Папки-передвижки

Опыт работы на эколого-краеведческой тропы с детьми дошкольного возраста

Валентина Боровкова
Опыт работы на эколого-краеведческой тропы с детьми дошкольного возраста

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки. Д. С. Лихачев

Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюдение многих природных явлений детьми вызывает у дошкольников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. На мой взгляд, это имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств – любви к Родине.

Публикация «Опыт работы на эколого-краеведческой тропы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Наш детский сад вот уже много лет работает по патриотическому воспитанию. Чувство патриотизма, так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства страны. Все понимают, что человек не любящий Отечество немного стоит. В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. А как же это сделать? Скорее всего начать с малого - рассказать о том месте, где ребенок родился и где живут его близкие, познакомить с историей, природой, культурой родного края. Конечно же, проводить беседы, наблюдать, играть, ходить на экскурсии. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

Коллегами нашего МБДОУ было принято решение о создании эколого-краеведческой тропы на территории детского сада, как одного из путей нравственного воспитания дошкольников, ведь именно такой путь помогает воочию увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие.

Цель создания эколого – краеведческой тропы : *Ознакомление с родным краем. В качестве задач мною было определено следующее: *Расширять представления детей о растительном и животном мире, развивать умение наблюдать, анализировать, развивать логическое мышление. *Вызвать интерес и воспитывать уважение к жизни коренного населения Кольской земли. *Пробудить у детей чувство любви к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Данную работу я строю в следующем направлении: * изучение методической и научной литературы; * создание условий, а именно эколого - краеведческой тропы; * работа с детьми; *работа с родителями, которые всячески поддерживают нас педагогов и своих детей, и неустанно оказывают помощь в работе по данному направлению - Краеведению. Изучив тщательно педагогическую литературу, я пришла к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению.

Формы работы с детьми : *совместные походы и экскурсии по эколого - краеведческой тропе; * тематические беседы: - о растительном мире края - о животном мире края - о полезных ископаемых края - о коренных жителях края

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей и природой края, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Для этого и были созданы мною различные яркие композиционные объекты, соответствующие малой части животного мира нашего края, которые прекрасно и гармонично слились с окружающим растительным миром экологической тропы детского сада.

Чтобы увидеть весь Кольский п-ов, надо несколько дней ехать на машине, потом долго плыть на лодке, идти пешком и даже лететь на вертолете! А здесь почти 100 тысяч квадратных километров леса, тундры, лесотундры, тысячи рек и озер удалось уместить на небольшой территории нашего сада. Начинается путешествие с макета, отображающего карту земли Кольской. Здесь маленькие путешественники знакомятся с малыми и большими населенными пунктами Кольского края, зонами (тундра, лесотундра, северная тайга и водоемы, знакомятся с омывающими морями полуострова (Баренцевым и Белым, с граничащими странами. Также они могут самостоятельно определить населенные пункты: это центр области г. Мурманск, города областного подчинения (Кировск, города районного подчинения (Кола, поселки городского типа (Печенга, населенные пункты сельского типа (Поной).

Что бы дети могли легко ориентироваться по данной карте, в помощь им предоставлена мною деревянная книга земли Кольской (своего рода Атлас). В данной книге отражены все условные обозначения с пояснениями (Заповедники, заказники, основные направления сезонных миграций и мест обитания оленей и лосей, а также перечислены все лесные обитатели по реалам их обитания (зонам). Справа от карты волшебный сундучок, внутри которого – камушки с полуострова Рыбачий. Коллекцию отшлифованных водами Баренцева моря камней собрали родители, а ребята из подготовительной группы нарисовали на них разных обитателей животного мира Кольского края. Здесь детям дается задание, разместить животных по реалам их обитания на макете. И вот результат: «Это братцы Вам не игрушки! Помогаем мы зверушкам их жилища отыскать: лосю в лесотундру осенью попасть, зайцу на зиму в тайгу пробиться; сове в тундре на кочке притаиться, ну а лисе и волку – повсеместно разместиться». С первым заданием справились отлично, следующий пункт – «Лесная школа». А здесь второй сундучок с правилами поведения в природе, которые отражены на деревянных спилах. Это «привет» от Чахкли, маленького гнома из саамской сказки. Жили они глубоко под землёй и если верить древней легенде, спасли Землю Кольскую от вражеской Чуди. Вот и теперь, пропустит маленький страж в лесок только любящих природу путешественников. Ну, а убедившись, что с добром пришли гости, то еще с радостью познакомит почемучек с полезными ископаемыми края. Не поскупиться подземный житель и на полезные советы, к которым невозможно не прислушаться. Да, сурова и опасна природа северного края, повсеместно можно оказаться среди коварных болот, поэтому Чахкли рекомендует путешествовать строго по проложенным тропам, чтобы не оказаться в беде. Да и не только человек может оказаться в опасной ситуации. Здесь и пригодится логическое мышление ребят. Уточнив знания о растительном мире, мы приходим к выводу, из - за того, что стволы северных деревьев не сильно могучи, многим видам птиц приходиться благоустраивать свои жилища на земле. Поэтому порой человек может навредить природе, сам того не желая, а просто по своему незнанию.

Сразу после познавательного урока и успешной сдачи экзамена правил поведения в природе, малыши отправляются в гости сначала в зону лесотундры – тайги (смешанные леса) к Лисичке, где среди аллеи берез и рябин облюбовала трухлявый пень рыжая северная плутовка – это следующий объект Краеведческой тропы. Поведав ребятам об образе жизни данного зверя, напоминаю, что данный вид проживает повсеместно (кочует за мигрирующим норвежским леммингом и лесными мышками).

В этой же зоне встречаются ребята с рассамахой. Удивившись, тому, что этот зверь оказывается, еще с начала экскурсии крадучись наблюдал за ними. Таков уж образ жизни данного обитателя Кольской земли.

Дальнейшими объектами лесотундры является семья бурых северных медведей. Здесь любуясь тем, как лакомиться медвежонок созревшими ягодами рябины, мы уточняем правила поведения при встрече с данным видом животного заметив не очень то приветливый взгляд медведицы, узнаем много интересных фактов о этих обитателях, и напрочь ломаем сложенный стереотип полученных раннее знаний о том, что медведь вовсе не сосет лапу в берлоге зимой.

«Зона лесотундры» плавно переходит в «тайгу». Именно благодаря родителям наша экологическая тропинка участка детского сада теперь проходит через маленький «сосновый - можжевеловый бор», который они высадили своими силами. Да и как же без природного антибиотика, таковыми являются хвойные растения нашего края, листья (иголочки) которых коренные жители саамы испокон веков используют для лечебного отвара. А можжевельник, который тоже прижился среди сосенок и елочек на участке, теперь очищает воздух вокруг сада. В любое время года вечнозеленый красавец можжевельник источает удивительный аромат — свежий, смолистый, хвойный. Там, где растет можжевельник, воздух всегда чист и целебен. Это связано с химической структурой летучих компонентов эфирных масел, способных интенсивно испаряться. Давно было замечено, что летучие вещества, выделяемые можжевельником, обладают способностью уничтожать вредные бактерии в тысячи раз сильнее, чем какое либо хвойное растение, который во многие века применяют саамы в быту и для оздоровления. Таким образом, обучающиеся получают в полном объеме знания о целебных и полезных свойствах хвойных пород Кольского края.

Следующим этапом Краеведческого пути является «зона тундры», а точнее тундровая «сопка», которая сменяет лесотундру и тайгу лишайниково – кустарничковой растительностью, это брусника, черника, на фоне мшисто –лишайниковой флоры. Именно здесь ребята знакомятся с самым крупным видом птиц тундры – Белой северной совой – очередным объектом. Эта птица необыкновенна, и отличается от других сов тем, что гнезд не делает, а копает ямки в земле во мху. А почему она именно так делает? Птица – кочевник, почему? Только ли ночью охотиться? А почему? Здесь предлагается детям поразмыслить логически. Интересные факты подобраны мною о белой северной сове, которые очень любят дети. Именно белая северная сова по кличке Букля (Хэдвиг) была другом Гарри Поттера (доставляла ему почту и посылки, но, к сожалению, погибла от чар злого волшебника в последних сериях фильма. Придворные ювелиры Королевы Елизаветы несколько раз создавали броши с изображением этой роскошной птицы. А такие именитые художники, как Моне, Саврасов - рисовали белую сову, создавая в дальнейшем портреты. Вот такие интересные факты.

У подножья сопки пасутся олени: мать Олениха – «Важенка» и ее оленята – «Пыжики», так называется в саамских семьях оленье потомство до 1 года, из – за мягкого нежного подшерстка. Особенно в этот период и охотятся браконьеры на маленьких оленят, такая шкура считается ценной. А ведь когда то, из поколения в поколение саамы передавали сказания о Мяндаше – человеке – олене и божестве, которого древние саамы считали своим предком. Узнают здесь ребята и о том, что именно северный олень в отличие от оленей других регионов, областей и даже стран может пройти казалось бы, по непроходимым местам (топким болотам, узким расщелинам сопок, из за особенного строения своих передних копыт. Ну и как же здесь не поведать ребятам о совершенных подвигах в годы ВОВ представителей коренных малочисленных народов Севера, которые внесли свой вклад в борьбу с фашизмом. В суровых условиях Заполярья храбрость и мужество они проявили в боевых действиях в составе уникальных олене – транспортных батальонов, которые были сформированы в ноябре 1941 года для 14 –ой армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении. Олень – герой, священное животное, остается главной ценностью, кормильцем, другом и защитником всех Северных народов России.

Ну а в «кустарниковой – лишайниковой» зоне Краеведческой тропы в теплое время года, в период кочевья, нас встретит следующий объект: гостеприимная шаманка – хозяйка саамской семьи возле куваксы (конусообразного переносного шалаша, зимнее же традиционное жилище саамов – вежа. Саамы живут в нашем краю очень давно, это смелые и мужественные люди - ведь природа Севера суровая, и жить в ней нелегко. Не смотря ни на что, это очень гостеприимный народ, всегда угостят путника горячим древесным чаем из березового гриба – трутовика, с заваренными: березовыми, черничными, брусничными листьями и Иван – чая из котла, который варится на поддерживаемом огне прямо в их жилищах. Да еще поделятся с вами своим большим лакомством к чаю, это: лук и кусок оленьего сала, которые ели вприкуску и расскажут вам о своем быте, традициях, жизни.

Следуя далее, мы встречаем удивительных гостей, которые облюбовали не только нашу тропу, но и наши красивейшие места полуострова Рыбачий и Терский берег - это журавли, которые являются следующими объектами эко – краеведческой тропы. Эти необыкновенные птицы удивляют не только нас своим присутствием в нашем крае, но и «Государственную Инспекцию по Охране Контролю и Регулированию Использования Объектов Животного Мира и среды их обитания Мурманской области». На данный момент предположение по поводу присутствия данного вида птиц связывается с глобальным потеплением, т. е. изменением климата и среды обитания, которая и стала подходить этим гордым птицам. Замечены уже кладки этих птиц на полуострове Рыбачьем. Значит, они серьезно здесь обосновались, надолго, уж ежели пускают свои корни здесь.

Облюбовали наш край еще необычные жители – косули. Известны и чрезвычайно интересны факты появления косуль значительно севернее Карелии - на территории Мурманской обл., близ Кандалакши возле Пояконды (Кандалакшский заповедник, и в пос. Пинозеро (близ Кандалакши) еще в 1998 и 2003 годах, в Лапландском заповеднике и в районе пос. Мурмаши, которые описаны О. И. Семеновым-Тян-Шанским в книге «Звери Мурманской области». И в настоящее время данный вид особи широко распространен на Кандалакшских землях Кольского края.

Заканчивается наше путешествие (либо экскурсия, в зависимости от поставленной задачи) возле озера. Где мы встречаемся с самой маленькой птичкой Северного края – это Кулик (вес 60 грамм). Интересен этот вид птицы тоже тем, что строит свои гнезда прямо на побережье, под ивняком, либо возле болот. На зиму она нас покидает, улетая к берегам Северной Африки. Ну и как же не гордиться маленьким Северянам своим необыкновенным краем, который порой, не смотря на свою суровость с любовью и радушием принимает всех, кто стремиться сюда попасть.

Здесь же возле водоема я знакомлю ребят с рыбным промыслом самых первых жителей края саамов, и поморов - позднее населявших Терский берег Кольского края в конце 15 века из Новгородской земли, образовавшие две волости – Варзугу и Умбу. Население занималось рыболовством, зверобойным промыслом, солеварением, добычей жемчуга, ловлей птиц и пушным промыслом. Наибольшее значение для жителей Терского берега к 16 веку имели: лов семги, бой тюленя и нерпы, выварка соли из морской воды. По разному хранилась добыча поморов, в отличие от саамского народа, что отражено в композиции из различных объектов возле «Озерца». Данная композиция является последним объектом Краеведческой тропы. Именно здесь я заостряю внимание детей на то, что Саамы в отличие от поморов любили природу своего края, берегли ее и старались не наносить ей вреда. Добывали они ровно столько, сколько было жизненно необходимо, никогда не истребляя животных просто так.

Таким образом, изучая традиции, жизнь и быт коренного народа Севера, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения; учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

В результате моей работы прочные, богатые знания о природе родного Края получили не только обучающиеся нашего детского сада, а и обучающиеся других садов города. Самой большой оценкой моей работы, было услышанное мною от детей детского сада № 8 по окончании экскурсии: «Что все? А еще? Мы хотим дальше с Вами путешествовать!», хотя экскурсия длилась почти 40 минут по времени. Я поняла, насколько они прониклись, увидела в их горящих взглядах желание узнавать больше и больше о Родном крае. Таким образом, работая по той или иной теме, можно не ограничивать свои возможности рамками одного учреждения. Хочется надеяться, что данной работой я могу привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в таком прекрасном кусочке России - который Севером зовется!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста Представление педагогического опыта старшего воспитателя МДОУ «Детский сад №79» Мироновой Татьяны Михайловны Тема: «Использование инновационных.

Опыт работы «Формирование основ жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» .

Опыт работы по изучению с детьми дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге Грасс У. С. На протяжении нескольких лет мною ведется систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения и привитию навыков.

Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО.

Опыт работы развития интонационной выразительности детей дошкольного возраста Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и эмоционально - образной стороны языка. Соответственно использование.

Планирование непосредственно образовательной работы по эколого-валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста Вся работа построена по циклам: Циклы Цель Результат Дети Родители I Цикл: «Я и мой организм» Учить правильно, называть части тела,.

Опыт работы по театрализованной деятельности в детьми дошкольного возраста Как известно, театр начинается с вешалки, а в детском саду с игры. Театральная деятельность – это одно из приоритетных направлений в развитии.

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Дмитрий.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей в дошкольном возрастеПроблема экологического воспитания в наше время оказывается на первом плане, ей уделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на эколого-краеведческой тропы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2018 в 18:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД