Лилия Корчажкина
Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Решающую роль в работе с детьми играет организуемая образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» или элементы экспериментирования. Это позволяет развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также конкретно формируется представления об объектах и явлениях и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний и представлений.
Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников.
Цель работы : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Образовательные.
- Формировать у детей представления о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях, организме человека.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, предвидеть полученный результат.
Воспитательные.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
- Воспитывать аккуратность, дружелюбие, взаимную поддержку.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это созданиепредметно-развивающей среды в группе, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
-уголок природы;
-экспериментальный уголок, где имеются:
- приборы - помощники: увеличительные стёкла, магниты, весы;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл разного объёма и формы);
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, каштаны, листья деревьев, засушенные цветы, семена и т. д.
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
- медицинские материалы, зеркала, воздушные шары, мука, крупа, масло, сахар, соль, свечи и др. ;
-дидактические игры по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности;
-детская научная литература.
Создана библиотека, которая включает в себя:
-методические разработки по экспериментальной деятельности,
-картотеку опытов и экспериментов;
-алгоритмы и схемы опытов.
В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны.
Это такие опыты, как:
-«Вода-волшебница!»
Цель: закрепить знания детей о свойстве воды, показать где, в каком виде существует вода!
-«Снег и его свойства»
Цель: Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега.
- «Воздух-невидимка!»
Цель: Расширять представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружения.
-«Магнит и окружающие предметы»
Цель:Знакомство с магнитом, его качественными признаками и свойствами
-«Здравствуй, песок»
Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.
-С растениями
Цель: развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.
В современном ДОУ роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
Итак, познавательно - исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально и психически.