Приложение МААМ

Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Елена Мунтян
Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы на тему :

«Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Слайд 2.“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или взаимствованных у другого народа”

Публикация «Опыт работы „Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

К. Д. Ушинский.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Ведущим компонентом национальной культуры является – Фольклор.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

На протяжении многих столетий через устное народное творчество ребёнок не только овладевал родным языком, осваивал его красоту, лаконичность, но и знакомился с окружающим миром, познавал нравственные нормы и правила, развивался физически, приобщался к культуре своего народа.

Слайд 3. Словесное народное творчество имеет множество инструментов, в виде малых форм и жанров, не заменимых в детском развитии. Это потешки, прибаутки, мирилки, заклички, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, сказки, песни, игры и другие формы фольклора.

Начиная с рождения ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим фольклорным словом вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, настраивают ребёнка на ритм земли. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха совершает первые игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т. п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью материнского фольклора начинается игровое «обучение» малыша.

Чем старше ребёнок становится тем с большим числом жанров народного творчества он знакомится. Это колыбельные песни, сказки, потешки, загадки, скороговорки, приметы, пословицы, поговорки и т. д. Малые формы фольклора способны открыть ребёнку мир в незатейливой форме, давать знания и учить их применять в игровой формена практике.

Слайд 4. Фольклор универсален во всех областях познания и развития детей дошкольного возраста, как физического, так и личностного. Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и положительно влияет на становление речевой системы.

Однако фольклор сегодня почти не используются родителями в общении с детьми. Этому способствуют ряд причин социального, экономического и психологического характера, что приводит в том числе и к ограничению кругозора и оскудению речи как родителей, так и детей.

Поэтому проблема приобщения к истокам народной культуры в наше время особенно актуальна.

Слайд 5. Именно поэтому ФГОС дошкольного образования ставит следующие задачи:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.

В связи с этим значение приобретает овладение народным наследием,приобщение ребенка к основам национальной культуры, естественным образом, в том числе и с помощью малых форм фольклора. Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народ создавал произведения не для слушания или заучивания, а для действии в: игре, обряде, шествии, труде. Таким образом, развитие ребёнка на основе фольклора соответствует новым стандартам образования, так как происходит через его деятельность.

Что же подтолкнуло меня к активному использованию произведений фольклора в работе с детьми? В первую очередь это была необходимость расположить к себе детвору; во вторых заинтересовать и увлечь игрой, творчеством, беседой трудовой деятельностью. В любой возрастной группе дети слушают сказки, прибаутки, потешки, разгадывают загадки с большим удовольствием, но мало знакомы с докучными сказками, перевёртышами, небылицами, мирилками, закличками, приметами.

Работая с детьми, я заметила, что ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что малые формы фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Дети всегда фантазируют, экспериментируют и творят, используя при этом разнообразные, порой самые обыкновенные вещи не стандартно, прекрасно если эти процессы сопровождаются яркими красочными словами.

Слайд 6. Я поставила перед собой цель: создать благоприятные условия для формирования личности детей и их познавательной активности с помощью внедрения в воспитательно – образовательный процесс фольклора, а так же приобщение к народной культуре.

Определила следующие задачи:

Знакомство и введение вактивную речь детей произведений фольклора при проведении режимных моментов, организации непосредственно – образовательной деятельности, при живом, межличностном общении.

Развивать познавательный интерес и творчество.

Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

Объединить усилия детского сада и семьи по развитию дошкольников средствами детского фольклора.

Слайд 7. Систематизированную целенаправленную работу я начала с ненавязчивого введения произведений фольклора в режимные моменты и в игру. Устное народное творчество изобилует потешками, прибаутками, приговорками на приветствие и прощание, умывание, одевание, приём пищи и т. д. И чем младше дети, тем интересней им игра в умывание или одевание. Лёгкость и понятность задорных стишков пришлась ребятам по душе. И спустя короткий период время дети пользовались ими самостоятельно и привнося в них свои придумки, использовали в игре. Используя ежедневно фольклор в режимных моментах я убедилась, что у детей формируется привычка, своеобразный ритуал мытья рук, расчесывания и т. п. действий, а значит и формируются культурно-гигиенические навыки.

Считалки, народные игры с правилами и словами стали неотъемлемой частью прогулок, музыкальных и физкультурных занятий. Разнообразие считалок делает увлекательным сам сговор на игру. Распределение ролей, у старших дошкольников, порой переходит в соревнование на знание их большего числа, и конечно не обходится без сор и обид. Но и тут на помощь педагогу и детям приходит фольклор с мирилками. Подводя ребят к перемирию педагог в праве напомнить, что «Маленькая дружба лучше большой ссоры» или «Где дружба и совет, там и свет». По определению Даля поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и описать какоелибо происходящее явление. Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы ипоговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный инравственный облик народа. Пословицы и поговорки часто несут в себе иронию, шутку, чего не достает у детей дошкольного возраста. Дети постепенно, к 5-6 годам начинают понимать иронию, ее переносный смысл. Употребление в речи родителей и педагогов пословиц и поговорок, помогает детям быстрее научиться образно мыслить, снижет конфликтность в детском коллективе и помогает перевести общение со сверстниками в доброжелательную, миролюбивую позицию, по самым спорным вопросам.

Слайд 8. В работе с пословицами мы привлекли на помощь родителей. Реализуя математический проект «Делу время, а потехе час», организовали конкурс для родителей, в рамках которого вместе с детьми, необходимо было проиллюстрировать пословицу или поговорку с числом. Иллюстрации оказались разные даже на одинаковые выражения. Представлять свои работы мы попросили ребят. Таким образом, родители стали участниками процесса знакомства детей с устным народным творчеством.

Знакомя с пословицами и поговорками, раскрывая их смысл ребята смогли найти и противоречивые выражения, так например «Работа не волк, в лес не убежит» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», таким образом можно говорить о возникновении интереса к данной форме фольклора, развитии аналитических способностей и осмыслению, как своих поступков, так и наблюдаемых со стороны.

Очень полюбились ребятам нашей группы колыбельные песенки пред дневным сном. Познакомившись с рядом произведений, дети выбирали наиболее полюбившиеся колыбельные песенки и просили её спеть. Открытием оказались для ребят пестушки. Ласковые формы привычных слов (потягунюшки, слушунюшки и др.) оказались непонятными, но пытливость детского ума, не стандартное мышление помогли понять их смысл и перенести в действия. При пробуждении ото сна ребята под пестушки делают самомассаж. Что позволяет просыпаться в атмосфере добра и заботы, постепенно переходя в активное состояние. И тем самым фольклор предоставляет нам здоровье сберегающие приёмы. Для того, чтобы напомнить родителям значениематеринского фольклора проведена консультация в форме круглого стола «Добро и во сне хорошо». В ходе обсуждения родители высказывали своё мнение о необходимости колыбельных песен и даже попробовали придумать свою. В итоге все сошлись на мнении большой значимости и колыбельных песен и пестушек.

После знакомства ребят с небылицами в нашей группе возникли игры «Правда или нет», где один из ребят придумывает небылицу, а другие объясняют, почему этого нет или не может быть и игра «Кто кого», выбирается 2 участника которые должны поочереди придумывать и рассказывать небылицы, выигрывает тот, кто больше сочинит и расскажет. Данные игры требуют от детей расширенного кругозора и выявляют его ограниченность.

Практически все формы фольклора помогают мне сделать познавательные процессы ребят более красочными. Наблюдая за галками, берёзкой, облачком и т. д. уместно использовать приметы, поговорки, заклички, потешки, приговорки, приметы. Которые рассказывают о природных процессах, закономерностях, онакопленных знаниях о той или иной календарной дате, том или ином явлении. Именно устное народное творчество в полной мере передаёт любовь народа к природе и благодарность за её дары. Добрые, уменьшительно-ласкательные формы слова в произведении учат относится бережно к природе, например воде, потому что в прибаутке или потешке мы её называем водичка (интуитивно понимаем, что она беззащитная, требует заботы); к вещам (рукавичка, сапожки и т. п.).

В процессе образовательной деятельности малые формы фольклора трудно заменить. Меткие высказывания позволяют настроить ребят на познавательную деятельность, переключить внимание, а так же тематические произведения вносят особый колорит и передают знания в интересной, понятной форме.

Результат использования разных форм фольклора очевиден. Снижены до минимума конфликты в группе, ребята пытаются находить компромиссы и договариваться, проявлять настойчивость и терпеливость в какой либо творческой деятельности, более уважительно относятся к труду других.

Слайд 9. Особое место в своей работе я отвела сказкам. И хочется сказать в стихотворной форме : «И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть»

Сказка даёт не ограниченные возможности для педагога. Я в своей работе использую данную форму фольклора не только в образовательных целях, но и в терапевтических. Наукой доказано, что сказка способствует устранению перевозбуждения у детей. Что актуально в наше время, когда значительная часть детей имеет признаки гиперактивности.

Понятные сюжеты, знакомые образы, элементы повторения присущи сказкам разных народов. Но они могут красочно рассказать о быте, особенностях среды обитания того или иного народа. С помощью сказок я стараюсь дать детям представление о других народах и местах их жизни. Читая зарубежные сказки, я стараюсь показать положение страны на карте или глобусе. Тем самым мы с ребятами познакомились с континентами и частями света. Ребята могут называть некоторые страны, того или иного материка, их климатические особенности.

Сказку можно рассказывать, показывать, читать, драматизировать, пересказывать. Всё это даёт огромные возможности развития детской речи, мышления, творчества во всех направлениях. Выразительное чтение прозаических произведений педагогом, даёт возможность детям погрузится в сюжет сказки, её колорит. Дети перенимают приёмы интонирования. Все эти приёмы мною активно используются. Дети с удовольствием обыгрывают сказки с помощью кукольных, пальчиковых театров и сами становятся артистами. В группе создан театральный уголок, которым ребята с удовольствием пользуются, разыгрывая вновь и вновь знакомые и новые сюжеты. Активно применяю творческое рассказывание от лица героя. Этот вид пересказа позволяет ребёнку не просто говорить слова героя, совершать поступки, а оценить их и передать в рассказе своё отношение к своим поступкам или поступкам других героев. И в этот момент у юного рассказчика формируется способность к самоанализу. Такой вид рассказывания предполагает развитие мысли «…а я бы поступил так…» с объяснением почему. Таким образом я стараюсь развивать у детей речь доказательства.

Чтение сказок даёт очень много идетвореи взрослым, помогает им сблизиться духовно. Эту простую истину я попробовала преподнести родителям в рамках консультации «Лучший в мире сказочник». В ходе, которой подчеркнула значение сказок в жизни и развитии детей, а так же важность не обременённого проблемами, доброго общения детей и родителей, для психического и нравственного здоровья ребёнка.

Слайд 10. Русские народные сказки рассказывают о быте простых людей, укладу жизни, их труде, предметах быта и орудиях труда. Многие названия предметов устарели, как и их обладатели, они давно заменены современными электроприборами и механизированы.

Слайд 11. Большая часть современных детей оторвана от крестьянского быта и им непонятны не только предметы руда, но и их назначение. Именно для знакомства и осмысления жизни людей прошлых поколений, мы с ребятами частые гости в комнате «Русского быта», расположенной в нашем детском саду. Образовательная деятельность осуществляемая мной в интерьерах русской избы вызывает у ребят массу положительных эмоций, а полученные знания глубоко оседают в детском сознании. Ребята познакомились с разными предметами, но особое внимание было уделено народной игрушке: тряпичные куклы, деревянные лошадки, свистульки, матрёшки и др.

Разумеется, знакомство с национальной культурой будет не полным, если в нём не затронуты праздники. Организация, в том числе народных праздников предусматривает как раз обобщение полученных знаний в ходе познавательной и игровой деятельности.

Слайд 12. Например, в феврале этого года прошёл праздник посвящённый Дню защитников отечества «Русские богатыри». На котором папы и мальчики устраивали соревнования, а девочки пропели им частушки.

Слайд 13. Участие в народных традиционных праздниках, даёт детям возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Святки», «Масленица», «Сороки» и др., а также познакомиться с новыми традициями, обычаями и праздниками. Народные песни и танцы, частушки, заклички, колядки с удовольствием исполняются детьми. За возможность исполнения частушек на праздниках ребята вступают в горячие споры и поэтому исполняются на всех праздниках. А вот заклички, колядки, хороводы позволяют познакомить детей не только с народными традициями и обрядами, но и усвоить ход времени, природные процессы, необратимо идущие в друг за другом (Святочные игры и колядки, заклички солнышка и развлечения на Масленицу, заклички весны и жаворонков на Сороки, на Троицу песни и хороводы около берёзки и т. д).

Слайд 14. Широкие возможности для достижения поставленных целей предоставляет проектная деятельность. С ребятами старшей группы мною реализован проект «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», который позволил познакомить ребят с формами фольклора, а так же всесторонне развить детскую речь.

В текущем учебном году реализован проект «Моя страна, моя Россия» в ходе которого мы постарались более детально познакомиться с разнообразием народов и этносов нашей страны их национальными костюмами, а так же народными промыслами России.

Слайд 15. Это позволило ребятам освоить техники росписи предметов быта и посуды (гжель, городецкая, хохлома, жестовская и др., постичь их особенности и лепки и росписи игрушки филимоновской, дымковской, каргопольской и др.) .

Слайд 16. В ходе работы с различными формами фольклора я отметила, что:

ребята интересуются традициями своих семей у родителей, и приходя в группу обсуждают, делятся, задают вопросы. Наличие в группе представителей других национальностей внесло разнообразие в общую картину традиций и повысило интерес к культуре разных народов.

вречи всё больше появляются поговорки и пословицы.

быстрее и легче происходит процесс установления причинно- следственных связей и анализа;

ребята, научились наблюдать (в том числе за природой, замечать детали, улавливать смысл;

получили опыт самим разрешать конфликтные ситуации, стали более заботливыми и терпимыми друг к другу.

Для меня как педагога работа по развитию детей при помощи фольклора и народной культуройпомогла совершенствовать свои творческие способности, накопить теоретический и практический опыт решения проблем, сделать родителей более активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в воспитательно – образовательный процесс фольклора, приводит к качественному результату и делает этот процессинтересным и непринуждённым.

Слайд 17. Народная культура предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Именно народная культура поможет нам вырастить поколение высоко нравственныхличностей, способных мыслить адекватно и находить не стандартные решения, опираясь на мудрость прошлых поколений.

Слайд 18.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Конструктивная деятельность — захватывающая деятельность для ребенка в интересах его всестороннего развития» А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Использование снежных построек для всестороннего развития дошкольников. ФотоотчетИспользование снежных построек для всестороннего развития дошкольников. Фотоотчет Детский сад в котором я работаю, находится в небольшом поселке. На участках приходится делать многое своими руками, совместно с родителями.

Описание опыта работы «Использование фольклора в воспитании и образовании детей дошкольного возраста» Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком.

Конспект родительского собрания «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»Конспект родительского собрания «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Формировать.

Опыт работы «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» Затрагивая в настоящее время любой вопрос,.

Опыт работы «Использование макетов-моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Ознакомление с книжной графикой как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Разрешите представить Вам одно из направлений развития детей дошкольного возраста, а именно ознакомление с книжной графикой. Начать хочется.

Опыт работы по использованию оригами как метода всестороннего развития детей и успешной подготовки к школеОпыт работы по использованию оригами как метода всестороннего развития детей и успешной подготовки к школе Я расскажу вам одну историю. Историю о том, как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети и как много нам за это время надо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 мая 2017 в 00:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мунтян (УИ 74950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД