Приложение МААМ

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Нина Петровна Горбунова
Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4

г. Котово Волгоградской области

Опыт работы на тему :

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Выполнила воспитатель

Горбунова Нина Петровна

Котово 2013

1. Информационно - справочные сведения об опыте.

Публикация «Опыт работы: „Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения“,» размещена в разделах

1. Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

2. Автор: Горбунова Нина Петровна – воспитатель МДОУ № 4.

3. Место функционирования опыта :

403805, Волгоградская область, г. Котово,

улица Школьная, дом 2, детский сад «Родничок»,

телефон: 2 – 33 - 42.

4. Длительность функционирования опыта с мая 2012 года.

5. Степень новизны: творческий, проблемно – поисковый.

6. Опыт представлен : настоящим описанием и приложениями:

- описание опыта;

- конспекты занятий;

- перспективные планы;

- картотека дидактических и подвижных игр;

- конспект развлечения;

- консультации для родителей;

- родительское собрание;

- анкета для родителей;

- презентация по ПДД;

- фото;

- список методической литературы.

2. Технологические сведения об опыте.

Актуальность.

Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

• процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

• потребность в движении преобладает над осторожностью;

• стремление подражать взрослым;

• недостаток знаний об источниках опасности;

• переоценка своих возможностей.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8—1 секунда. Ребенку требуется для этого 3—4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей. Шаг ребенка не такой ДЛИННЫЙ, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, — во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т. д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.

Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.

Необходимо организовать специальный кабинет для проведения занятий с детьми. В кабинете должны быть оборудование для игры, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города. На макете в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель знакомит детей с темами: "Наша улица", "Пешеходы на улице", "Транспорт, светофор" и т. д. Слайды, изготовленные родителями, диафильмы делают преподносимый материал интересным, легко запоминаемым. Вся проводимая таким образом работа по обучению детей правилам безопасного поведения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр. Во время прогулок воспитатель должен обращать внимание детей на движение пешеходов, транспорта, разъяснять понятия "пешеход", "светофор", "подземный и надземный переход" и т. д. ( во время прогулки целесообразно играть в вопросы и ответы: "Сейчас мы будем переходить дорогу. На какой свет идти нельзя, а на какой можно? Правильный ответ - приз". Знания, полученные на занятиях, закрепляются в играх. "Игры не столько СТИХИЯ, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым", - подчеркивал Я. Корчак. "Игра есть путь детей к познанию мира", — говорил М. Горький. Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (С. М. Мартынов).

Самое главное — создать в группе эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами, такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты.

Задачи:

В данном опыте я решала следующие задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

8. Читать книги на тему безопасного движения по дорогам.

Средства:

Для решения задач я использовала следующие средства:

1. Научно – методическая, художественная литература, периодические журналы для дошкольных учреждений, в частности, журнал «Школа юного пешехода».

2. Занятия, развлечения, перспективные планы, презентация. (Приложение 2).

3. Прогулки, экскурсии, в частности, экскурсия на хлебозавод на школьном автобусе, дидактические и подвижные игры. (Приложение 3).

4. Работа с родителями. (Приложение 4).

Технология опыта.

Эпиграфом к своей работе я взяла слова :

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Именно поэтому, я считаю, что актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема опыта «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».

Воспитывая дошкольников, я применяла такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Работая с детьми, я использовала следующие принципы воспитания и обучения:

- единство;

- постепенность;

- доступность;

-наглядность.

Мой опыт складывается из нескольких этапов:

1 ЭТАП: информационно – аналитический.

Его цель: изучение и анализ научно – методического материала с целью использования его в работе с детьми.

На этом этапе мною были изучены и проанализированы следующие материалы:

• программы;

• художественная литература;

• методическая литература;

• методические пособия;

опыт воспитателей ДОУ.

2 ЭТАП: методический.

Его цель: разработка организационной деятельности дошкольников.

На этом этапе мною были разработаны и созданы :

• перспективные планы (см. Приложение);

• картотека дидактических и подвижных игр (см. Приложение);

• дидактические игры «Угадай, какой знак?», «Дидактические карточки для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

• Презентация по правилам дорожного движения для детей и их родителей.

3 ЭТАП: консультативно – рекламный.

Его цель: организация работы по просвещению родителей и коллег.

Данный этап осуществлялся через такие формы работы, как родительское собрание, анкетирование, консультирование, беседы, концертная деятельность детей на развлечении, участие в конкурсе «Школа юного пешехода», выставках. (См. Приложения).

4 ЭТАП: практический.

Его цель: ознакомление с окружающим миром, развитие у детей самостоятельности, ответственности, формирование умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.

На практике осуществляю творческий подход к занятиям, к изучению практического материала детьми, формирую у детей практические навыки на занятиях по художественной деятельности. Мои занятия носят системный характер и постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

5 ЭТАП: результативный.

Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности. У ребят закрепляются прочные культурно – гигиенические навыки, они учатся заботиться о своём здоровье, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения.

3. Перспективы использования опыта.

Условия эффективности опыта.

Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т. к. детский травматизм по городу и стране в целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в ознакомлении детей с правилами дорожного движения так важно и необходимо. Наряду с тем, что в дошкольных учреждениях систематически проводится работа по данному направлению и дома родители просто обязаны уделять правилам дорожного движения должное внимание, закрепляя и на личном примере показывая, как нужно правильно вести себя на дороге.

Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность.

Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери - самое дорогое - ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками несчастных случаев.

А значит, важно, как можно раньше научить детей правилам дорожного движения, знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы.

Возможности использования опыта в массовой образовательной практике.

Мой опыт рассчитан и может быть использован широкой категорией педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Ограничений в использовании быть не может, так как вся работа строится на речевом и дидактическом материале. Не требуется больших материальных затрат и какого – то специального оборудования.

Список использованной литературы:

1. Н. Н. Авдеева. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт-Петербург, государство «Детство – Пресс», 2004.

2. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. – 4 изд. - М. : Просвещение, 2004.

3. Борисова, Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Наб. Челны, 2006.

4. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М. : Аванта +, 2001.

5. Дети и дорога : Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1. - М., 1994.

6. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.

7. Ефанова. Игровая деятельность на занятиях по ПДД.

8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ Сост. Извекова, Н. А., Медведева, А. Ф., Полякова,Л. Б., Фетодова А. Н; под ред. Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.

9. Кобренкова С. Отвести беду. //Дошкольное воспитание. №6. 1990.

10. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку : перспективное планирование, занятия, досуг. — М. : Скрипторий, 2005.

11. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.

12. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

13. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез,2009.

14. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения», Москва, 2007.

15. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

16. О. В Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград, 2008.

17. Шалаева Г. П., Журавлева О. М. Новые правила поведения для воспитанных детей. М., 2006.

18. Дорожные знаки для маленьких пешеходов/ Шалаева Г. П. – М. : СЛОВО, Эксмо; 2007.

19. Т. А. Шорыгина Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : ТЦ Сфера 2007.

Публикации по теме:

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения (из опыта работы ДОУ) С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких улиц, по которым огромное движение транспорта. По этим же улицам проходят.

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников .

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах дорогах, в транспорте (из опыта работы ДОУ)Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах дорогах, в транспорте (из опыта работы ДОУ) Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения).

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улице» Быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу источником повышенной безопасности. Каждый год в мире происходит.

Мастер-класс «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Мы воспитатели детского сада №65 «Колосок» Бесчетникова Ирина Юрьевна и Шмойлова Светлана Викторовна.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования различных творческих идей» Слайд.

Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города» Добрый день уважаемые коллеги! Статистика утверждает, что очень часто причинной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Ознакомление детей раннего возраста с правилами дорожного движения через игруОзнакомление детей раннего возраста с правилами дорожного движения через игру С каждым годом растёт и хорошеет наш город. Много в нём широких, красивых магистралей, улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта.

Проект «Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 22:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».» (включая файлы) размещена пользователем Нина Петровна Горбунова (УИ 350417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД