Получи документы

Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду» (1 фото)

Марина Владимировна Шахназарян
Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду»

Отдел управления образованием

Динской район

БДОУ «Детский сад №29»

Тема: «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду»

Автор опыта :

Шахназарян Марина Владимировна

2016 год.

Шахназарян Марина Владимировна

Содержание

1. Информация об опыте…. 4

2. Результативность опыта…. 8

3. Приложения…. 15

4. Библиографический список литературы…30

Публикация «Опыт работы „Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду“» размещена в разделах

6. Рецензия на опыт…. 32

Шахназарян Марина Владимировна

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Ф. И. О. автора Шахназарян Марина Владимировна

2. Район Динской район

3. Образовательное учреждение БДОУ д\с № 29

4. Занимаемая должность воспитатель

5. Педагогический стаж и квалификационная категория

34 года,___первая квалификационная категория

6. Тема педагогического опыта «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду».

7. Уровень опыта по степени новизны : в комбинации элементов известных методик: в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.

Комбинация элементов известных методик, разработка новых средств и правил их_ применения, а также постановка и решение новых педагогических задач.

8. Цель педагогического опыта : развитие творческо-эстетических способностей детей через театральную деятельность.

9. Основные противоречия, решаемые в этом опыте :

• Методы исследования и обучения, используемые в опыте : изучение и анализ психологической и педагогической литературы, коллективные действия и взаимодействия, анализ деятельности и высказываний детей, этюдный дренаж, эксперимент с применением компьютерных новшеств, тестирование.

Средства обучения: интерактивные средства обучения (прослушивание сказок, использование караоке и фонограммы, просмотр видео и специальных презентаций по разным темам).

• условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: наличие полной базы, стимулирующей развитие детского театрального творчества, эффективность использования технических и программных средств.

результативность: проведение игр-занятий, развлечений, театрализованных постановок, праздников; участие в различных конкурсах.

• преимущества этого опыта : легкость в применении, доступность в восприятии.

10. Эффективность опыта : развитие артистических способностей детей через театральную деятельность; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать; работа над речью и интонациями; раскрепощение ребенка.

11. Последователи педагоги ДОУ, воспитатели и организаторы досуга района.

1. Информация об опыте

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью, ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Сама театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Цель данного опыта работы : развитие художественно-эстетических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи опыта работы :

• последовательное знакомство детей с видами театра;

• поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

• совершенствование артистических навыков детей;

• раскрепощение ребенка;

работа над речью, интонациями;

• коллективные действия, взаимодействия;

• пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы работы с детьми :

• импровизационность,

• гуманность,

• систематизация занятий,

• учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Объектом исследования данного опыта будет процесс развития творческо-эстетических способностей дошкольников в театрально-игровой деятельности ДОУ.

Предметом исследования становятся основы театральной деятельности детей в условиях ДОУ.

К поставленному опыту мы применим такие методы исследования как: изучение и анализ психологической и педагогической литературы, наблюдения, анализ деятельности и высказываний детей, этюдный дренаж, эксперимент с применением компьютерных новшеств, тестирование.

Теоретико-методологической основой исследования являются психолого – педагогические постулаты А. Запорожца, Д. Эльконина, также использованы социокультурные идеи Н. Сорокиной, Л. Миланович, А. Макаренко, Р. Жуковской, а так же теории Л. Белкиной и М. Зацепиной.

В детском саду предусмотрена организация систематических театрализованных занятий, праздников, развлечений с детьми. Наше учреждение имеет неплохую базу, стимулирующую развитие детского театрального творчества. При этом основополагающим является правильный подход педагогов в творческом воспитании детей.

Театрализация как предпосылка в становлении творческо-эстетических способностей дошкольников

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Знакомство детей с театральной куклой – бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, - это создает радостную атмосферу.

Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт и речь.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:

• во второй младшей группе – формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);

• в средней группе – обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

• в старшей группе – совершенствовать образные исполнительские умения;

• в подготовительной к школе группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним ;

- игры – драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно – развивающие игры;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры – превращения («учись владеть своим телом, образные

упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой

для свободного кукловождения;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы;

- театральные этюды;

- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и

инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее

драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями

(реквизит, мизансценой и т. д.

Следует подчеркнуть, что чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:

- специальное помещение со сценой и зрительным залом;

- костюмы и декорации;

- мультимедийное оборудование, диски;

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к занятиям;

- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

Чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты с помощью:

- диагностики (октябрь – январь – май);

- постановки кукольных спектаклей;

- драматизация сказок;

- проведения праздников (в течении года, конкурсов, концертов.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

2. Результативность опыта.

Данная работа проходила в соответствии с общепринятыми этапами :

I этап. Постановка проблемы; определение объекта и предмета исследования; цели и задач исследования; изучение необходимой психолого-педагогической литературы.

II этап. Разработка стратегии научно-исследовательской работы с

детьми, планирование методики ее проведения.

III этап. Проведение собственно - экспериментальной работы по подобранным методам со старшими дошкольниками.

IY этап. Количественная и качественная обработка и анализ полу-ченных данных, их обобщение. Формулирование выводов, рекомендаций и заключений по итогам проведенного исследования.

В проделанной работе нами реализованы поставленные задачи. Показана творческо – эстетическая направленность театрализованных игр и занятий.

Выделены требования к организации театральной деятельности, праздников и развлечений в условиях детского сада.

Ребенку по своей природе хочется переживать радость творчества. Этому способствуют основы театрально – игровой деятельности, с которыми знакомит дошкольное учреждение.

В творчестве растет и крепнет самооценка ребенка. Иногда успех в театральной деятельности позволяет детям с низкой самооценкой поднять ее в сторону адекватной.

Развивающее значение театра весьма велико.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе,

живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Организация исследования.

Для экспериментальной работы из всего состава детей было отобрано 10 человек. Работа с которыми проводилась в течении полугода. В констатирующем и контрольных экспериментах взят стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р. Немова с использованием единой оценочной шкалы. Шкала баллов имеет следующую форму.

От 8 до 10 баллов – наличие выраженных способностей или задатков к их развитию (8,9 баллов – высокий уровень, 10 баллов – очень высокий).

От 4 до 7 баллов – уровень развития психологического качества находится в пределах нормы (средний уровень).

От 0 до 3 – серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей (низкий уровень).

Констатирующий эксперимент прошел индивидуально с каждым ребенком в течении трех недель.

Учитывалось время и качество выполнения задания каждым ребенком. Данные побально и поуровнево занесены в протокол №1.

Изучаемый психический процесс – речь, использован был в двух методиках.

Первая методика «Назови слово». Семь детей получило средний уровень, пять высокий.

Во второй методике «Расскажи по картине» детям было предложено составить более менее связано-содержательный рассказ, используя последовательность картинок. Результат был не аналогичен первой методике – у четверых средний уровень, у двоих низкий и у четверых высокий.

Общая сумма баллов по данному психическому процессу группы составила 124 балла.

При переходе к формирующему этапу эксперимента, исходя из анализа констатирующего, сделан упор на стимулирование большей частью таких психических процессов как речь и воображение.

Большее внимание уделив сюжетно-ролевым играм, образным и режиссерским. Использовали мозговой штурм для активации творческого мышления, знакомя детей с доступной для их восприятия проблемой, а также с вопросами не имеющими однозначных ответов, стремясь как можно дальше раздвинуть границы детского воображения. С детьми мы разбирали проблему

«Что можно сделать из куска бумаги?» Предложения поступили самые необычные, вплоть до бумажной подушки на которой можно спать, а когда станет скучно можно порисовать на ней же. Рассматривали с детьми коллективно вопрос «что будет, если все станут вдвое выше ростом?» Некоторые дети посчитали что высоким ничего не страшно. Другие дети доказывали, что высоким быть хорошо все можно достать, а на плечах высоких людей удобно кататься.

Для стимуляции творческих игр с детьми проводились следующие дидактические: на развитие воображения «На что похоже» : предлагала картинки-схемы и рисовала на прогулке элементы предметов. Дети пытались увидеть предмет по отдельным признакам. Сначала это вызывало замешательство у некоторых малышей, после нескольких вариаций они усвоили инструкцию и довольно охотно воображали.

Очень понравилась детям игра, проводившаяся неоднократно с различными вариантами, под названием «Шкатулка со сказками». Из огромной сказочной шкатулки дети доставали кружки разных цветов – заместители героев. Придумывали кем цветной кружок будет в сказке. О каждом кружке-герое сочиняли небольшую сказку или два-три предложения.

Проводя работу над формирующим экспериментом по разделу игр-драматизаций в экспериментальной группе помимо ознакомления детей с верховыми и напольными куклами для театра использовались разные этюды на выражение мимики и пантомимики. Использовали такие виды образных этюдов: вкусная конфета, горькое лекарство, тяжелая сумка, веселый человек, страшный зверь и другие.

Труднее, но не менее интереснее шла работа с детьми по усвоению форм работы с морфологической матрицей, представляющую собой таблицу разложения объекта на составляющие части. И затем придумывания нового образа из этих частей, то есть склеивания из разнородных кусков. Так раскладывая на составляющие слона, лису и волка мы с детьми получили нового зверя с туловищем и хвостом лисы, ногами слона и головой волка. Дали название «слоноволис». А раскладывая по морфологической матрице несколько известных сказок мы получили новую конструкцию, вроде «салата сказок». Это очень забавляло и стимулировало развитие умственных способностей а также речи детей.

Формирующий этап длился с детьми в течении почти пяти месяцев. За это время малыши дали много положительных результатов, которые были проанализированы в контрольном эксперименте.

Данные контрольного эксперимента занесены в протокол №2.

Психический процесс - речь поднялась в общем по группе с 124до 145 баллов.

Из всей проделанной работы следует вывод, что театрально-игровая деятельность – мощный источник в общем развитии ребенка, наряду с другими видами обучающей деятельности. Она лучше воспринимается и принимается детьми.

Больше на мой взгляд следует уделять внимание развитию речи и воображению в творческих играх. А также поощрять оригинальность в самостоятельной организации детьми своего игрового пространства.

В результате проделанной деятельности можно сделать вывод : процесс самораскрытия ребенка в игре, ориентация на его индивидуальные особенности являются основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.

Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду»
Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности» Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повышение компетентности педагогов, как театральная.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Тема моего опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Целью моей работы является развитие творческих способностей у.

Опыт работы по работе с родителями в детском саду Публикация № 3 Опыт работы по работе с родителями в детском саду. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей — это создание в детском.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Воспитателя МДОУ детский сад №10 города.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду» Презентация опыта работы по теме: «Театрализованная деятельность в детском саду» Подготовила: Воспитатель МКДОУ «Детский сад №1» Аникеенко.

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Театрализация мордовской народной сказки «Как собака друга себе.

Проект развитие театрально-игровой деятельности (игры-драматизации) по сказке «Колобок» Проект развитие театрально-игровой деятельности (игры-драматизации) по сказке "Колобок" в младшей группе A «Грибочки» в МБДОУ - "Детский.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы Андреева Наталья Ивановна Воспитатель первой квалификационной категории Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 11:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД