Папки-передвижки

Опыт работы «Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников»

Ольга Курочкина
Опыт работы «Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников»

Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников.

Социальный заказ на современном этапе требует более эффективной подготовки дошкольников. Новые стратегические ориентиры в дошкольном воспитании, обозначенные в ФГОС, направлены на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями, с объектами социального окружения; желание сделать жизнь детей более осмысленной и интересной; стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка.

Публикация «Опыт работы „Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время существует проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и трудности их формирования стоят очень остро, это обусловлено снижением воспитательных функций семей, занятостью родителей, ростом числа детей с отклонениями в развитии, негативным влиянием СМИ на процесс развития личности ребенка. Поэтому данная тема достаточно актуальна и требует должного внимания и участия педагогов, специалистов разных уровней и родителей. Дошкольный возраст—сензитивный период для формирования творческих способностей, для развития общения на разных уровнях.

Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяются следующие: полноценное проживание ребенком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей и др. [4].

В современных подходах к дошкольному воспитанию и в соответствии с требованиями ФГОС ДО, культурные практики достаточно актуальны. Они являются новыми способами взаимодействия в самостоятельной деятельности детей, возникающей по их инициативе, задумке, в условиях которых дети являются субъектами в разнообразных видах деятельности.

Театрализованные культурные практики в ДОУ позволяют с уверенностью ставить акцент на ведущую для дошкольного возраста деятельность—игру. Они направлены на развитие коммуникативной деятельности детей и оказывают положительное влияние на развитие разговорной речи детей: происходит обогащение словаря, речь становится образной, непосредственной и живой. Развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

В театрализованных культурных практиках совершенствуются формы реализации самостоятельной коммуникативной, речевой активности. Моделируются социальные отношения через подчинение сюжету, сценарию, самостоятельно моделируемому в обозначенных временных и пространственных характеристиках.

Новизна данного опыта по применению театрализованных культурных практик в развитии коммуникативной деятельности детей заключается в изменении форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Образовательные ориентиры направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников, на организацию игровой деятельности как театрализованной культурной практики. Педагог в этой деятельности обеспечивает широкие возможности для развития свободной игры детей в организованном игровом пространстве.

Новизна заключается в приоритете субъект-субъектных отношений, способствующих развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий, в которых деятельность и инициатива исходит от ребенка при грамотном направлении педагога.

Важным является создание у детей мотивации и чувства необходимости деятельности для собственной успешности, значимости и развития.

Применение театрализованных культурных практик в развитии коммуникативной деятельности дошкольников направлено на реализацию принципов культуросообразности и природосообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки.

Источником изменений образовательной деятельности в ДОУ является измененная образовательная среда, включающая и предметно-пространственную среду, которая способствует развитию коммуникативной деятельности детей. Изменение РПП среды за счет новых технологий, позволяющих детям действовать самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей и интересов. Детям предоставляется возможность планировать собственную деятельность по реализации поставленных целей. А так же реализация собственного плана или составленного совместно с взрослым. Совместная с другими детьми деятельность по развитию коммуникативных способностей, коллективная или в малой группе детей, включенная в режим работы. Изменяются подходы к планированию деятельности, в частности по развитию коммуникативных навыков. Предусматривается включение театрального уголка в групповой комнате, игровых зон и центров для самостоятельной, творческой деятельности.

Включение театрализованных культурных практик в образовательную деятельность ДОУ позволяет ребенку быть субъектом деятельности. В результате чего у детей повышается положительная самооценка, формируется устойчивая позиция по отношению к себе и к другим.

ФГОС ДО выделяет принцип реализации программы дошкольного образования в формах, специфичных для детей данного возраста, прежде всего в форме игры.

Главная идея: создание условий для самореализации детей, для усвоения социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения через театрализованные культурные практики.

Идея личностного подхода к воспитаннику в культурных практиках, с применением театрализованной деятельности, очень высока: происходит развитие индивидуальных качеств, обогащение эмоциональной, речевой, коммуникативной сферы. Также происходит реализация установок в процессе взаимодействия со взрослым, использование собственной активности в разнообразных видах деятельности.

Изменения касаются предметно-пространственной среды, наполнения ее в соответствии с тематикой культурных практик и интересов детей. Культурные практики включаются в зависимости от потребностей детей, в соответствии с тематическим планированием и индивидуальными запросами ребенка. Они могут возникать по поводу различных событий, таких как дни рождения, появления в группе новенького ребенка, сезонных изменений, затруднении общения, возникновения конфликтных ситуаций, календарных праздников, мероприятий и т. д. Образовательная деятельность приобретает более гибкий характер, так как культурная практика может возникнуть спонтанно, без предварительной подготовки и планирования, также может продолжаться неограниченно во времени, в зависимости от сюжета и интереса к ней детей. Но культурная практика не наносит ущерб образовательному процессу и гибко переходит из одной деятельности в другую. Если интерес к ней не потерян, дети возобновляют действия с новыми идеями и творческим подходом. Подготовка к разным культурным практикам проходит по-разному, в зависимости от содержания, направления и развертывания сюжета. Приветствуется творческий подход всех участников деятельности. Педагог, ребенок или родитель вносят идею культурной практики, которая принимается коллективом или группой детей и может носить разный темп, качество и продолжительность. Может и не быть принята вовсе, здесь педагогу важно поддержать ребенка и перенаправить его идею в другое, более выигрышное русло. Очень важным является личностный подход, поддержание мотивации и творческого, коммуникативного взаимодействия.

Дошкольное воспитание обрело статус первого уровня общего образования, для которого разработан и утвержден государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО). В соответствии со стандартом социально-коммуникативное и речевое развитие детей выделены в отдельные образовательные области.

Детские культурные практики в настоящее время основательно изучены и нашли отражение в теоретических исследованиях многих авторов: Коротковой Н. А., Крыловой Н. Б., Никитиной Е. А и др.

В Кировской области изучением теоретических и организационно-методических аспектов культурных практик занимались авторы : Арасланова Е. В., к. психол. н., Севастьянова И. Н., Ефремова Е. С., Жербанова Л. И. и др.

Как отмечают авторы, культурная практика—это собственный опыт человека, способствующий интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию [1,с. 5].

В основу опыта включены следующие теоретические положения:

* Теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности (особенно ее ведущего вида-игры) для развития ребенка;

* Теория А. В. Запорожца о взаимосвязи обучения и творчества;

* Теория Л. С. Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии вхождения его в человеческую культуру;

* Теория Л. А Венгера о развитии способностей, в соответствии с которыми основная линия в развитии ребенка—это способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.

* Теория Н. Б. Крыловой о детских культурных практиках как привычных для ребенка видах его самостоятельной деятельности, поведения, уникального индивидуального жизненного опыта, практикуемого им как интересного ему и обеспечивающего самореализацию.

Учитывая, что культурные практики — это привычные, повседневные способы самореализации ребенка, тесно связанные со значимыми переживаниями совместно с другими людьми (опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи) [2], данные виды и формы взаимодействия нашли широкое применение в деятельности нашего ДОУ. Нами созданы необходимые условия для применения культурных практик с применением театрализованной деятельности. Поскольку мы работаем по программам, «ориентированным на ребенка, можем подходить творчески к процессу формирования содержания по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей» (выдержка из Комментариев к ФГОС ДО-к разделу II, п 2.7) [3].

Также учитывая накопленный мной более чем за 10 лет материал по данному направлению, возникла необходимость для обобщения опыта и создания определенной системы работы по театрализованной деятельности. Кроме того более16-и лет я являюсь педагогом дополнительного образования Дома детского творчества (первая квалификационная категория, руководителем театрального объединения «Сказка» в детском саду. Мной собраны разработки различных интересных постановок, имеются свои разработки по театрализованной деятельности, накоплен методический материал, созданы разные виды театров, костюмы, маски и т. п.

Опираясь на теоретические принципы и требования ФГОС ДО, мы реализуем в работе нашего ДОУ культурные практики для речевого развития детей, с применением театрализованной деятельности.

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в разработке и применении следующих театрализованных культурных практик для развития коммуникативной деятельности детей :

1. Проект «Наш театр».

2. Экран общения «Хорошее настроение-всем!» (с применением театральных кукол).

3. Театрализованная культурная практика (занятие-сказка) «Добро пожаловать в сказочную страну!»

4. Культурная практика «Новые сказки».

5. Культурная практика «Портфолио новой сказки».

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении семинара-практикума «Культурные практики в ДОО»Фотоотчет о проведении семинара-практикума «Культурные практики в ДОО» В нашем детском саду прошел семинар-практикум на тему "КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОО" Целью данного мероприятия было приобщение детей к национальным.

Культурные образовательные практики для детей 5–7 лет по графомоторике «Пишем по клеточкам»Культурные образовательные практики для детей 5–7 лет по графомоторике «Пишем по клеточкам» Среди детей дошкольного возраста немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые.

Культурные практики Цель: Организовать деятельность детей, направленную на решение задач, связанных с эмоциональным благополучием других людей Учить самостоятельно.

Культурные практики в дошкольном образованииКультурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» В статье раскрыт опыт работы духовно-нравственного воспитания детей средствами театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание.

Опыт работы «Использование дидактических игр в развитии внимания детей» С каждым днём жизнь современного человека становиться все более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов,.

Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР» Степень изученности проблемы (Основные концептуальные положения) Общение – это сложный процесс, который выступает как средство передачи.

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности. Поделилась воспитатель.

Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это.

Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников». 1 слайд Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой педагогический опыт работы по теме: «Организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 15 марта 2017 в 20:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД