МААМ-картинки

Опыт работы «Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта»

Морозова Татьяна Юрьевна
Опыт работы «Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта»

ОПЫТ РАБОТЫ

МОРОЗОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЮРЬЕВНЫ

воспитателя МБДОУ детский сад №1

«Аленький цветочек» г. Карачева

на тему:

«Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего

Публикация «Опыт работы „Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта“» размещена в разделах

дошкольного возраста"

Актуальность темы

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры общения. К сожалению, все чаще уличная обстановка, телевидение, неправильные примеры взрослых стирают, и очень жестоко, всю накопленную годами, веками нашу великую и богатую русскую культуру. В нашей речи все чаще используются иностранные слова, дети испытывают дефицит живого общения. Из своего опыта работы и опыта своих коллег мы сталкиваемся с тем, что дети испытывают трудности на занятиях по развитию речи (пересказ текста, составление рассказа или слабая речевая активность). Мне часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма с достаточно сложно произносимыми словами. Для реализации и повышения эффективности работы по обучению детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли я решила воспользоваться методикой мнемотехники. В соответствии с данной проблемой определила

тему работы:

"Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста". Моделирование включает в себя работу с сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками, квадратами,

коллажем, схемой составления рассказа.

Мнемотехника

– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

Новизна

данной темы заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы) и аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников). В работе принимали участие 26 детей, которые посещают старшую группу «Ягодка».

Для решения данной проблемы я поставила

цель:

выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии речевой активности детей.

Задачи:

1. Изучить влияние приемов моделирования на развитие речевой активности.

2. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.

Гипотеза:

Если систематически использовать моделирование, то у ребенка расширяется представление об окружающем мире, повышается его речевая активность, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые, в свою очередь, помогут в социальной адаптации ребенка.

Методы:

анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы, качественный и количественный анализ результатов, самообразование, составление схем, моделей.

На основании анализа научной литературы выделились следующие

подходы

в работе с детьми: системный (мнемотехника используется в системе обучения и воспитания, личностный (мнемотехника используется с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка, культурологический (с помощью мнемотехники ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить, и информационный (ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире).

Научная основа данной работы базируется на методических разработках: предметно-схематические модели, сенсорно-графические схемы, коллаж, мнемоквадраты, мнемотаблицы.

Работа по речевому развитию детей с использованием моделирования опирается на следующие

принципы:

принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;

принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемодорожкам, мнемотаблицам. Ребенок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям предлагаю мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребенок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняю или заменяю другой заставкой: изображаем персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большого коричневого круга и т. д. Для того, чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой (см. приложение). Это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация. Поскольку она вначале незнакома детям, брала на себя обучающую роль, т. е. доводила до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать структуру рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость. Мнемотаблицы использовала для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, заучивании стихов, отгадывании и загадывании загадок, активизации речевой активности детей.

Уровни использования мнемотаблиц:

- Рассматривала таблицу и перерабатывала то, что на ней изображено.

- Перекодировывала информацию, т. е. преобразовывала ее из абстрактных символов в образы.

- Осуществляла пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. отрабатывала метод запоминания.

- Работала с графической зарисовкой мнемотаблиц (коллективно, парами, индивидуально; особое внимание уделяла детям с опережающим развитием и отстающим).

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц создавала разнообразные дидактические игры («Угадай знак», «Помоги другу», «Придумай сказку», продумывала разнообразные модели с детьми («Придумай и расскажи»). Одновременно вовлекала родителей в образовательный процесс. Приглашала их на занятия по составлению мнемотаблиц и их практическому применению, оформила лепбук, папку. Были разработаны заочные консультации для родителей, с предоставлением теоретического и практического материала по использованию мнемодорожек, мнемотаблиц, который помогает заинтересовать детей и родителей, и добиваться хороших результатов.

В процессе проведения мониторинга у воспитанников отмечена положительная динамика развития не только в активизации связной речи, но и в выполнении целевых ориентиров. Умение составлять описательный рассказ проверялось в дидактической игре «Супермаркет», где каждый ребенок должен был сделать покупку, самостоятельно описав ее внешний вид, характерные особенности, но не называть её.

Дата мониторинга высокий средний низкий

11.09.2017 5% 35% 60%

25.01.2018 15% 40% 45%

(25.05 2018)

Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало года и промежуточный, можно сказать, что систематическая работа по развитию речевой активности с использованием методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют активный интерес к работе с мнемотаблицами.

Результатом

моей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений. Проявляется речевая активность, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей легче и быстрее происходит овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов, появилось желание пересказывать информацию как на занятиях, так и в повседневной жизни. С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи.

-Разработана и включена в образовательный процесс система приемов моделирования для развития активной, связной речи дошкольников.

-Разработано дидактическое обеспечение.

Таким образом, изучив особенности системы моделирования, я намерена продолжать работу в этом направлении, и следующим этапом моей деятельности будет применение данного метода на других занятиях.

Публикации по теме:

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Из опыта работы Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работыЭкспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно.

Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности»Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности» Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности» Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают.

Из опыта работы «Исследование проблемы речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста» 1. Исследование проблемы речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста 1.1 Речь. Характеристика речевого развития детей старшего.

Обобщение опыта работы «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Искусство актера заключается в речи и в движении тела. И. Гёте Введение Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых.

Опыт работы «Пение, как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Г. Рукавишников.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности» Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность». «.

Опыт работы «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Для детей подвижные игры являются необходимой.

Анализ опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности по средствам театрализованной деятельности» СодержаниеОснование избранной темы: 1. Условия возникновения, становления опыта. 2. Актуаоьность и перспектива опыта. 3. Теоретическая база.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта»
Опубликовано: 28 марта 2018 в 01:57
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД