Папки-передвижки

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания

Галина Анатольевна Жидкова
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания

Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

Толстой А. Н.

За последнее время в нашей стране происходят большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны. Как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою малую и большую Родину, и воспитывать это чувство в детях.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями. Дать необходимые знания и умения.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы.

Цель моей педагогической работы - формирование познавательного интереса и любви к родному краю, его истории и культуре.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Знакомить детей с историей развития родного края.

2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.

4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.

5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.

В процессе работы над темой «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания», я познакомилась с опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию многих педагогов, различными программами, сложившимися в последние годы в разных регионах России, и составила свою систему работы, включающую перспективный план, конспекты НОД по разным образовательным областям (с учетом ФГОС, архив тематических альбомов, мультимедийных Презентаций, папки с консультациями для педагогов и родителей. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, я постаралась включить в работу с детьми упражнения, игры, проекты, в структуру, которых вписывается региональный компонент. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край мне помогают художественные средства : стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.

Содержание, формы, методы, и приёмы, применяемые в работе

Накопление опыта по нравственно-патриотическому воспитанию – это система, которая предполагает поэтапное вхождение ребёнка в данную сферу, начиная с младшей группы и заканчивая выпуском в школу, где работа по данному направлению будет продолжаться.

В моем случае работа с детьми по формированию познавательного интереса и любви к родному краю, его истории и культуре началась немного позже младшего возраста (придя на работу в детский сад я приняла детей средней группы, когда они уже прошли подготовительный этап, на котором они знакомились с ближайшим окружением – с понятием «семья», с детским садом, улицей, на которой расположен детский сад, улицей, где живут.

Следующим этапом стало приобретение детьми доступных знаний и представлений о исторических местах, людях, оставивших след в истории поселка. На данном этапе мною проводились встречи с жителями поселка-встречи с ветеранами ВОВ, с простыми жителями, представителями различных профессий, данное знакомство проходило в форме бесед, наблюдений, экскурсий, как результат, были созданы альбомы «Наши ветераны», «Достопримечательности поселка Цимлянский», «Наши улицы».

В старшей группе большое внимание уделялось нравственным идеалам, традициям народов Ставропольского края, быту русского народа, казачеству. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Мою группу посещают дети с разной национальной культурой, поэтому мною проводились встречи с представителями разных народностей, живущих в нашем поселке- кумыки, лезгины. На таких встречах дети знакомились с народными танцами, национальными костюмами, кухней, знакомились с родственными взаимоотношениями. Эти встречи мы проводили, как вечера отдыха, где рассматривали альбомы из семейных архивов, слушали песни и рассказы гостей.

Сейчас, тема работы с детьми подготовительной к школе группе «Моя малая родина», в которой сведения, полученные в более младшем возрасте конкретизируются в знания о культуре и истории родного края. В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности, дети знакомятся со Ставропольским краем – его районами, городами, поселками, селами, хуторами, с особенностями местности, сферами деятельности людей, животным и растительным миром родного края. На этом этапе используются мультимедийные презентации «Мое Ставрополье», «Достопримечательности города Ставрополя», «Город Михайловск», «Перелетные птицы Шпаковского района», «Зимующие птицы Шпаковского района», «Красная книга Ставропольского края».

О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. При этом, я стараюсь научить детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

В своей работе применяю разнообразные формы работы с детьми –экскурсия, развлечение, праздник, концерт, конкурс, викторина, проект. Часто эти формы сочетаются в одном мероприятии. Большое внимание уделяю закреплению знаний и выражению впечатлений, полученных детьми, в разнообразной деятельности: изобразительной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.

Во все этапы моей работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем входит тесная взаимосвязь с семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Не имея помощь и поддержку родителей было бы трудно достичь желаемого результата, ведь без примера, взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине.

В своей работе я стараюсь гармонично сочетать использование новых современных образовательных технологий, обращаюсь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, Интернет-ресурсам. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками, и с родителями, сочетая традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Считаю, что воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационно-коммуникационные технологии используются мною как в воспитательно-образовательной работе, так и в методической работе нашего дошкольного учреждения. Мультимедийные презентации, которые я создаю, помогают мне на педагогических советах, для обмена опытом работы с коллегами, так и в форме отчета о проведенных мероприятиях различной направленности.

Исходя из опыта работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, что, дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.

Я считаю, очень важно.

Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом направлении, и прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Публикации по теме:

Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» воспитателя МАДОУ №27.

Проект «Ознакомление с родным городом — средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Название проекта: «Ознакомление с родным городом - средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 01:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД