Опыт работы на тему роль занимательного математического материала в обучении детей счёту

Александра Самойлик
Опыт работы на тему роль занимательного математического материала в обучении детей счёту

Проблема формирования представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста с давних лет интересовала выдающихся педагогов и психологов. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.

Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость.

Основной опыта работы являются поиск методов и средств формирования представлений о числе и счёте у старших дошкольников.

Проблема – как может быть использован занимательный математический материал с формированием у дошкольников математических представлений о числе и счёте.

В соответствии с проблемой и поставлены следующие задачи:

1. Изучить и обобщить исследования педагогов и психологов, связанные с формированием у дошкольников математических представлений.

2. Разработать перспективное планирование занятий и развлечений, цикл консультаций с родителями, праздники, досуги, развлечения; составление перечня дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.

Начиная работу с детьми, я провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был низким 28, 8%. Первые шаги показали, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

1. В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты,

кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

2. Затем мною была разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:

Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;

Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;

Обучение решению арифметических задач, действий над числами;

Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;

Развитие логического мышления;

Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;

Формирование основных логических операций.

Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:

Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;

Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;

Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в 3-х направлениях:

1. Работа с воспитателями.

На педагогических советах я выступала с консультациями на темы:

«Нетрадиционные формы обучения детей математике»;

• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;

«Как научить детей играть в математические игры»;

• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».

В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

2. Работа с родителями.

В группе я проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

Темы консультаций:

• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».

• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»

• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»

«Учим детей логически мыслить»

Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали свое активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики и информатики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. По результатам последнего диагностирования детей их уровень знаний вырос на 30% по сравнению с диагностированием на начало года.

Публикации по теме:

Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием математического материала»Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием математического материала» В современных школах программы очень насыщены, существуют экспериментальные классы. В наши дома стремительно входят новые технологии. Во.

Опыт работы «Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР» Важным моментом при систематической работе с детьми с общим недоразвитием речи по устранению речевых нарушений и подготовке к обучению в.

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности» 1.1Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе. Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Опыт работы с родителями «Конкурс кроссвордов на тему «Спорт и здоровье»Опыт работы с родителями «Конкурс кроссвордов на тему «Спорт и здоровье» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Опыт работы «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей» Уважаемые коллеги здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей».

Роль дидактической игры в обучении детей осетинскому языку Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс. Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства,.

Роль занимательного материала в реализации программы естественного математического развития дошкольников Цель: Воспитывать радость познания нового мира. Девиз: Я слышу – и я забываю, Я вижу - и я запоминаю, Я действую – и я понимаю. Задачи:.

«В царстве смекалки». Консультация по использованию в практике работы с дошкольниками занимательного материала Консультация Тема: «В царстве смекалки: использование в практике работы с дошкольниками головоломок, задач-шуток, и другого занимательного.

Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей 1 слайд. Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме: «Использование занимательного геометрического материала в формировании.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Опыт работы на тему роль занимательного математического материала в обучении детей счёту
Опубликовано: 3 марта 2016 в 11:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День алых парусов на МААМ

«Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» — эти слова из повести Александра Грина стали напутственными для всех выпускников школ Санкт-Петербурга. Ежегодно в конце июня для...

21 июня. День поделок из пластиковых бутылок на МААМ

Поделки для украшения летнего участка из бутылок могут быть самыми разнообразными: от декоративного ограждения клумб до фигурок сказочных персонажей, райских цветов и необыкновенных фонариков. Всё зависит...

Мастер-класс «Осьминожки из бросового материала»
Мастер - класс "Осьминожки из бросового материала" Уважаемые коллеги! Недавно мы с детками занимались изготовлением осьминожек. Деткам понравились такие...
Фотоотчет «Безопасность жизнедеятельности»
Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев в различных ситуациях, особенно в летнее время, необходимо научить его безопасному поведению. С этой целью с...
Сценарий праздника на площадке детского сада «Праздник лета на полянке сказок»
Праздник лета на полянке сказок Праздник начинается на площадке детского сада. Каждый участок группы оформлен соответственно сценарию – станция «Сказочная»,...