Валентина Брусенская
Опыт работы «Играем в оркестре» старший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы музыкального руководителя
Брусенской Валентины Алексеевны
Тема: «Играем в оркестре»
Одним из эффективных методов музыкального воспитания дошкольников является такая форма коллективной музыкальной деятельности, как игра в детском оркестре. Игра на детских музыкальных инструментах - это практическая (исполнительская) деятельность детей. Детские инструменты сопровождают ребенка во всех формах повседневной жизни. Игра на детских музыкальных инструментах формирует у ребенка чувство коллективизма, целеустремленность, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, повышает ответственность за свое участие в общем деле, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, умени5е слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре. В процессе игры на музыкальных инструментах развивается творческая активность и художественный вкус, происходит приобщение к инструментальной музыке и к самостоятельному осмысленному музицированию.
Публикация «Опыт работы „Играем в оркестре“ старший возраст» размещена в разделах
Сегодня участники оркестра – это дети подготовительной группы. А создавался оркестр в средней группе. Организация оркестра – сложное и трудоемкое дело. Дети очень заинтересовались игрой на музыкальных инструментах, их привлекло их звучание. Они с удовольствием подыгрывали себе в пении и использовали свое умение в других видах творческой деятельности, а это не только объединяло детей, но и расширяло их музыкальные знания, способствуя всестороннему развитию.
Сейчас у нас в детском саду созданы все необходимые условия для работы, приобретены металлофоны, музыкальные треугольники, барабаны, литавры, звуковысотные колокольчики, ложки, трещотки, дудочки, маракасы и др.
На момент организации оркестра этого ничего не было, но желание играть в оркестре было велико. И тогда мы совместно с родителями, изучив материалы журнала «Музыкальный руководитель», изготовили самодельные шумовые инструменты (барабаны, шуршалки, бубны, маракасы и многое другое). Так появился у нас шумовой оркестр, в котором были задействованы дети всей группы. На осеннем празднике дети выступили перед гостями с шумовым оркестром, на празднике, посвященном Женскому дню 8 Марта исполнили песенку о весне, сопровождая пение игрой на колокольчиках.
К началу нового учебного года, когда дети были уже в старшей группе администрацией были приобретены народные музыкальные инструменты для всей группы (ложки, трещотки, дудочки, свистульки, колотушки).Хочу подробнее остановиться на этапах обучения игре на ложках, трещотках и других народных инструментах.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесло детям радость, формировало интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Игра на народных инструментах способствовала формированию слухо-зрительно-двигательной координации у детей.
Ниже остановлюсь на этапах обучения игре на народных музыкальных инструментах.
На первом этапе обучения познакомила детей с историей ложки и просмотра видео ролика исполнения на ложках и других народных инструментах. Главная задача, которую я ставил перед собой – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях.
На втором этапе осваивали приемы игры, занимались ритмической тренировкой.
Начинала обучение приемам игры на ложках с разминки кистей рук («Шофер» - движения, имитирующие крутящий руль; «Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок или пол). Эти упражнения необходимы для приготовления исполнительского аппарата, они тренируют мышечную память. В процессе обучения использовала речевой материал в самых разнообразных формах, используя малые фольклорные (потешки, прибаутки).
Дети вместе со мной, ударяя в ложки, одновременно четко и громко проговаривали текст следующих упражнений.
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили.
1, 2,3,4,5- будем мы на них играть!
«Весенняя телеграмма»
Дятел сел на толстый сук – тук да тук.
Всем друзьям своим на юг – тук да тук.
Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,
Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,
Что растаял снег вокруг – туки-туки-тук,
Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.
Дятел зиму зимовал – тук да тук,
В жарких странах не бывал – тук да тук.
И понятно, почему – скучно дятлу одному.
Главный принцип – сделать занятия интересными, в игровой форме. Приемы обучения носили такие названия, как «Лошадка», «Мячики», «Трещотка» и т. д. Дети выполняли задания, в которых игра на музыкальных инструментах сочеталась и тесно переплеталась с танцем, ритмическими движениями или песней. Игра в оркестре русских народных инструментов заметно меняла детей – у них активизировалось внимание, память, появилась творческая инициатива.
Результаты своего труда дети продемонстрировали перед родителями на праздниках, выступили на юбилее детского сада.
Будучи уже в подготовительной группе, дети с большим воодушевлением пели и одновременно играли на ложках, исполняя песню «Бабушка, бабушка, бабушка», на утреннике, посвященном 8 Марта.
В подготовительной группе с начала учебного года началась работа с оркестром, в котором дети учились играть на металлофонах, треугольниках, звуковысотных колокольчиках, барабане, литаврах.
Организация такого оркестра требовала большой и кропотливой индивидуальной работы. Нужно было научить правильно держать инструмент, правильно извлекать из него звук. При распределении партий учитывала интересы и способности дошкольников: более сложные партии (металлофон) поручала детям, которые легко запоминают мелодию, а исполнение ритмических рисунков дала детям с хорошим чувством ритма. В ходе обучения старалась помочь каждому ребенку, сохраняя его интерес к процессу игры.
После того как каждый ребенок твердо усвоил свою партию, стала объединять их в группы, чтобы добиться ансамбля в игре.
На заключительном этапе объединила всю группу. Здесь перед детьми стояли самые сложные задачи. Они должны были слушать друг друга, фортепианное сопровождение, придерживаться общего темпа и динамики, одновременно начинать и заканчивать игру, вовремя вступать после пауз, выдерживать общий ансамбль и строй, добиваясь правильного баланса звучания, стараться передать настроение, выраженное в музыке, внимательно слушать и исполнять музыкальные фразы, отмечая смену частей и характер произведения. Дети понимали всю трудность участия в оркестре, они прониклись чувством ответственности и охотно помогали друг другу. Каждый старался исполнить свою партию без ошибок, чтоб не подвести остальных. Я видела, как дети переживали, если у них что-то не получалось, как они радовались, когда все вместе играли правильно, без ошибок.
С оркестром дети выступили на утреннике, посвященном Международному женскому дню. Они исполнили две пьесы: «Полька» музыка Ан. Александрова и «Турецкий марш» музыка А. Моцарта.
Коллективное музицирование дает положительные результаты в развитии всех без исключения детей, независимо от их возможностей. Занятия в оркестре открывают перед ребенком новый мир звуков и музыкальных образов, развивают творческие способности, формируют духовный мир, делая его богаче и одухотвореннее.