Надежда Суворова
Опыт работы «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы : «Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников».
Публикация «Опыт работы „Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игровое направление активно развивается в экологическом образовании дошкольников. Игра всегда имела большую роль при ознакомлении с природой. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Мы выбирали содержание дидактических игр,которые соответствует с временами года,с изменениями,происходящими в природе. В осенний период проводились игры,содержание которых отражало осенние явления неживой природы и их влияние на живую природу,а также жизнь и деятельность живых существ в природе и человека в городах и сёлах именно в этот период времени (уборка урожая,заготовки на зиму,забота о домашних животных). Игры, которые проводились осенью : «Зимние запасы», «Краски осени».
Игры, которые проводились зимой: «Наряды матушки- зимы»,«Приготовь зайку и белочку к зиме», «Снежинки», «Зимние узоры».В каждый сезон мы знакомили с такими дидактическими играми,благодаря которым они создают красоту данного времени года,его благотворное влияние на деятельность человека.
Также в дидактических в играх мы отрабатывали термины,связанные со строением растения (корень,стебель,листья,цветы,бутон,плоды).Названия таких частей растения,как листья,цветок,корень дети усваивают неплохо,как стебель,вызывает определённые сложности. Дети называют его по разному и «палочка» и «столб». Поэтому мы использовали различные игры на эту тему. Проводили несколько игр,которые друг за другом знакомили детей с особенностями строения растений,продолжая создавать условия для отработки терминов. После использования трёх последовательных игр «Чудо-цветок», «Кому нужна вода,а кому полянка», «Приготовь лекарство» дети начинают правильно называть различные части растения. Дидактическая игра «Чудо-цветок»направлена на закрепление знаний детей о внешнем виде растения,о его строении (корень,стебель,листья,цветок,плод,на ознакомление с потребностями растений в определённых внешних условиях (вода,почва,солнечный свет,воздух и тепло)для нормального роста и развития,на знакомство с этапами развития живого существа,его свойствами,качествами,на отработку общепринятых эталонов.
Игра «Кому нужна вода,а кому полянка» знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти:на солнечной полянке или затенённой опушке леса,рядом с водой или в воде (какое оно-влаголюбивое,засухоустойчивое,светолюбивое,теневыносливое? Как приспосабливается к обилию или недостатки влаги? В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растений,особенностями корня,листьев.
В игре «Приготовь лекарство»дети продолжают закреплять знания о строении растения,о том,где оно растёт,об особенностях его строения,а также узнают о лекарственных свойствах,которые заложены в определённых его частях. Детям,таким образом,предлагаются различные игры. , преследующие одну цель:отработать знания детей о строении растения,его особенностях и пользе для людей.
Таким образом, дидактическая игра в экологическом развитии дошкольников ДОУ – многоплановое, педагогическое явление, являющее игровым методом обучения, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью детей дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания личности ребенка.