Папки-передвижки

Опыт работы «Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»

Раиля Бахтеева
Опыт работы «Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»

Опыт работы на тему :

«Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»

Подготовила:

воспитатель I категории

МБДОУ «Солнышко»

Бахтеева Раиля Исмаиловна

«Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал»

(Е. А. Мухачёва)

Публикация «Опыт работы „Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду“» размещена в разделах

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Семья – удивительное явление, созданное усилиями мира для поддержки человека в его физическом, интеллектуальном и духовном развитии. Сопровождая семью в воспитании детей, мы занимаемся благородным делом.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Как показывает практика, родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников : теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов Интернета. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному» слушателю, не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенности семьи, испытываемых ею трудностей.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока взрослые на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями именно по этой причине.

Работа с родителями – одна из труднейших участков деятельности воспитателя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания педагогики и психологии. Эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.

Я постаралась решить эту непростую проблему в своей работе с родителями. Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и востребованным. Как же сделать так, чтобы процесс воспитания не был односторонним? Как объединить усилия родителей и воспитателей в формировании личности ребенка? Что делать, если традиционные формы работы с родителями в виде родительских собраний уже не привлекают их?

В своей работе я решила использовать нетрадиционные формы общения с родителями. Поэтому основная цель данной работы - вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Для этого необходимо последовательно реализовать следующие задачи:

• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

• повышение педагогической грамотности родителей;

• повышение профессиональной компетентности педагога;

• обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагога;

• продуктивное творческое взаимодействие педагога и родителей.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организованном, так и в психолого-педагогическом плане.

Я стараюсь установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки. Доказано, что именно семья призвана приобщить ребенка к нравственным ценностям, дать ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика моей работы показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности видеть проблемы друг друга и совместно их решать.

Нетрадиционные формы работы с семьей помогают показывать родителям их значимость в воспитании детей и развивать потребность работать в триаде «педагог – ребенок – родитель», где ребенок является главным в этом звене.

Цель педагога, как профессионала – наполнить эти взаимные действия взаимными чувствами : любовью и пониманием.

Так какие же существуют формы работы с родителями?

• Консультации, беседы;

• анкетирование;

• родительские собрания;

• стенды;

• памятки;

• папки-передвижки (ширмы);

• выставки;

• праздники в детском саду;

• акция;

Источником знаний о семье является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов, как беседа, консультация, анкетирование.

Консультации. Проблемы, возникающие у родителей в процессе воспитания детей порой растут, как снежный ком. И очень часто взрослые не знают способов их решения. Одни самостоятельно находят пути к решению проблемы, другим требуется помощь. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка. Например, на основе бесед, высказываний, игр детей возникли темы консультаций:

«Чем и как занять ребенка дома?»;

«Если ребенок кусается и дерется»;

«Как правильно воспитывать девочку»;

«Закаливание детей»;

«Подготовка к школе» и др.

Беседа – это метод получения информации на основе общения.

Примерные вопросы к беседе:

1. Состав семьи.

2. Место работы родителей.

3. Чем увлекаются члены семьи?

4. Испытываете ли вы трудности в воспитании ребенка? И т. д.

Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений. Из анкет можно узнать особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный ребенок, его предпочтения; особенности семей воспитанников – структуру, состав, образование родителей и другие сведения. Например:

«О вашем ребенке»;

«О ЗОЖ»;

«Ваши взаимоотношения с детьми»;

«Состояние работы учреждения» и др.

День открытых дверей - эта форма возникла с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в детском саду, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.

Также родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнеров воспитателя. Чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их достижениями и интеллектуальным ростом, я приглашаю родителей на открытые занятия и мероприятия, такие как:

«В гости к сказкам»;

«Волшебный сундучок»;

«Путешествие к Лесовичку»;

«Папа, мама, я – спортивная семья»;

«На встречу с Королевой Весной»;

«Там на неведомых дорожках»;

«Моя рука – моя семья».

Такие наблюдения за детьми позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь оказать.

Родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, на которой воспитатель знакомит их с задачами. Содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. На родительском собрании должен преобладать диалог. Это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия. Педагог дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Собрания могут проходить в разных формах :

«Круглый стол», «Вечер вопросов и ответов», «Диспуты». Важно продумать время начала собрания, регламент и место проведения. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг или полукругом. Важно следить за временем и завершить собрание в установленное время. Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в форме консультации. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Это я делаю на родительских собраниях. Их тематика разнообразна :

«Адаптация ребенка в детском саду»;

«Детские капризы»;

«Наказание и поощрение в семье»;

«Развитие речи младших дошкольников»;

«Подготовка детей к школе».

Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.

Папки-передвижки (ширмы) – содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей, дополненные зарисовками, иллюстрациями, фото. В ширме можно раскрыть условия для формирования навыков самообслуживания, методов и приемов руководства играми, основные психофизиологические особенности детей того или иного возраста, режим дня, труд и наблюдения в природе и др. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке. Мною были предложены такие темы:

«Если ребенок плохо ест»;

«Стеснительные и замкнутые дети»;

«Если дети балуются»;

«Активные дети»;

«Профилактика гриппа и ОРВИ»;

«Безопасность летом»;

Выставка – это собрание предметов (рисунков, поделок, фотографий, расположенных для обозрения детей и взрослых. Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Работы детей должны быть подписаны, чтобы каждый родитель мог найти работу, выполненную его ребенком. Выставки организуются как для родителей одной группы, так и для родителей воспитанников всего детского сада. В нашем детском саду мы организуем выставки семейного творчества, можно сказать они стали уже традиционными. Совместное творчество обогащает семейный досуг, объединяет членов семьи, а главное положительные впечатления сохранятся в памяти ребенка на всю жизнь. Ведь поделка, изготовленная совместно с папой или мамой, сестрой или братом, всегда кажется особенно привлекательной. Тему выставки мы выбираем в соответствии с сезоном, календарным праздником или другим значимым событием. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах и конкурсах. Наиболее яркими были следующие мероприятия:

• осенняя выставка «Дары земли Старополтавской»;

«Мастерская Дедушки Мороза» (игрушки из яичной скорлупы);

«Елочка – зеленая иголочка» (поделки);

«Новогодняя фантазия» (поделки и аппликации);

«Кормушка для птиц» (поделки);

«Мы любим спорт!» (рисунки, посвященные Олимпиаде 2014);

«Любимая семейная подвижная игра» (оформление книжки-раскладушки);

«Мой родной край» (фотовыставка);

• изготовление игрушек к проекту «Игрушки наших бабушек и дедушек».

Праздники – совместные досуги призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Широкое распространение получили такие праздники и фестивали:

«День матери»;

«Новогодние приключения»;

«День защитника Отечества»;

«Международный женский день»;

«Веселые старты»;

«Дружба народов – счастливые дети»;

«Мой край родной Заволжье»;

• фестиваль «Мой край родной – навек любимый».

Акция – это действие, предпринимаемое для какой – либо цели (благотворительность, благоустройство детского сада). Например, акция «Сделаем наш детский сад красивым» и акция «Зеленая планета» - «Аллея дружбы» (посадка сосен). Цель данных акций: объединение усилий родителей, детей и педагогов в благоустройстве участков детского сада.

Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Процесс проектирования включает в себя следующие этапы:

-выдвижение цели;

-разработка проекта реализации идеи;

-реализация проекта;

-рефлексия опыта реализации проекта.

В моей группе был реализован проект «Игрушки наших бабушек и дедушек». Мы совместно с родителями решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности. Такая форма работы наиболее интересна родителям, потому что она позволяет погрузить родителей в среду педагогического общения, повысить авторитет родителей в глазах детей, увеличить время для совместных дел и игр. Это дает определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

Наше взаимодействие с родителями только в начале пути, но уже сейчас можно уверенно сказать об успехах. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Как бы то ни было, - любите детей, принимайте их такими, какими они есть, со всеми их капризами и шалостями. Порой нам кажется, что мы знаем о них все, потом понимаем, что не знаем почти ничего. Они – тайна, они – загадка, они – маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро.

Список литературы:

1. Е. Ю. Савельева, М. В. Корепанова «Работа детского сада с семьей или как помочь родителям в воспитании ребенка». Волгоград, 2000

2. С. В. Глебова «Детский сад – семья : аспекты взаимодействия» - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007

3. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М. : ТЦ Сфера, 2005

4. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина «Детский сад и семья : Методика работы с родителями» - М. : Мозаика – Синтез, 2008

5. Е. С. Евдокимова, Н. Г. Зотова «Родители, дети, педагоги: любовь рождает понимание» - Волгоград: (ООО ФЕНИКС, 2011

6. О. И. Давыдова, А. А Майер «Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход»- М. : ТЦ Сфера, 2005

7. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» - М. : АРКТИ, 2005

8. «Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг» - М. : ТЦ Сфера, 2005

9. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №12 - М. : ТЦ Сфера, 2008

10. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №4 - М. : ТЦ Сфера, 2009

Публикации по теме:

Презентация «Использование разнообразных форм работы с семьёй в ДОО с целью создания единого образовательного пространства» Презентация «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства» Цель:.

Использование разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями в детском саду В 2017 году набрав, группу малышей я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Проблема взаимодействия всегда.

Применение разнообразных форм и методов педагогического сотрудничества с семьёй В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная.

Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы. Дошкольный возраст – важнейший период,.

Опыт работы «Формы работы с родителями в детском саду» В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся: Информационно-аналитические:.

Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества – воспитание детей. В условиях, когда большинство семей озабочено.

Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

Опыт работы «Использование исследовательско-экспериментальной деятельности в детском сад» [bОпыт работы «Использование исследовательско - экспериментальной деятельности в детском сад»[/b] Воспитатель МДОУ №7 «Ладушки»:Пимкина.

Семинар «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы» Цель: Проанализировать эффективность используемых форм работы по математическому развитию детей. Форма проведения: устный журнал. • Подготовка.

Методика работы над сказками А. С. Пушкина в процессе разнообразных форм работы со старшими дошкольниками Старший дошкольный возраст - существенный этап становления нравственного облика ребенка, когда совершается его вступление в мир общественных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 16:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД