Получи документы

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Нина Петровна Горбунова
Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4

г. Котово Волгоградской области

Опыт работы на тему :

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Выполнила воспитатель

Горбунова Нина Петровна

Котово 2013

1. Информационно - справочные сведения об опыте.

Публикация «Опыт работы: „Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения“,» размещена в разделах

1. Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

2. Автор: Горбунова Нина Петровна – воспитатель МДОУ № 4.

3. Место функционирования опыта :

403805, Волгоградская область, г. Котово,

улица Школьная, дом 2, детский сад «Родничок»,

телефон: 2 – 33 - 42.

4. Длительность функционирования опыта с мая 2012 года.

5. Степень новизны: творческий, проблемно – поисковый.

6. Опыт представлен : настоящим описанием и приложениями:

- описание опыта;

- конспекты занятий;

- перспективные планы;

- картотека дидактических и подвижных игр;

- конспект развлечения;

- консультации для родителей;

- родительское собрание;

- анкета для родителей;

- презентация по ПДД;

- фото;

- список методической литературы.

2. Технологические сведения об опыте.

Актуальность.

Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

• процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

• потребность в движении преобладает над осторожностью;

• стремление подражать взрослым;

• недостаток знаний об источниках опасности;

• переоценка своих возможностей.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8—1 секунда. Ребенку требуется для этого 3—4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей. Шаг ребенка не такой ДЛИННЫЙ, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, — во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т. д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.

Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.

Необходимо организовать специальный кабинет для проведения занятий с детьми. В кабинете должны быть оборудование для игры, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города. На макете в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель знакомит детей с темами: "Наша улица", "Пешеходы на улице", "Транспорт, светофор" и т. д. Слайды, изготовленные родителями, диафильмы делают преподносимый материал интересным, легко запоминаемым. Вся проводимая таким образом работа по обучению детей правилам безопасного поведения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр. Во время прогулок воспитатель должен обращать внимание детей на движение пешеходов, транспорта, разъяснять понятия "пешеход", "светофор", "подземный и надземный переход" и т. д. ( во время прогулки целесообразно играть в вопросы и ответы: "Сейчас мы будем переходить дорогу. На какой свет идти нельзя, а на какой можно? Правильный ответ - приз". Знания, полученные на занятиях, закрепляются в играх. "Игры не столько СТИХИЯ, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым", - подчеркивал Я. Корчак. "Игра есть путь детей к познанию мира", — говорил М. Горький. Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (С. М. Мартынов).

Самое главное — создать в группе эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами, такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты.

Задачи:

В данном опыте я решала следующие задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

8. Читать книги на тему безопасного движения по дорогам.

Средства:

Для решения задач я использовала следующие средства:

1. Научно – методическая, художественная литература, периодические журналы для дошкольных учреждений, в частности, журнал «Школа юного пешехода».

2. Занятия, развлечения, перспективные планы, презентация. (Приложение 2).

3. Прогулки, экскурсии, в частности, экскурсия на хлебозавод на школьном автобусе, дидактические и подвижные игры. (Приложение 3).

4. Работа с родителями. (Приложение 4).

Технология опыта.

Эпиграфом к своей работе я взяла слова :

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Именно поэтому, я считаю, что актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема опыта «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».

Воспитывая дошкольников, я применяла такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Работая с детьми, я использовала следующие принципы воспитания и обучения:

- единство;

- постепенность;

- доступность;

-наглядность.

Мой опыт складывается из нескольких этапов:

1 ЭТАП: информационно – аналитический.

Его цель: изучение и анализ научно – методического материала с целью использования его в работе с детьми.

На этом этапе мною были изучены и проанализированы следующие материалы:

• программы;

• художественная литература;

• методическая литература;

• методические пособия;

опыт воспитателей ДОУ.

2 ЭТАП: методический.

Его цель: разработка организационной деятельности дошкольников.

На этом этапе мною были разработаны и созданы :

• перспективные планы (см. Приложение);

• картотека дидактических и подвижных игр (см. Приложение);

• дидактические игры «Угадай, какой знак?», «Дидактические карточки для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

• Презентация по правилам дорожного движения для детей и их родителей.

3 ЭТАП: консультативно – рекламный.

Его цель: организация работы по просвещению родителей и коллег.

Данный этап осуществлялся через такие формы работы, как родительское собрание, анкетирование, консультирование, беседы, концертная деятельность детей на развлечении, участие в конкурсе «Школа юного пешехода», выставках. (См. Приложения).

4 ЭТАП: практический.

Его цель: ознакомление с окружающим миром, развитие у детей самостоятельности, ответственности, формирование умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.

На практике осуществляю творческий подход к занятиям, к изучению практического материала детьми, формирую у детей практические навыки на занятиях по художественной деятельности. Мои занятия носят системный характер и постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

5 ЭТАП: результативный.

Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности. У ребят закрепляются прочные культурно – гигиенические навыки, они учатся заботиться о своём здоровье, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения.

3. Перспективы использования опыта.

Условия эффективности опыта.

Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т. к. детский травматизм по городу и стране в целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в ознакомлении детей с правилами дорожного движения так важно и необходимо. Наряду с тем, что в дошкольных учреждениях систематически проводится работа по данному направлению и дома родители просто обязаны уделять правилам дорожного движения должное внимание, закрепляя и на личном примере показывая, как нужно правильно вести себя на дороге.

Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность.

Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери - самое дорогое - ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками несчастных случаев.

А значит, важно, как можно раньше научить детей правилам дорожного движения, знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы.

Возможности использования опыта в массовой образовательной практике.

Мой опыт рассчитан и может быть использован широкой категорией педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Ограничений в использовании быть не может, так как вся работа строится на речевом и дидактическом материале. Не требуется больших материальных затрат и какого – то специального оборудования.

Список использованной литературы:

1. Н. Н. Авдеева. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт-Петербург, государство «Детство – Пресс», 2004.

2. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. – 4 изд. - М. : Просвещение, 2004.

3. Борисова, Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Наб. Челны, 2006.

4. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М. : Аванта +, 2001.

5. Дети и дорога : Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1. - М., 1994.

6. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.

7. Ефанова. Игровая деятельность на занятиях по ПДД.

8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ Сост. Извекова, Н. А., Медведева, А. Ф., Полякова,Л. Б., Фетодова А. Н; под ред. Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.

9. Кобренкова С. Отвести беду. //Дошкольное воспитание. №6. 1990.

10. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку : перспективное планирование, занятия, досуг. — М. : Скрипторий, 2005.

11. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.

12. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

13. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез,2009.

14. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения», Москва, 2007.

15. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

16. О. В Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград, 2008.

17. Шалаева Г. П., Журавлева О. М. Новые правила поведения для воспитанных детей. М., 2006.

18. Дорожные знаки для маленьких пешеходов/ Шалаева Г. П. – М. : СЛОВО, Эксмо; 2007.

19. Т. А. Шорыгина Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : ТЦ Сфера 2007.

Публикации по теме:

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения (из опыта работы ДОУ) С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких улиц, по которым огромное движение транспорта. По этим же улицам проходят.

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников .

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах дорогах, в транспорте (из опыта работы ДОУ)Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах дорогах, в транспорте (из опыта работы ДОУ) Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения).

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улице» Быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу источником повышенной безопасности. Каждый год в мире происходит.

Мастер-класс «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Мы воспитатели детского сада №65 «Колосок» Бесчетникова Ирина Юрьевна и Шмойлова Светлана Викторовна.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования различных творческих идей» Слайд.

Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города» Добрый день уважаемые коллеги! Статистика утверждает, что очень часто причинной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Ознакомление детей раннего возраста с правилами дорожного движения через игруОзнакомление детей раннего возраста с правилами дорожного движения через игру С каждым годом растёт и хорошеет наш город. Много в нём широких, красивых магистралей, улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта.

Проект «Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 22:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД