МААМ-картинки

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе»

Галина Александровна Алиева
Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе»

Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе

Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности. Но как же можно донести до детей содержание художественных произведений? Через восприятие детьми звучащей речи.

Звучащая, устная речь легко восприниматься, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Дошкольный возраст -оптимальный для усвоения языка. Дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах. Они усваивают словарь, звуковой и грамматический строй. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Но восприятие речи, как и самой речи, надо учить. Я предлагаю материал, в котором раскрываю как проводилась эта работа в нашей группе. Опыт работы на тему «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе».

Публикация «Опыт работы „Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе“» размещена в разделах

Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, изменения темпа речи. Она усиливает лексического значения слов.

Для большинства из детей логопедической группы характерно нарушение интонационной стороны речи. Однако, следует заметить, что все они хорошо воспринимают интонацию взрослых и могут подражать нам.

Работа по формированию интонационной стороны речи мы осуществляли в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение-это выделение слов наиболее важных по смыслу. А чтобы детям легче было запомнить те слова, на которые падает ударение, мы вместе сними выделяли их хлопками в ладоши, притопыванием. Дети вместе с воспитателем выполняют эти движения одновременно, выделяя необходимые слова голосом и движением.

Большое внимание на занятиях по развитию речи мы уделяли формированию у детей умением пользоваться повествовательной, восклицательной и повелительной интонациями. Для этого проводим дидактические игры с целью закрепления этих интонаций. Например: «Скажи, как я», «Пригласи меня в гости», «Произнеси по-разному : «Мне купили велосипед» (спрашивая, восхищаясь,требуя, «Изобрази лисичку» (добрую, злую, хитрую) и т.  д.

Кроме того ведется работа по формированию у детей естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радости, удивления, испуг, страх.

Эту работу можно проводить и на занятиях по составлению рассказов по картине, пересказе, разучиванию стихов, потешек, в играх драматизациях, в подготовке к праздникам, на рисовании. Дети учатся рисовать лица с различными выражениями эмоций. Одним из наиболее простых средств выражения эмоций является междометия виде отдельных гласных или слов. Их воспроизведение сопровождается различными произвольными, часто естественными движениями, которыми люди обычно пользуются в жизни для выражения радости, удивления. Проводились такие игры, детям показывали картинки с простым сюжетом, на которых изображены мама, качающая дочку, мишка с перевязанной щекой-больной зуб, мальчик, потерявшейся в лесу, ребенок, плачущий в коляске предлагалось одним коротким словом озвучить картинки. (а-а-а, ой-ой, ау-ау, ау-ау). Работу над интонацией мы проводили на материале слов, предложений, небольших текстов или стихов. Проговаривание сопровождалось определенными выразительными движениями, например при передачи интонации вопроса, делается выразительное движение кистями рук. (муз. -дид. Игра «А кто у нас умный?»

Для поддержании интереса детей во время заучивания стихов с выражением проводили игровые упражнения «Скажи как я», «Скажи громко, шепотом, тихо». Чтение стихов сопровождали игровыми действиями (физкультминутки, предметной наглядностью, рассматриванием иллюстраций.

Для того чтобы добиться хорошей выразительности речи надо начинать заниматься с дыхательной гимнастики, включая упражнения на озвучивание гласных и согласных, далее идет работа над дикцией и, только когда голосовой аппарат «настроен» и, подготовлен, начинаем работу над интонационной выразительностью.

На занятие по выразительности речи художественное слово выступает не только как чувство воспитания речевой выразительности, оно приучает детей видеть, думать, оценивать, сопереживать, чувствовать. На протяжении занятий воспитывается воображение ребенка, дети учатся общаться друг с другом, с окружающими. В процессе работы мы учили детей мыслить, чувствовать.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Опыт работы «Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой» Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство со сказкой" Воспитание любви к сказкам – одно из важнейших задач дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Дом» Программное содержание: 1. Расширить и обобщить знание детей о домах. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения, формировать.

Опыт работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в условиях группы казачьей направленности» Любовь к Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду,.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) Актуальность: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит.

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (Слайд №1) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Рецензия на опыт работы «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Рецензия на опыт работы «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» педагогов МБДОУ. В настоящее время происходит переосмысление.

Справка взаимопроверки «Система работы по формированию выразительности речи» Справка взаимопроверки старшей группы №1 – воспитатели Малахова Е. В. И Смолярова С. В. в МКДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 16:38
+203Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 114.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД