Нина Петровна Горбунова
Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4
г. Котово Волгоградской области
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Выполнила воспитатель
Горбунова Нина Петровна
Котово 2013
1. Информационно - справочные сведения об опыте.
Публикация «Опыт работы: „Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения“,» размещена в разделах
1. Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
2. Автор: Горбунова Нина Петровна – воспитатель МДОУ № 4.
3. Место функционирования опыта :
403805, Волгоградская область, г. Котово,
улица Школьная, дом 2, детский сад «Родничок»,
телефон: 2 – 33 - 42.
4. Длительность функционирования опыта с мая 2012 года.
5. Степень новизны: творческий, проблемно – поисковый.
6. Опыт представлен : настоящим описанием и приложениями:
- описание опыта;
- конспекты занятий;
- перспективные планы;
- картотека дидактических и подвижных игр;
- конспект развлечения;
- консультации для родителей;
- родительское собрание;
- анкета для родителей;
- презентация по ПДД;
- фото;
- список методической литературы.
2. Технологические сведения об опыте.
Актуальность.
Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
• процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
• потребность в движении преобладает над осторожностью;
• стремление подражать взрослым;
• недостаток знаний об источниках опасности;
• переоценка своих возможностей.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8—1 секунда. Ребенку требуется для этого 3—4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей. Шаг ребенка не такой ДЛИННЫЙ, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, — во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.
Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т. д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.
Необходимо организовать специальный кабинет для проведения занятий с детьми. В кабинете должны быть оборудование для игры, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города. На макете в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель знакомит детей с темами: "Наша улица", "Пешеходы на улице", "Транспорт, светофор" и т. д. Слайды, изготовленные родителями, диафильмы делают преподносимый материал интересным, легко запоминаемым. Вся проводимая таким образом работа по обучению детей правилам безопасного поведения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр. Во время прогулок воспитатель должен обращать внимание детей на движение пешеходов, транспорта, разъяснять понятия "пешеход", "светофор", "подземный и надземный переход" и т. д. ( во время прогулки целесообразно играть в вопросы и ответы: "Сейчас мы будем переходить дорогу. На какой свет идти нельзя, а на какой можно? Правильный ответ - приз". Знания, полученные на занятиях, закрепляются в играх. "Игры не столько СТИХИЯ, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым", - подчеркивал Я. Корчак. "Игра есть путь детей к познанию мира", — говорил М. Горький. Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (С. М. Мартынов).
Самое главное — создать в группе эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами, такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты.
Задачи:
В данном опыте я решала следующие задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
8. Читать книги на тему безопасного движения по дорогам.
Средства:
Для решения задач я использовала следующие средства:
1. Научно – методическая, художественная литература, периодические журналы для дошкольных учреждений, в частности, журнал «Школа юного пешехода».
2. Занятия, развлечения, перспективные планы, презентация. (Приложение 2).
3. Прогулки, экскурсии, в частности, экскурсия на хлебозавод на школьном автобусе, дидактические и подвижные игры. (Приложение 3).
4. Работа с родителями. (Приложение 4).
Технология опыта.
Эпиграфом к своей работе я взяла слова :
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Именно поэтому, я считаю, что актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема опыта «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
Воспитывая дошкольников, я применяла такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Работая с детьми, я использовала следующие принципы воспитания и обучения:
- единство;
- постепенность;
- доступность;
-наглядность.
Мой опыт складывается из нескольких этапов:
1 ЭТАП: информационно – аналитический.
Его цель: изучение и анализ научно – методического материала с целью использования его в работе с детьми.
На этом этапе мною были изучены и проанализированы следующие материалы:
• программы;
• художественная литература;
• методическая литература;
• методические пособия;
• опыт воспитателей ДОУ.
2 ЭТАП: методический.
Его цель: разработка организационной деятельности дошкольников.
На этом этапе мною были разработаны и созданы :
• перспективные планы (см. Приложение);
• картотека дидактических и подвижных игр (см. Приложение);
• дидактические игры «Угадай, какой знак?», «Дидактические карточки для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
• Презентация по правилам дорожного движения для детей и их родителей.
3 ЭТАП: консультативно – рекламный.
Его цель: организация работы по просвещению родителей и коллег.
Данный этап осуществлялся через такие формы работы, как родительское собрание, анкетирование, консультирование, беседы, концертная деятельность детей на развлечении, участие в конкурсе «Школа юного пешехода», выставках. (См. Приложения).
4 ЭТАП: практический.
Его цель: ознакомление с окружающим миром, развитие у детей самостоятельности, ответственности, формирование умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
На практике осуществляю творческий подход к занятиям, к изучению практического материала детьми, формирую у детей практические навыки на занятиях по художественной деятельности. Мои занятия носят системный характер и постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.
5 ЭТАП: результативный.
Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности. У ребят закрепляются прочные культурно – гигиенические навыки, они учатся заботиться о своём здоровье, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения.
3. Перспективы использования опыта.
Условия эффективности опыта.
Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т. к. детский травматизм по городу и стране в целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в ознакомлении детей с правилами дорожного движения так важно и необходимо. Наряду с тем, что в дошкольных учреждениях систематически проводится работа по данному направлению и дома родители просто обязаны уделять правилам дорожного движения должное внимание, закрепляя и на личном примере показывая, как нужно правильно вести себя на дороге.
Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность.
Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери - самое дорогое - ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками несчастных случаев.
А значит, важно, как можно раньше научить детей правилам дорожного движения, знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы.
Возможности использования опыта в массовой образовательной практике.
Мой опыт рассчитан и может быть использован широкой категорией педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Ограничений в использовании быть не может, так как вся работа строится на речевом и дидактическом материале. Не требуется больших материальных затрат и какого – то специального оборудования.
Список использованной литературы:
1. Н. Н. Авдеева. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт-Петербург, государство «Детство – Пресс», 2004.
2. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. – 4 изд. - М. : Просвещение, 2004.
3. Борисова, Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Наб. Челны, 2006.
4. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М. : Аванта +, 2001.
5. Дети и дорога : Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1. - М., 1994.
6. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.
7. Ефанова. Игровая деятельность на занятиях по ПДД.
8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ Сост. Извекова, Н. А., Медведева, А. Ф., Полякова,Л. Б., Фетодова А. Н; под ред. Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
9. Кобренкова С. Отвести беду. //Дошкольное воспитание. №6. 1990.
10. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку : перспективное планирование, занятия, досуг. — М. : Скрипторий, 2005.
11. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.
12. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
13. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез,2009.
14. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения», Москва, 2007.
15. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
16. О. В Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград, 2008.
17. Шалаева Г. П., Журавлева О. М. Новые правила поведения для воспитанных детей. М., 2006.
18. Дорожные знаки для маленьких пешеходов/ Шалаева Г. П. – М. : СЛОВО, Эксмо; 2007.
19. Т. А. Шорыгина Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : ТЦ Сфера 2007.