Папки-передвижки

Опыт работы «Адаптация ребёнка в детском саду»

Светлана Белоусова
Опыт работы «Адаптация ребёнка в детском саду»

Первый раз в детский сад

Ну вот кажется всё ужен позади – детский сад выбран, документы собраны, все врачи пройдены, анализы собраны, ребёнок устроен. Родителям после пережитого напряжения кажется, что все трудности позади. Но, увы это не так. Наступает новая пора разочарования: детские слёзы, капризы, отказы идти в детский сад, бесконечные болезни ребёнка.

Публикация «Опыт работы „Адаптация ребёнка в детском саду“» размещена в разделах

Как помочь им справиться с этим! Цель моей работы в решении данного вопроса – помочь построить взаимоотношения между детьми, родителями и педагогическим коллективом группы для детей с ЗПР. Я стараюсь построить такие отношения, которые создадут ощущения комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Осуществляю я это через:

- помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учётом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей;

- установление доверительных отношений педагогов с родителями и детьми;

- помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими нашу группу

Построить такие взаимоотношения мне помогли следующие задачи:

1) Сбор данных о эмоциональном состоянии ребёнка в течении дня;

2) Определение схемы введения ребёнка в группу детского сада;

3) консультирование родителей по текущим вопросам.

Динамика адаптации

Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в наш детский сад, жизнь его и всей семьи значительно меняется. Требуется некоторое время для того чтобы и ребёнок и его семья приспособились к новым жизненным условиям. Время приспособления можно условно разделить на 3 периода – острый, подострый и компенсационный. Очень сложно обеим сторонам в острый период.

Это первые столкновения с неизвестным новым. Это, новая, часто неожиданная эмоциональная реакция ребёнка и его родителей. В этот период родителей очень тревожит то, что малыш часто капризничает, плохо ест и спит, безутешно плачет, бывает агрессивным или наоборот подавленным. Случается, что ребёнок забывает то, что умел и знал до прихода в детский сад. Но сильно тревожит родителей – нескончаемые простуды. Некоторые родители сами впадают в панику, а то ещё сильнее усугубляет ситуацию и отрицательно влияет на поведение ребёнка. Такие родители сами нуждаются в помощи, так как не знают как правильно поступить в этой ситуации. И они сами того не замечая, постепенно становятся втянутыми в экспериментирование, они пробуют по разному влиять на ребёнка. А для того требуется время, чтобы найти нужное решение. Семье приходится менять привычный образ жизни и подстраиваться под режим работы нашего детского сада. Но для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он имеет разную длительность.

Существует 4 варианта адаптации :

Лёгкая адаптация – около месяца ребёнку и его семьи потребуется, чтобы приспособиться к новым условиям.

Средняя адаптация – семья и ребёнок приспосабливаются за 2 месяца.

Тяжёлая адаптация - требуется 3 месяца.

Очень тяжёлая адаптация – около 6 месяцев и более. Может встать вопрос о том, стоит ли ребёнку посещать детский сад, возможно, что он, - «несадиковский» ребёнок.

После преодоления трудностей, поведения ребёнка нормализуется – это подострый период. Далее наступает период компенсации – это приятное время для ребёнка, его родителей, и нас педагогов. Его темп развития ускоряется, ребёнок радует нас своими достижениями: он более самостоятелен, коммуникабелен, чаще слышна его речь, ему нравиться ходить в наш детский сад. Чтобы как-то снизить напряжение острого периода адаптации я применяю такое правило:

– индивидуальный подход к каждому ребёнку и его родителям.

В результате наблюдений, бесед, данных обследования, консультаций, педагогического опыта работы с детьми я разработала :

- форму диагностики уровня возможной адаптации ребёнка в нашей группе;

- варианты введения ребёнка в нашу группу;

- пакет рекомендаций для всех родителей.

Мои рекомендации родителям

1. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в детский сад.

2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло – скоро он сможет ходить сюда. Говорите ему, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.

3. Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет делать.

4. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью.

5. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги и свои игрушки другим детям.

6. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

7. Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.

8. Ребёнок привыкнет быстрее, если с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями и сотрудниками MБДОУ, другими родителями, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.

9. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее прояснять ситуацию тревожащую Вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через педагогов MБДОУ.

10. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

11. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Больше общайтесь, чаще обнимайте.

12. Если Вам нужна помощь, сотрудники детского сада ждут Вас!

Мои варианты введения ребёнка в группу MБДОУ

Наша группа работает с 7-00 часов до 17-30 мин. С двумя воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем-психологом, музыкальным работником, инструктором по физическому воспитанию и младшим воспитателем. Семьи новых воспитанников имеют возможность побывать в группе, познакомиться с педагогами группы. Я показываю ребёнку его шкафчик, кроватку, полотенце, даю возможность поиграть в группе вместе с родителями. Дети, которые легко адаптируются, могут остаться на целый день в группе. Но если ребёнок отказывается оставаться в группе, то я предлагаю маме (бабушке, папе) побывать с ним некоторое время в группе, поиграть на участке. Ребёнку очень важно знать, что взрослые понимают его эмоциональное состояние в этот день.

Моя задача – помочь ребёнку установить отношения с взрослыми и другими детьми. Родителям, дети которых относятся к группе адаптации средней тяжести, я предлагаю приводить своего ребёнка в группу первое время на 2 часа. За это время ребёнок постепенно знакомится с педагогами и другими детьми группы. Если он чувствует себя хорошо с детьми и мне удалось установить с ним доверительные отношения и контакт, то я предлагаю родителям оставить ребёнка до 12 часов дня. И наконец ребёнок стал комфортно чувствовать себя в группе во время обеда и в послеобеденное время, то тогда я предлагаю родителям оставить малыша на целый день. А есть дети, которые в течение двух недель, не смогли привыкнуть к группе, боятся отпустить маму, не выступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Эти дети относятся к тяжёлой группе адаптации. И здесь я ставлю перед собой главную задачу – установить в первую очередь доверительные отношения с родителями этих детей. Ребёнок наблюдает за такими отношениями, начинает с большим доверием относиться ко мне. Родителям этих детей, я предлагаю свободное посещение нашей группы до тех пор, пока ребёнок не будет чувствовать себя комфортно. Мама, в это время, может тоже находиться рядом с ребёнком.

Каждый год я сталкиваюсь с разными детьми. График, предложенный мной, демонстрирует результат адаптации детей к детскому саду : в группу приходят не более 1 – 2 ребёнка в день, не более 1 ребёнка с тяжёлой формой адаптации, в неделю. Я старалась не назначать приём нового ребёнка в понедельник, особенно ребёнка с тяжёлой адаптацией. На второй неделе я не принимала новых детей. На третьей неделе, количество детей увеличиваю на 2, а на четвёртой – на 3. Введение в группу практически всех детей в течение месяца получалось за счёт большой предварительной работы с родителями.

Из опыта моей многолетней работы в детском саду в качестве воспитателя, можно сделать вывод: большое количество проблем, связанных с адаптацией ребёнка, снижается установлением с родителями отношений сотрудничества. Такие отношения предполагают равные партнёрские позиции, с проявлением желаний и возможностей каждой из сторон, с признанием собственного несовершенства и терпимым отношением к несовершенству другого. Если ребёнок готовится к приходу в детский сад, если семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то количество сложностей адаптации детей в MБДОУ будет сведено к минимуму.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Мой опыт работы в младшей группе«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Мой опыт работы в младшей группе Делюсь своим опытом работы "Нетрадиционные техники рисования в младшей группе и их роль в развитии детей дошкольного возраста".Каждая из.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (опыт работы в младшей группе)«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (опыт работы в младшей группе) Тема моего опыта работы "Нетрадиционные техники рисования в младшей группе и их роль в развитии детей дошкольного возраста". Это я отразила.

Адаптация маленького человека в детском саду Начав свою работу в детском саду с первой младшей группы невольно пришлось задуматься об адаптации, социализации детей в саду. Что же такое.

Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду Раньше было принято считать, что если ребенок плачет в период привыкания к детскому саду, то это пройдет. Ни родители, ни педагоги не придавали.

Адаптация в нашем детском саду (фотоотчет)Адаптация в нашем детском саду (фотоотчет) Вот уже почти 25 лет я работаю в малокомплектном детском саду. В таких группах работать трудно,но очень интересно! В нашем детском саду.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в детском саду» Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытные, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Родительское собрание «Адаптация в детском саду» Первое родительское собрание в 1-й младшей группе «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Родительское собрание в 1-й младшей группе.

Советы педагога-психолога Адаптация ребёнка к детскому саду Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо знать,.

Выставка детских работ как способ повышения самооценки ребёнка (опыт работы)Выставка детских работ как способ повышения самооценки ребёнка (опыт работы) Когда работаешь с детьми, понимаешь, что многим из них нужно помочь повысить свою самооценку, утвердится. Много есть для этого способов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Адаптация ребёнка в детском саду»
Опубликовано: 11 августа 2015 в 18:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД