Анна Царевская
Опыт работы «Историческое воспитание дошкольников через развивающую среду»
Начать хочу с высказывания Сергея Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Суть исторического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Ребенок не может воспринять прошлое родной страны не иначе, чем через воспоминания родных, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги.
Публикация «Опыт работы „Историческое воспитание дошкольников через развивающую среду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
С чего же начать работу по историческому воспитанию, как организовать развивающую среду? Ответы на эти вопросы есть в Федеральной Образовательной Программе, где прописаны все образовательные задачи соответственно возрастным особенностям детей. Предлагаю рассмотреть каждый возраст в отдельности.
Младший дошкольный возраст.
Создаем условия для формирования у детей образа Я.
Каждый человек уникален в своем роде. Поэтому, важно формировать у ребенка чувство значимости, его индивидуальности и неповторимости. Для этого в своей работе использую стенд «Я пришел (а)», «Моё настроение», а также игровые упражнения «Моё имя», «Мы похожи – мы отличаемся», «Вот я какой» и т. д.
Семья
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно она играет решающую роль в формировании личности в обществе.
Педагог развивает позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье; уважение к родителям (законным представителям): обогащает представление о структуре и составе семьи, родственных отношениях. Для решения этих задач использую дидактические игры о семье, лэпбук, фотоальбомы, сюжетно-ролевые игры.



Детский сад – вторая семья
С помощью игры-альбома на липучках «Детский сад» не только формируем знания у детей о устройстве и работе дошкольного учреждения, о его правилах, о профессиях людей работающих в нем, но и формируем навыки взаимодействия со сверстниками в игре, в общении и бытовой деятельности.

Обогащаем представление детей о малой родине
Педагог обогащает представления детей о малой родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут; знакомит с близлежащим окружением ДОО (зданиями, природными объектами, доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в населенном пункте. В своей работе использую альбомы для рассматривания о городе Кореновске, фотоальбом «Любимые места города моей семьи» и настольные игры.


Создаем условия для ознакомления детей с народным искусством.
Для знакомства с устным народным творчеством можно внести в развивающую среду книги со сказками, потешками, пословицами, поговорками, а также игры-пазлы «Герои сказок» и «Собери картинку». Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством в группе размещаем народные игрушки и альбомы для рассматривания.

Средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте задачи усложняются. Знакомим детей с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России. Для этого в развивающую среду вносим их изображения, а также для закрепления знаний можно использовать игру «Собери картинку: флаг и герб России».
Обогащаем представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомим с содержанием праздника, с памятными местами в г. Кореновске, посвященными празднику. Для этого вносим в развивающую среду альбомы для рассматривания, дидактические игры, лэпбуки, папки-передвижки.
Продолжаем обогащать представления детей о малой родине: знакомим с основными достопримечательностями населенного пункта, развиваем интерес детей к их посещению с родителями; знакомим с названиями улиц, на которых они живут.



Знакомим с традициями родного края – казачеством
В развивающую среду можно внести макеты «Казачье подворье» или «Казачья хата», а также альбомы для рассматривания по теме.

Старший дошкольный возраст
Продолжаем воспитывать уважительное отношение к нашей Родине - России. Расширяем представления о государственных символах России - гербе, флаге, гимне, знакомим с историей их возникновения. Обогащаем представления детей о том, что Россия - большая многонациональная страна, воспитываем уважение к людям разных национальностей, их культуре. В развивающую среду можно внести лэпбуки, дидактические игры, энциклопедии, альбомы по теме.
Для ознакомления детей с признаками и характеристиками государства с учётом возрастных особенностей развивающую среду дополняем картой России и глобусом.
Обогащаем представление детей о защитниках и героях Отечества. Знакомим их с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества (лэпбуки, энциклопедии, выставки, макеты).



Обогащаем представление детей о казачестве: история, традиции, быт кубанских казаков.
Игра-альбом «Быт кубанских казаков», лэпбук «Кубанские казаки»


Без прошлого, нет настоящего.
Для ознакомления дошкольников с историей предметов можно использовать «Реку времени».
В заключение хочу отметить, что хорошо и правильно организованная развивающая среда способствует формированию у дошкольников представления об истории своей семьи, родного города, края и страны, о культуре и быте народов.