Лилия Гайнутдинова
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытные, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Публикация «Опыт работы „Адаптация детей раннего возраста в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травмы. Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно, создать для этого наиболее благоприятные условия?
Работая с детьми раннего возраста меня очень волновали проблемы адаптации. Дети плохо и медленно привыкали к яслям, адаптация проходила тяжело у 40% поступающих малышей. Многие из них были ослабленными, избалованны, капризны, отдельные дети дрались, кусались, не умели действовать с игрушкой. Все это меня настораживало. Вот почему я решила заняться адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ. Сначала я составила конкретный план работы по данному вопросу. В него вошли следующие основные моменты:
1. Создание условий в группе.
2. Работа с родителями.
3. Изучение каждого ребенка.
4. Методы и приемы первого контакта взрослых с детьми.
5. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Выполнение плана начала создание условий в группе. Позаботилась об оформлении, создала необходимый уют, обеспечила игры детей пособиями, игрушками, организовала игровые уголки. Хорошая обстановка важна тем, что снимает неудовлетворенность в настроении детей. А разнообразие и правильное расположения игрушек помогают в налаживании дружеских отношений детей.
При первом знакомстве с родителями моих воспитанников я рассказывала им об особенностях периода адаптации, режиме дня, необходимости в это время быть терпеливыми и внимательными к своему ребенку. Раннее детство – самый ранимый возраст, дети большей степени подвержены заболеваниям, им присущи повышенная эмоциональность, впечатлительность.
Чтобы помочь ребенку легче привыкнуть к новой для него жизни, использовала различные приемы:
- знакомила его и родителей с группой, показывала развивающую среду (игровые зоны, уголок ряженья, и т. п.)
- временно сохраняла «вредные» привычки ребенка (пустышка, бутылка).
- предлагала родителям принести в группу любимую игрушку малыша.
- знакомила мам и пап с материалами стенда «Адаптация детей к условиям ДОУ».
- давала анкеты для родителей.
Переступая порог яслей малыш попадает в общество равных себе. Режим ставит его перед необходимостью действовать, как все дети. Мне предстояло приобщить детей к единому образу жизни, обстановке, порядку, а главное к новым людям – к сверстникам и взрослым.
Привыкание ребенка к яслям стараясь облегчить по совету науч. собр. С. П. Теплюк тем, что первые 1-2 дня прием нового малыша, провожу на прогулке, где он присматривается к другим ребятам, ко мне, играет с мамой и уходит домой.
Затем беру ребенка не на полный день, а с постепенным удлинением пребывание в яслях. В первые дни ребенок находится все время около меня, за всем происходящим он только наблюдает. Необходимо сформировать у него чувство уверенности, сознание того, что в детском саду ему будет хорошо и интересно. Для этого стараюсь с ребенком устанавливать такие отношения, чтобы я для него стала близким человеком – «второй мамой».
Помогаю малышу:
1. Привыкнуть к новой обстановке (малыш узнает расположения и назначение комнат, свою кроватку, стол, стул, шкафчик, полотенце и т. д.)
2. Как можно быстрее и легче привыкнуть к режиму дня.
3. Установить правильные взаимоотношения со сверстниками
(провожу совместные игры, создаю игровые ситуации, например «поиграл – дай сверстнику» и т. д.)
В результате ребенок охотно начинает ходит в группу, улыбается, радуется, когда видит меня, обращается ко мне за помощью, успокаивается от общения со мной.
Дети приходят ко мне разные, и я подбираю к ним разные подходы. Одни подолгу сидят на диванчике с мамой, другие любят смотреться в зеркало, для некоторых читаю сказки, и предлагаю поиграть с любимыми игрушками, покататься с горки, организую игры, сближающие детей друг с другом и со мной: «Поезд», «Каравай», «Шли-шли, что-то мы нашли», «Солнышко и дождик» (вариант с зонтом).
В конце сентября провожу анкетирование родителей, цель которого ответить на главный вопрос: как прошла адаптация вашего ребенка в ДОУ, попутно выявляя все «плюсы» и «минусы» работы.
И так, в результате проделанной работы можно отметить, что процесс привыкание детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.