23).
Сравнительные результаты обследования развития инициатив у детей
(2 младшая – средняя группы)
Проанализировав сравнительную диаграмму, я сделала вывод: развитие творческой инициативы; инициативы целеполагания и волевого усилия увеличилось в 1,4 раза; развитие коммуникативной инициативы увеличилось в 3,1 раз; развитие познавательной инициативы – любознательности увеличилось в 2,3 раза. Среднее арифметическое развития всех инициатив составило уже 71%, что в 1,8 раз выше, чем начальный результат.
Произошло улучшение вопросительно – исследовательской активности у детей по следующим показателям:
- умение задавать вопросы на 22%;
- умение составить рассказ по картинке на 14%;
- наличие задаваемых вопросов, предположений, рассуждений относительно путей поиска на 16%.
Наблюдая за сюжетной игрой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью своих воспитанников, я отметила, что у детей обогатился словарный запас, произошло интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, дети начали логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.
В процессе работы над исследовательскими проектами обогатились знания детей, дошкольники начали добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Произошло стимулирование их познавательной активности.
Кроме того, развились и общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Дошкольники приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность повлияла и на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники стали интересны друг другу.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволила моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а мне сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Метод проектной деятельности нужно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.