Получи документы

Опыт работы «Большие права маленького ребёнка»

СВЕТЛАНА ГОРЯЧКИНА
Опыт работы «Большие права маленького ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Не травите детство спором.

Не судите разговором.

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Детству солнце подарите.

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором они живут.

Сегодняшние дети - это будущее нашей страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан.

Публикация «Опыт работы „Большие права маленького ребёнка“» размещена в разделах

Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. И в то же время это период, когда дети находятся в полной зависимости от окружающих из взрослых – родителей и педагогов. В этом возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином своей страны

К сожалению, согласно исследованиям растёт число детей, рождённых вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. В значительном количестве семей, отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, при этом ребёнок беспомощен, жизнь его наполнена тревогой. Из проведённого мной анкетирования, 85% родителей справедливо считают, что ударить ребёнка -значит нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - используют ремень как вид наказания. Как показывает практика, родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей. Из-за не грамотности воспитания, из-за недостаточности времени уделяемого детям в семье, дети стали более избалованными, непослушными, несдержанными,не терпимыми к другим.

Согласно данным исследований и из своих собственных наблюдений я решила акцентировать свое внимание на формирование у детей элементарных представлений о своих правах и об обязанностях родителей и определила тему своей работы : «Большие права маленького ребёнка»

Я ознакомилась с международными и государственными документами, которые касались прав ребенка :

Декларация прав ребенка(1959)

Конвенция ООН о правах ребенка(1989)

Уголовный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Закон РФ «О защите прав детей»

В работе с детьми я наметила цели:

*Познакомить детей с основными документами по защите прав ребёнка.

* Воспитывать нравственные нормы поведения;

*Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека;

* Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

* Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи, формировать культуру семейных отношений.

Также наметила задачи по работе с родителями :

•Уточнить и углубить знания родителей о правах ребёнка;

•Раскрыть содержание правового воспитания;

•Развить у родителей инициативу, творчество.

В работе использовала методы :

* Словесные (беседа, составление рассказов, работа с книгой);

* Наглядные (иллюстрации, плакаты, презентации);

* Практические (анализ и решение конфликтных, проблемных ситуаций, творческая деятельность,экскурсии,игра)

После изучения материалов Конвенции,чтобы понятнее и доступнее донести до детей содержание, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков:

Право на имя, жильё и достойный уровень жизни, независимо от национальности и религии.

Право на семью

Право на медицинскую помощь

Право на достаточное и полноценное питание

Право на образование

Право на защиту от жестокого отношения и насилия

Право на отдых и общение со сверстниками

Обучение основам правового сознания я проводила через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.

Работу с детьми начала с ознакомительной беседы «Что такое Конвенция по правам ребёнка и как наше государство обеспечивает защиту прав детей».

Затем приступила непосредственно к ознакомлению с правами. Знакомство и обучение основам правового сознания, я проводила в виде игр. Всю свою работу, старалась построить так, чтобы ребенок из пассивного, наблюдателя превращался в активного участника действия.

Большую часть времени посвятила практике:

В дидактических играх определяли: «Что такое хорошо,что такое плохо» ,«Найди выход из проблемной ситуации» «Выбери правильный тон разговора»,а в беседе «Наши поступки» познакомила со способами разрешения конфликтных ситуаций.

Используя прием драматизации,сказок «Заюшкина избушка» -право на жильё и его неприкосновенность, «Волк и семеро козлят» - право на жизнь и защита от жестокого отношения, «Доктор Айболит»-право на медицину и др. ,я старалась развить у детей умение «вчувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Это помогает ребёнку характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему - «Чьи права нарушены

В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, пословиц, и самостоятельной деятельности, я старалась вызывать у детей оценочное отношение к окружающему миру. Дети с интересом определяли

«Какие права нарушал тот или иной герой сказки?», например в сказке «Три поросёнка», дети предъявили волку нарушение 3-х прав конвенции, а в сказке «Крошечка Хаврошечка», мачеху обвинили в нарушение сразу 4-х прав.

Также дети с интересом подбирали пословицы, характеризующие Права, например: «При солнышке тепло, а при матушке добро» - право на любовь и заботу, «Книга для ума — что теплый дождь для всходов» - право на образование и т. д.

Представления детей о своих правах, я закрепляла через все виды деятельности.

Например, при составлении рассказов о том, «Как мы ходили на экскурсию в библиотеку», мы узнавали о «Праве на образование» и во время досуга «Страна знаний», где дети с интересом помогали Незнайке понять «Что такое школа?», а на занятиях непосредственно реализуем это право.

Через конструктивную деятельность, выполняя постройки «Дом моей мечты» дети закрепили знания о «Праве на жилье и его неприкосновенность». Также мы обсудили право каждого на отдых и игры,обязанность помогать взрослым в поддержании чистоты в доме.

«Право на имя и гражданство» - изучая «Свидетельство о рождении»,обсуждали как почётно быть гражданином России, как велика и многонациональна наша страна.

Знакомство с «Правом на отдых и общения со сверстниками», я реализовывала через совместные игры,праздники,развлечения, направленные на сплочение, дружеское отношение друг к другу; «Скажи другу комплимент», «Рассмеши друзей», «Весёлый мяч» и др. ,беседовали «Как мы отдыхаем дома», «Забота государства о детском отдыхе».

Экскурсией в медицинский кабинет и содержательного рассказа медсестры детского сада о здоровом образе жизни, о работе оздоровительных детских профилакториях, лагерях, мы закрепили «Право на медицинскую помощь». На спортивном досуге «Буд те здоровы!», не только веселились, но и определяли полезные и вредные продукты, варили вкусный «борщ», тем самым закрепили право на «Полноценное питание».

Составлением детьми рассказов и презентаций на тему «Моя семья», беседами «Семь Я, значит СЕМЬЯ», выполнением рисунков, заучиванием стихотворения, мы раскрывали «Право на семью и достойные условия проживания».Я разъясняла детям, что у них есть не только права, но и обязанности. На примере художественной литературы «Помощница» А. Борто, «Кукушка» нен. сказка,«Буратино», «Замазка» Н. Носова и др., мы разбирали с детьми - Какие обязанности не выполняли главные герои?

Для родителей мыс детьми оформили - «Цветок пожеланий своим родителям». Вот несколько пожеланий: «Мамочка, я желаю, чтобы ты была вечная», «Я желаю своим родителям родить маленького, потому что я скоро вырасту и мне некогда будет с ним водиться"

В сюжетно-ролевых играх» и др., закрепляли те или иные права.

На занятиях по изобразительной деятельности - дети рисовали картинки, характеризующие разные статьи Конвенции. Проделывая такую работу, каждый ребенок прочувствовал правовое содержание иллюстрации. Все рисунки были оформлены в панно «Солнышко».

Считаю, что правовое воспитание детей нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Свою работу я провожу систематически, в сотрудничестве с родителями. Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 20 родителей моей группы. Результаты анкетирования показали, что-75% родителей не знают содержания «Конвенции о правах ребёнка». Я решила, что важно информировать родителей о работе с детьми по развитию правового сознания.

Провела родительское собрание в форме КВН, «Большие права маленького ребёнка», где выступил педагог психолог с консультацией: «Детско-родительские отношения».

При обсуждении всех вопросов многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании. Следующим этапом моей работыбыло оформление стенда для родителей: «Правам ребенка посвящается», где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка. В начале года было проведено ещё одно родительское собрание «Путешествие в сказочную страну Детство», на котором разбирались проблемные ситуации, связанные с подготовкой детей к школе. Также я использовала в своей работе папки – передвижки, консультации, на такие темы: «Ребенок и его права», «Дети цветы жизни», «Искусство быть родителем», «Мама, папа, Я - дружная семья» и т. д. Для просвещения всех родителей детского сада в проблемах воспитания детей, был приглашён специалист социальной службы города.

Фантазию, артистические способности проявили родители при проведении совместных праздников: «Моя дружная семья», «День матери», «Папы- Защитники Отечества» и др. Кроме того родители совместно с детьми участвовали в выполнении построек на участках детского сада.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная личность. А значит, моя работа помогает в правовом воспитании ребёнка в семье.

Своим опытом я поделилась с коллегами. Провела педагогические дискуссии по «Правовому воспитанию в ДОУ», предлагала наглядные пособия; папки передвижки,альбомы, буклеты.

Свою работу по правовому воспитанию детей считаю положительной и необходимой. Дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт, повысился уровень правового сознания, они переносят усвоенные знания в самостоятельную деятельность и в дальнейшем смогут употребить их в жизненных ситуациях.

Мой опыт работы помог повысить уровень профессиональной компетентности коллег.

Публикации по теме:

Дайте Детству состояться!Дайте Детству состояться! Детство - настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Чем больше.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Большие права маленького ребёнка»
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 14:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Большие права маленького ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА ГОРЯЧКИНА (УИ 191070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД