Лучший педагог года

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Елена Шиловская
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Развитие экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности

Цель: создание благоприятных условий для экологического воспитания дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах

Развивать у детей экологические представления о растительном и животном мире, выделяя характерные признаки.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в изобразительной деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья.

Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это - первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир – главная задача на сегодняшний день.

Свою работу я строю в трех аспектах:

Личностный рост воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Я считаю, что экологическое образование ребё нка должно идти по иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная экологическая подготовка и должно сопровождать человека на протяжении всей жизни, а это:

- формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве;

- способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;

- развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому изобразительная деятельность является важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен непросто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для деятельности рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т. п.) являются составляющими изодеятельности.

В данной области я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения:

- умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

- стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;

- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;

- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;

- способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т. п.) для осуществления своего замысла;

- умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

- умение работать с различным художественным, природным материалом;

- готовность быть активными, не бояться спрашивать у педагога о том, что непонятно.

В содержание изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная координация и речь.

Когда позволяет погода, я провожу беседы на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным материалом на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т. п., делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т. д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.

Когда нет возможности наблюдать за природой, демонстрирую детям картины, иллюстрации. Они не оставляют ребят равнодушными, и дети активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т. п. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию образовательной деятельности таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.

Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств.

Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т. п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.

Во время практической работы свожу к минимуму заимствование детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых изображение не статично, а динамично, поощряю композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь помочь найти в каждой что-то значительное.

Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса.

Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповая комната оформляется детскими работами на природные темы, центр природы коллекциями разнообразных природных материалов и др. Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности.

Свою работу я разделила на четыре раздела: это «Мир природы», «Животные нашего края», «Дикие птицы» и «Растительный и животный мир Красной книги Мурманской области».

Чтобы работа с детьми была систематической и последовательной, ежегодно разрабатываю перспективные планы, начиная со второй младшей группы. Большое внимание уделяю развивающей среде в группе : оформила уголок для творчества, где детям всегда доступны карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, фломастеры, раскраски, трафареты, чистые листы бумаги разного размера и цвета в достаточном количестве. Практикую рисование нетрадиционными способами. Опыт работы свидетельствует : рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оформила папку «Нетрадиционные техники рисования». По эмоциям можно судить о том, что радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. В нашей группе используются нетрадиционные способы рисования: кляксография, рисование пальцами, тычками, ладошками, трафаретами, рисование с использованием манной крупы, зубной щетки, живопись путем выдувания через соломинку. Оформила папку с рисунками «Нетрадиционные техники рисования».

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги. Для того чтобы дети охотно занимались аппликацией, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением и навыками придет ловкость в работе. Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги различные предметы и формы.

Начиная со средней группы, к аппликации добавился еще и ручной труд. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он повреждает игрушку, то в последствии, в процессе систематического труда, руки приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Дети очень любят работать с природным материалом. Осенью мы вместе с детьми и родителями оформляли в группе выставку поделок «Осенняя фантазия», к приближению нового года изготавливали елочки и игрушки, участвовали в оформлении участка к летне -оздоровительной компании.

Так как моя тема непосредственно связана с экологической направленностью, формирую у детей целостное представление об окружающем мире. Для этого в группе оформлен центр наблюдения за погодой, пополняем уголок экспериментирования материалом для проведения элементарных опытов, а так же материалом для трудовых навыков.

Успех в работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для творческой активности детей, в родительский уголок регулярно помещаю тематические листы, консультативный материал, папки – передвижки. Ежегодно пополняю папку с консультативным материалом по художественному творчеству. Оформила тематические листы для родителей: «Правильная раскраска», «Как оформить детские рисунки», «Это важно знать», «Рисование в жизни детей», «Азбука аппликация», «Правильна ли правильная раскраска», «Польза рисования», «лепим дома». Также использую различные формы работы с родителями : беседы, анкетирование, родительские собрания. Заметила, что родители, знакомясь с информацией по художественному творчеству, стали чаще интересоваться вопросами: «Есть ли у ребенка способности к изобразительной деятельности», «Как помочь ребенку проявлять творчество в рисунке». Ответы на вопросы давала в беседах с ними.

Наиболее эффективными формами являются семейные тематические конкурсы и выставки.

Активно взаимодействую с коллегами ДОУ.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д. Своё выступление хочу закончить следующими строчками из стихотворения:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Литература:

1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. - М. : Лайда, 1995

2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду. - 2006.- № 1.-

3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001.

4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова, Л. И. Иванова и др. ]; под науч. ред. Т. С. Комаровой. - М. : Пед. о-во России, 1999

5. Копцева Т. А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду. - 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2

6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова. - Минск: Асар, 1996

7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 1999

8. Ребенок и современный мир : межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др. ; [редкол. Т. А. Соловьева (отв. ред.) и др. ]. - Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2000

9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7

10. Рыжова А. Н. Я и природа / А. Н. Рыжова; Н. А. Рыжова. - М. : Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55,[1] с. - ( Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр

11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001.

12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание. - 1999.-№ 1

Публикации по теме:

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Проект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельностиПроект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельности Проект в старшей группе «Волшебница – вода»Вид проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: краткосрочный (1 неделя) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Опубликовано: 16 мая 2022 в 15:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД