Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном городе»

Наталия Игошина
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном городе»

Актуальность

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие.

Публикация «Опыт работы „Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном городе“» размещена в разделах

Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его позиции и патриотизма.

C детьми данной группы я работаю пятый год. И по результатам педагогического обследования я вижу, что дети плохо знают свой город, его достопримечательности, историю города.

Проанализировав свои знания о городе, а также результаты анкетирования родителей и диагностические данные детей, я увидела, важность патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны.

Была поставлена цель:

формировать первоначальные патриотические чувства: любовь к родному городу, своим родителям.

Задачи:

- создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины;

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями нашего города;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей;

- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.

Начинала работу с бесед о семье, о близких родственниках, традициях каждой семьи и ее родословной.

Итогом этих бесед стали альбомы : «Моя родословная», «Семейные гербы» ,

«Я и моя семья».

Знакомила детей с ближайшим окружением детского сада, его территорией, улицами, прилегающими к нему. В ходе экскурсий и наблюдений совместно с детьми создали макет детского сада и территории,прилегающей к нему.

Одним из основных методов работы стали экскурсии в детскую библиотеку, в музей, к памятнику погибших воинов, в клуб им. Шагова. После экскурсии проводились беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь.

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закреплялись в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Итогом этих мероприятий была подготовлена выставка детских работ на тему : «Моя малая родина».

В рамках этой темы был реализован проект : «Где и как можно в нашем городе интересно и с пользой для развития провести время?»,показана презентация «Мой любимый город Вичуга».

Рассматривали вместе с детьми картинки и иллюстрации с современными зданиями нашего города.

На «Встречу с интересными людьми» были приглашены воспитанники спортивной и музыкальной школ.

Такие встречи воспитывают гордость за своих земляков, формируют правильное отношение к своей малой Родине, семье.

Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только

помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

С этой целью были проведены консультации с родителями:»Как знакомить ребенка с родным городом?»,»С чего начинается Родина?»,

Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.

А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.

Благодаря проделанной работе,мы получили следующие результаты:

90 % воспитанников могут назвать и показать символику города Вичуга, рассказать о своей семье и о культурно-досуговых центрах, в которых можно интересно и с пользой провести время.

Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом направлении.

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

1. Да.

2. Нет.

2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ___

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

1. Да.

2. Нет.

4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

1. В школе.

2. В семье.

3. В детском саду.

5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

1. Да.

2. Нет.

3. Иногда

6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Вичуге, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

1. Да.

2. Нет.

3. Иногда.

7 В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

___

8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

___

9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

___

Благодарим Вас!

Конспект НОД

в подготовительной группе.

Воспитатель: Игошина Н. В.

Тема:

«Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем!»

Цель: Способствовать формированию представлений детей о родном городе.

Программные задачи:

-Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор) своего города.

-Учить детей узнавать свой дом по предложенным фотографиям; закрепить знания домашнего адреса. Уточнить представление детей о постройке дома из строительного материала, направить детей на самостоятельный выбор исходных материалов.

-Воспитывать любовь, чувство привязанности к месту, где живет ребенок.

Словарная работа: брус, панель, фундамент, горожане, печная,Желябова, Советская, Ленинская.

Предварительная работа: сбор фотографий «Дом - милый дом!», «Моя семья»

-прогулки по улицам района с рассматривание домов построенных из разных строительных материалов (кирпичей, блоков, плит, бревен, досок)

-с/р игра «Дом», «Семья», «Выходной день дома»

-беседы, общение: «Мой день дома», «Мой дом, моя семья», «Какие бывают дома», «Как мы заботимся о своем доме» - развивать активный и пассивный словарный запас, воспитывать любовь к месту, где живешь.

-художественно-творческая деятельность: Лепка «Деревья и цветы вокруг дома»

Конструирование «Дом моей мечты», «Дома из пошлого» из природного материала

Рисование «Дома на нашей улице», «Домик в лесу»

Ход занятия:

Воспитатель: Дети послушайте стихотворение.

Я утром очень рано встал

Пилу поющую достал

И ножек поострее,

И доски поровнее,

Я целый день пилил, строгал,

С Размаху гвозди забивал,

И славный домик вышел-

С наклонной гладкой крышей,

Ну что ж, не зря прошел денек,

Под крышей будет жить Дружок

Воспитатель: Как вы думаете, что строил мальчик?

Дети: Строил домик

Воспитатель: Что он делал, чтобы построить домик?

Дети: Пилил, строгал, гвозди забивал

Воспитатель: Какой вышел домик?

Дети: Славный.

Слышится чей – то плач

Воспитатель: Дети, кто это так жалобно плачет?

(на столе стоит маленький деревянный домик, дети находят его, обращают на него внимание)

Воспитатель: Домик, почему ты плачешь?

Домик: Я, такой маленький ни чего на свете не знаю, кто я и для чего на свете я нужен.

Воспитатель: Не волнуйся Домик, не плачь, мы с детьми обязательно что - нибудь придумаем, чем твоему горю помочь.

Воспитатель: Давайте дети, подумаем, что мы можем сделать для Домика, чтобы он не плакал

Дети: Познакомить с другими домами, рассказать, кто он такой, прочитать рассказы, показать иллюстрации, открытки, рисунки нашего города и т. д

Воспитатель:

Двери, крыша, потолок,

Над печной трубой - дымок…

Я и ты, и даже гномик,

Каждый свой имеет…

Ответ детей: Домик.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик»

(на столах, поставленных по кругу разложены фотографии домов, где живут дети)

Дети под легкую музыку ходят, рассматривают фотографии домов, находят свой дом.

Воспитатель: Молодцы дети, хорошо вы играли, каждый из вас быстро нашел свой дом.

- Назовите, пожалуйста, свой домашний адрес, чтобы мы могли прийти друг к другу в гости.

(Ответы детей)

-Как вы думаете, из чего можно построить дом?

Дети: Бруса, кирпичей, блоков, панелей, веточек, палочек, досок,

бревен, песка и т. д.

Воспитатель: Из каких частей состоит дом?

Дети: Фундамента, пола, стен, окон, лестницы, крыши и др.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, зачем нам нужен дом?

Дети: Прятаться от холода, дождя, жары, приводить себя в порядок, готовить еду, отдыхать, быть с семьей и т. д.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем мы можем помочь своему дому?

Дети: Беречь его, не рисовать на стенах, не бросать мусор на лестничных площадках, дворе.

(Из лежащих картинок нарисованными родителями вместе с детьми, выбирают те, которые назвали. Размещают их на магнитной доске)

Воспитатель: А что же с нашим домиком он еще грустит? Давайте для него построим улицу с разнообразными домами и поместим наш домик среди наших построек. Представьте, что вы строители.

-Фундамент построим,

И стены, и крышу,

И башни резные

Над крышей повыше,

Без окон, дверей

Обойтись нам нельзя…

На стройке работать

Мы будем, друзья!

(Дети из приготовленного различного строительного материала строят дома)

Во время работы звучит музыка.

Воспитатель:-Какие красивые дома у вас получились? Если много домов значит это что?

Дети: Улица.

Воспитатель: Придумайте, пожалуйста, название нашей улицы.

Предложение детей: Воспитатель: Посмотрите, как хорошо нашему домику среди ваших замечательных построек. Давайте возьмем мелкие игрушки и обыграем нашу постройку.

Перспективный план работы с детьми по ознакомлению дошкольников старшего возраста с родным городом.

Сентябрь Наша Родина в России.

Цель Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя,как оно появилось,

Прививать чувство гордости за него. -Беседа :»Имя города.»

-Чтение стихов о Вичуге.

-Рассматривание карты нашего города.

Октябрь История города.

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия, вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. -Беседа» История города»

-рассматривание картин и иллюстраций с изображением города.

Ноябрь,

декабрь Достопримечательности города.

Цель: вызвать интерес к истории возникновения исторических памятников,

воспитывать чувство гордости за свой город. -экскурсия по микрорайону.

-показ презентации «Наш любимый город Вичуга»

-знакомство с символикой города.

Январь Символика города.

Цель: познакомить с символикой города Вичуга. -Знакомство с гербом города.

Февраль Известные люди города.

Цель: вызвать интерес к жизни города, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. -беседа» Знаменитые земляки»

-чтение стихов вичугских поэтов.

Март Предприятия родного города.

Цель: Познакомить с предприятиями

Вичуги, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. -лепбук «Наш город»

Апрель Вот моя улица.

Цель: продолжать формировать интерес к своей малой родине, улице, жилым домам.

Закреплять домашний адрес, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. -экскурсии по микрорайону.

-Викторина «знатоки родного города»

Май Боевая слава города.

Цель: познакомить с памятными местами города, воспитывать чувство благодарности к ветеранам ВОВ.

-экскурсия к памятнику неизвестного солдата.

-изготовление открыток и поделок для ветеранов ВОВ.

Консультация для родителей

«Как знакомить ребенка с родным городом?»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей, национальной культуры и традиций народа. И именно краеведение на сегодняшний день становится важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. И главными нашими помощниками в этом благородном деле, я думаю, станете Вы, дорогие родители.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Поэтому наша с Вами задача заключается в том, чтобы с дошкольного возраста привить любовь к нашему родному городу Вичуга и сегодня я познакомлю Вас с приемами ознакомления детей с родным городом.

Ежедневно вы с детьми идете по родному городу в детский сад. Пусть за этот промежуток времени ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Каждый раз, идя с ребенком, находите объект для наблюдения. Сегодня вы говорите о своей улице утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, с идущими на работу людьми, детьми, спешащими в школу. Вечерняя улица совсем иная: дети видят гуляющих с детьми родителей, играющих на детских площадках своих сверстников. Наблюдайте зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами огней! Все эти впечатления, помогают ребенку знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.

Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека, магазин, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.

С какими же объектами полезно знакомить старшего дошкольника? Великолепна панорама города с видом на парковую зону, автовокзал, с прилегающим сквером, аллею - все это зримые страницы трудовой и боевой славы города.

В. А. Сухомлинский говорил: "Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".

Детям надо показать Вичугу не только как красивый город с его достопримечательностями, но и как центр всего нового, передового в области, показать кипучую трудовую жизнь вичужан.

Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвига вичужан в дни Великой Отечественной войны. Благодарные жители поставили в их честь памятники, назвали их именами улицы города.

Для знакомства с городом можно использовать экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте.

Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом, в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения за изменениями в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка.

И в заключении я хочу дать Вам ряд рекомендаций по проведению прогулок с целью ознакомления с родным городом:

- рассказывайте ребенку о своём городе, посетите с ним достопримечательности города, расскажите о них;

- гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографируйте ребенка, затем совместно рассматривайте фотографии и беседуйте с ним о местах, запечатленных на фотографиях;

- обращайтесь к ребенку с вопросами в ходе рассказа, чтобы активизировать его внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как ты думаешь, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название?»)

- не называйте дат, они затрудняют восприятие материала, используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда твои бабушка и дедушка были таким как ты»;

- предоставляйте ребенку возможность отражать свои впечатления об увиденном в творчестве: рисунке, лепке, аппликации;

- всегда поощряйте любознательность ребенка.

Консультация для родителей.

«С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

М. Л. Матусовский.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Любой край, область, город имеют свои особенности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясните детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста. Мой педагогический опыт. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи. Приобщая.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений детей о родном городе и его знаменитых, почётных горожанах» ПЕРВЫЙ СЛАЙД Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений детей о родном городе и его знаменитых, почётных горожанах» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа «492» Структурное подразделение.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (опыт работы) Завалишина Елена Викторовна воспитатель.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города» Добрый день уважаемые коллеги! Статистика утверждает, что очень часто причинной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Опыт работы воспитателя «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста» Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить.

Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном городе»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 19:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД