Ермолинская А. В.
Организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах города
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы детского сада по дорожному движению.
Автор составитель:
старший воспитатель ГБОУ ООШ № 2
г. о. Октябрьск Самарской области
Ермолинская А. В.
С каждым годом все сложнее становиться дорожное движение. Постоянно растет число автомототранспорта на улицах города. В числе проблем, порожденных автомобилизацией, на первом месте стоит аварийность и транспортный травматизм. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно отрывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Публикация «Организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах города» размещена в разделах
Поэтому решением педагогического коллектива была внедрена в работу программа Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Одной из целей этой программы – оказать помощь в организации работы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города.
Для реализации поставленной цели необходимо:
- овладеть основным содержанием правил безопасного поведения на улице;
- изучить методику использования различных видов деятельности для охраны жизни и здоровья детей;
- научиться видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблеме;
- уметь выявлять уровень знаний о правилах безопасного движения на улице.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Педагоги стараются проводить ее планово, систематически, постоянно и охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. С этой целью в ДОУ был разработано перспективное планирование работы для всех возрастных групп в различных формах организации детской деятельности: на занятиях, через наблюдения и целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материала, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, двигательную активность.
Начиная со второй младшей группы, педагоги знакомят детей с правилами поведения на улице, рассказывают о правилах дорожного движения, объясняют, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, беседуют с детьми о том, часто ли они бывают на улице. Название, каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре, где можно, а где нельзя ездить на велосипеде. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Педагоги предлагают разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Воспитатели рассказывают детям о том, как следует переходить дорогу, знакомят их пешеходным маршрутом (переход, «зебра», светофор). Младших детей учат различать и называть цвета светофора, а также тому, что они обозначают. Воспитатели в своей работе используют макет светофора, макет улицы с домами, перекресток, игрушечные автомобили. Детей старшего возраста учат различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, объясняют, что обозначает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета, усваивают знания в игровой деятельности. Педагоги знакомят с работой ГИБДД, которые внимательно следят за движением на дорогах.
Проводя беседу, воспитатели знакомят детей с правилами поведения в транспорте. Организуя игру «Поездка в автобусе», дети вместе с педагогом с помощью стульев, моделей оборудуют различные ситуации, распределяя роли.
В ДОУ проводятся занятия, развлечения, игры, конкурсы, КВН. Воспитатели привлекают родителей в изготовлении атрибутов, макетов для игр.
В каждой группе оформлены уголки по обучению детей правилам дорожного движения, имеется методическая литература. Дети с удовольствием играют в развивающие, обучающие игры.
Каждый год педагогами разрабатывается план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, план мероприятий в рамках Всероссийской акции «Внимание дети», который проходит в августе. В план работы дошкольного учреждения входят родительские собрания, консультации для родителей и воспитателей, семинары, открытые показы занятий для родителей и воспитателей.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом (умению сравнивать и обобщать собственные наблюдения). Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, так как знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и учитывается интерес ребенка.
Согласно годового плана был запланирован и проведен педагогический совет на тему «Безопасность и здоровье наших детей» - поведение детей и взрослых на улицах города.
Проведен семинар – практикум «Ребенок на улице».
1. Безопасное поведение на дороге и на улице.
2. Занятие «Знаки дорожные помни всегда»
Общее родительское собрание на тему: «Безопасность на улицах и дорогах». С выступлением о роли семьи в профилактике детского травматизма был приглашен работник ГИБДД. Родителям было показано развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» - закрепление основ безопасности на дорогах.
Для воспитателей было показано развлечение «Красная шапочка идет в гости».
Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых, поэтому педагоги уделяют значительное внимание работе с родителями. Родители должны осознавать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Поэтому в работе с родителями учитываются следующие возможные направления :
1. организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия.
2. ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (открытые занятия, тематические видеофильмы)
3. организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта – милиционера).
4. ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей», вечера вопросов и ответов).
С целью выявления знаний у родителей по ПДД проводятся анкетирование – тестовые задания. В зависимости от результатов тестовых заданий педагог планирует и проводит соответствующую работу с родителями.
В уголках для родителей были помещены консультации: «Добрый закон дороги» - о правилах безопасности на дорогах, «Обучение детей правилам дорожного движения», «Безопасность на улицах и дорогах» - ребенок на улице, «Что должен знать воспитатель о ПДД», памятки для родителей: «По обучению детей правилам дорожного движения», «По правилам дорожного движения».
Консультации для воспитателей: «Поведение детей и взрослых на улицах города», «Как обеспечить безопасность дошкольников» - о проблемах предупреждения детского дорожного травматизма, семинар-практикум для воспитателей «Ребенок на улице» - безопасное поведение на дороге и на улице.
Данная работа показала хорошие результаты, было отмечено, что 84% воспитанников имеют высокий и средний уровень усвоения данного материала, это говорит о повышение уровня развития детей, они стали более внимательными, научились находить способы выхода из конфликтных ситуаций, умению вести себя в общественных местах и на улицах города. Появилась возможность больше привлекать родителей для участия в мероприятиях, что способствует возрастанию эмоционального благополучия ребенка.
Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое средство воспитания маленького пешехода – пример поведения на дороге родителей и окружающих людей. От того, насколько хорошо ребенок усвоил правила безопасного поведения на улице и как применяет их в реальной ситуации на дороге, зависит его здоровье.
Согласно статистике за последние годы воспитанниками дошкольного учреждения и их родителями не было выявлено нарушений по дорожно-транспортным проишествиям.