Папки-передвижки

Опыт работы «Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе формирования у детей целостной картины мира»

Любовь Долныкина
Опыт работы «Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе формирования у детей целостной картины мира»

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответы.

Передо мной стала проблема:

- Как реализовать любознательность ребёнка?

- Как помочь ребенкупознать окружающий мир?

- Как развить его творческое начало?

Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят проводить эксперименты. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Приступая к работе с детьми подготовительной к школе группы, я поставила перед собой цель:

Публикация «Опыт работы „Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе формирования у детей целостной картины мира“» размещена в разделах

- практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности при проведении непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора и в процессе организации режимных моментов.

Исходя из цели, определила задачи:

- расширить и уточнить представления детей о предметном мире и о мире природы;

- учить детей пользоваться предметами-помощниками при проведении опытов и экспериментов и правилам безопасного поведения в процессе экспериментирования;

- развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать;

- совершенствовать речь как средство общения и продолжать работу по обогащению природоведческого и обществоведческого словаря;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение договариваться при работе в группах, парах.

Приступая к реализации цели и задач, я разработала план, который включал несколько этапов:

I этап – диагностический (сентябрь, в ходе которого изучила интересы и потребности детей, провела мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

II этап – организационный, создала предметно-развивающую среду и внесла корректировку в комплексно-тематический план.

III этап - основной, работа с детьми по расширению кругозора и развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

IV этап – диагностический (апрель-май, провела мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по итогам проделанной работы.

Из бесед с детьми, проведенных на первом этапе, я выявила, что мои воспитанники:

- хотят путешествовать по странам и континентам – 70%;

- хотят расширить знания о живой и неживой природе – 42%;

- хотят участвовать в опытах и экспериментах – 72%.

Результаты мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы на данном этапе показали, что средний показатель высокого уровня развития у воспитанников моей группы составил 34%.

На II этапе проведена большая работа по созданию предметно-развивающей среды, которая позволила организовать разнообразную деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире, проведению опытов, наблюдений, экспериментов.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была создана детская мини – лаборатория «Почемучки», где представлены разнообразные материалы и оборудование для проведения исследований с учетом условий безопасности:

• различные емкости;

• шприцы, трубочки;

• увеличительные стекла, лупы;

• измерительные приборы,

• компас, бинокль;

• микроскоп;

• губка, пенопласт, поролон и другие материалы;

• песок, камни, виды почвы, глина;

• проволока, различные виды ниток;

• магниты и металлические предметы;

• различные виды бумаги, ткани и многое другое.

п/п Начало учебного года

Высокий уровень

Кол-во детей - 23

1 Представления детей о предметном мире 7/30%

2 Представления детей о социальном окружении 8/34%

3 Представления детей о природе :

(мир растений и животных) 10/43%

4 Представления детей о явлениях природы 9/40%

5 Умение работать с инструкцией, схемой, алгоритмом 6/26%

6 Коммуникативные навыки 7/30%

Средний показатель высокого уровня 34%

Мини – лаборатория в течение года пополнялась новымоборудованием и материалами, которые использовались при проведении опытов и экспериментов. Здесь же находились дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Руководителем мини-лаборатории вместе с детьми (по их выбору) стал сказочный персонаж – кукла – Незнайка. Введение сказочного персонажа превращало экспериментальную деятельность в увлекательную игру.

Рядом с мини-лабораторией мы расположили мини-центр «Вокруг света», главное место в котором занимал глобус и карта мира, на которой флажками мы отмечали места наших путешествий. В течение года шло пополнение его книгами, открытками, значками, атласами, энциклопедиями, которые вносились детьми на время или оставались навсегда. Вместе с детьми мы создали макеты тех мест и природных зон, в которых побывали во время «путешествий» в рамках непосредственно образовательной и проектной деятельности : «Подводный мир», «Антарктида», «Космос», «Пустыня», «Древний мир», «Русская изба». Активно использовались макеты и в процессе организации режиссерских игр.

Взаимодействие с родителями проходило на протяжении всех этапов работы с детьми. Родители поддержали мое начинание и стали активными помощниками при создании условий для организации познавательной и исследовательской деятельности. Они стали настоящими сподвижниками и соратниками. Фоторепортажи о нашей совестной работе с детьми периодически размещались в родительском уголке, для родителей были разработаны буклеты, памятки и рекомендации. Для поддержания у ребенка познавательного интереса я рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты, путешествовать по странам и континентам, знакомиться с миром природы. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.

III этап – деятельность по реализации поставленных задач, которую я осуществляла:

• в ходе непосредственно образовательной и проектной деятельности;

• во время лабораторных работ, проводимых детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями);

• во время «Часа самостоятельности», проводимого один раз в неделю;

• во время наблюдений за объектами и явлениями природы на прогулке;

• во время организации досуга с проведением интересных опытов.

Работу с детьми я строила на принципе активного обучения. В ходе опытов и экспериментов учила детей ставить гипотезу, находить пути поиска решений, делать выводы. Например, ставлю задачу: слепить фигурку из песка. Предлагаю детям рассмотреть песок и выдвинуть гипотезу – из какого песка (сухого или сырого) можно слепить фигурку, найти решение и сделать вывод.

Очень интересно в нашей группе в рамках Дня открытых дверей для родителей и педагогов прошел «Форум юных исследователей». Мои воспитанники показали не только хорошее знание окружающего мира, способы его исследования, активность и познавательный интерес, но и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение работать по схемам, составлять модели, планировать свою работу в группе сверстников.

Развитие познавательной активности проходит в тесной интеграции с образовательными областями «Коммуникация» и «Социализация». Умение излагать свои мысли понятно для окружающих, рассказать о проделанной работе, вести диалог, договариваться со сверстниками, обсуждать – все это активно развивается в процессе исследовательской деятельности.

В целях представления опыта работы по развитию у детей познавательной активностис использование опытов и экспериментов я провела для коллег открытые мероприятия: «В гостях у Снежной королевы», «Возвращение пингвиненка Ло-Ло».

IVэтап – диагностический.

Прошел учебный год. Мои воспитанники подросли. И если составить их «портрет», то я с уверенностью могу сказать, что мои воспитанники физически крепкие и здоровые, умные и любознательные, трудолюбивые и творческие, добрые и отзывчивые.

Перед вами таблица и диаграмма, которые показывает повышение познавательного развития детей, развития речи в результате проделанной работы.

п/п Начало учебного года

Высокий уровень Начало учебного года

Высокий уровень

Кол-во детей - 23 Кол-во детей - 23

1. Представления детей о предметном мире 7/30% 20/87%

2. Представления детей о социальном окружении 8/34% 18/78%

3. Представления детей о природе :

(мир растений и животных)

10/43% 21/91%

4. Представления детей о явлениях природы 9/40% 21/91%

5. Умение работать с инструкцией, схемой, алгоритмом 6/26% 16/70%

6. Коммуникативные навыки 7/30% 17/74%

Средний показатель высокого уровня. 34% 82%

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Все работы хороши» Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Все работы хороши" Интеграция образовательных областей:.

Игровые технологии развития системного мышления дошкольников как условие формирования у них целостной картины мира ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В современное е время.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира Тема: «Морское путешествие с Флиппером» Подготовила: воспитатель Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Программное содержание:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Зима» Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Зима» Возрастная.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Беда в Цветочном городе» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширение кругозора в подготовительной группе.

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по области «Познание» (Формирование целостной картины мира) «Птицы» Цель: закреплять знания детей о птицах. Задачи: расширять представление детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии;.

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Как появилась одежда» Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Как появилась одежда» Программное.

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе «Мой родной город» Задачи: продолжать знакомить детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; углублять представления детей о достопримечательностях.

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе «Подвиг майора» Вид деятельности: познавательное развитие, ознакомление с социальным миром. Цель: дать знания детям о том, как трудно досталась победа народу,.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Овощи» Задачи: уточнить представления детей об овощах, о том, где они растут. закрепить умение правильно называть овощи, описывать их форму, цвет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе формирования у детей целостной картины мира»
Опубликовано: 13 января 2017 в 16:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД