МААМ-картинки

Опыт работы «Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Ирина Кириллова
Опыт работы «Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Проблема пагубного влияния современного общества на окружающую среду и в связи с этим дискуссии о ценности и необходимости экологического образования на данный момент времени занимают важное место из-за возможных негативных последствий. Экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей. Также, стоит отметить, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое социальное значение, так как своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Публикация «Опыт работы „Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Период дошкольного возрастаэто этап сенсорного развития ребенка: развития органов чувств, овладения сенсорными навыками и способами обследования предметов из окружающей среды. Согласно «Концепции экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаевой, сущность главной цели экологического воспитания детей дошкольного возраста состоит в формировании начал экологической культуры, которые представляют собой начальные компоненты личности, что позволит в дальнейшем успешно присваивать опыт взаимодействия человека с природой.

Практический опыт утверждает, что потребность в общении с природой – это исходная точка формирования и развития экологической культуры ребенка : потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природного мира и воспринимает себя частью природы.

Тем самым, одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Метод наблюдения – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит формирование и развитие мыслительной деятельности, источник знаний и различного рода информации, но в тоже время для наблюдения необходимо определенное количество знаний и фактов как исходных моментов организации конструктивного вида деятельности.

В дошкольных учреждениях детей постепенно начинают знакомить с природой и ее изменениями. Данные знания о природе позволяют формировать такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, а также, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, которые охраняют и умножают природные богатства. Метод наблюдения позволяет научить детей дошкольного возраста определять разнообразные признаки объектов природы, опознавать зависимость растительного и животного мира с явлениями, процессами, происходящими в неживой природе.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей при активном участии педагога или родителя с окружающим природным миром.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

воспитание гуманного и бережного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств;

– участие детей в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Успех реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста, обеспечивается путем налаживания определенной работы в этой области и включает в себя следующие компоненты:

- активность, готовность и желание самих педагогов детского сада к

экологическому образованию дошкольников, к изучению и внедрению теоретико-методических наработок и рекомендаций, а также к организации системы методической работы;

- построение экологически развивающей среды и обстановки в детском саду;

- создание системы педагогического воздействия, направленного на экологическое развитие детей;

- способствовать и активно принимать участие в постоянном общении детей с

природой;

- активное участие и желание родителей заниматься экологическим просвещением дошкольников;

- работа с социумом.

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду необходимо учитывать следующие позиции:

- наличие объектов природного мира;

- определение сути и значения наблюдения;

- поиск приемлемых форм и различных приемов включения в них детей;

- комплексное проведение цикла (наблюдения должны следовать один за другим без больших временных промежутков);

- преобладание визуального источника знания над словесным и текстовым;

- участие всей группы детей в процессе наблюдения (каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, должно повторяться несколько раз);

- необходимо делать акцент на биологические особенности, а также видовую специфику представителей животного и растительного мира.

Метод наблюдения может происходить как с отдельными детьми, так и с маленькими группами (примерно 3-6 человек, а также и со всей детской группой. Такое разделение зависит от цели, задач, сущности самого процесса наблюдения. Так, на экскурсии наблюдение может быт организовано со всеми детьми, с небольшими подгруппами, а также с отдельными дошкольниками. В специально отведенном уголке природы желательно проводить наблюдение с отдельными детьми или же в небольших группах.

По количеству привлеченных детей в процесс наблюдения, можно выделить индивидуальное, групповое, фронтальное, а в зависимости от поставленных педагогом целей – эпизодическое, длительное, итоговое.

Перед началом проведения наблюдения, воспитатель должен выбрать место проведения, определиться с задачами, которые могут решиться именно с помощью данного вида деятельности. После этого необходимо выбрать наблюдаемый объект (представители растительного, животного мира, объект неживой природы). Главные условия, которые необходимо учитывать при выборе объекта – это способность его заинтересовать дошкольников, а также быть доступным для восприятия. Также, воспитатель должен предусмотреть то, что могут понадобиться отдельные предметы, например миски с кормом и водой, тряпочки и т. д. Заранее необходимо продумать расположение детей во время процесса наблюдения и наличие хорошего освещения, чтобы они смогли чувствовать себя комфортно и беспрепятственно участвовали в наблюдении.

Учитывая возрастные особенности группы детей, воспитатель обращается к различным приемам и методикам для выявления характерных свойств, качеств, признаков, особенностей поведения животного или растения, устанавливает связи. Воспитатель может задать уточняющие вопросы детям, загадать загадку или же сравнить наблюдаемый объект с любым другим. Достаточно распространенными являются такие методы как трудовая деятельность, игра, чтение литературных произведений, которые способны вызвать у детей конкретное эмоциональное отношений к объекту.

В процессе наблюдения дети узнают об особенностях поведения представителя животного мира, отличительных характеристиках какого-либо растения. Так, рассматривая растение, ребенок вначале должен подчеркнуть его отличительные части (стебель, листок, цветок, а уже после этого учитывать особенности внешнего состояния (форма, величина, характер поверхности). С помощью подобного постепенного процесса воспитатель приучает детей поэтапному наблюдению.

Необходимо иметь в виду, что все процессы наблюдения должны быть связаны между собой, так как на основе этого формируется комплексная система знаний, умений и навыков в области экологического образования и появляется заботливое и бережное отношений к природному миру и его представителям.

Воспитатель должен заинтересовывать детей для того, чтобы постоянно анализировать природный объект, стремиться замечать изменения, а также выделять характерные признаки. Для эффективного запоминания воспитатель может использовать в процессе рисунки, модели, схемы и гербарии. В конечном результате дети должны понимать, как произошло развитие конкретного природного объекта, и пытаться воспроизвести этот цикл в виде рассказов детей.

Цель данного опыта работы : проанализировать и экспериментально проверить роль наблюдений в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста.

Реализация поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:

1. познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные связи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как комплексном образовании и его существенных свойствах и признаках;

2. воспитать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и уникальности;

3. сформировать у воспитанников знания, умения и навыки бережного отношения к природе.

Все это отражает следующий этап опытно-экспериментальной работы, который направлен на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация проходила в три основных этапа:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

Первый этап заключался в проведении анкетирования воспитателей с целью определения образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение, применения педагогами на практике программ по экологическому образованию дошкольников, применяемых в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, методов и элементов развивающей экологической среды.

В анкетировании принимали участие все воспитатели. Была использована анкета, содержащая открытые вопросы.

Следующий, второй этап опытно-экспериментальной работы, который направлен на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Экологический музей входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Экспонаты в экологическом музее размещаются на полках зеркальных шкафов, которые должны быть разделены на секции. Они должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для того чтобы интерес детей к экспонатам не пропадал, необходимо верно и целесообразно организовать работу отделов постоянной и временной экспозиции.

Мини-музей природы может включать: фотографии, альбомы, слайды, картины, рисунки, гербарий, поделки детей, макеты, на которых представлены тематически подобранный материал, коллекции, материал, отображающий предмет с разных сторон (пример музей песка, музыкальные и художественные подборки, дидактические, логические игры, материал для экспериментирования, цепи последовательности, журналы для наблюдений.

Примером постоянной экспозиции может быть отдел музея, который иллюстрирует особенности и характеристики красот природы родного края («Красота Ивановской области!») или экологические отделы с «говорящими» названиями «Красная книга России», «Крылатые помощники», «Ягодная поляна», «В грибном царстве», «Лес - наше богатство», «Лесная аптека».

Экспонаты могут собираться коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращаются к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, других стран.

Для удобства работы в музее можно составить описание каждого экспоната. Все описания собрать в папке в прозрачных файлах, что позволит в дальнейшем добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т. п. Главное предназначение данных экологических музеев - вовлечение детей в деятельность и общение, оказание воздействия на их эмоциональную сферу. Воспитатели должны понимать, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: игру, непосредственно-образовательную деятельность, прогулку.

Создание экологической лаборатории в дошкольном учреждении осуществляется с целью познавательного развития детей, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория является основой для специфической игровой деятельности - дети превращаются в уч ных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Также мини-лаборатории могут быть и тематическими. В каждой группе можно создать свои исследовательские уголки - «Юный эколог», «Юный почвовед», «Мы и воздух». Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов, лабораторию можно дополнить календар м природы.

Лаборатория на участке детского сада может функционировать круглый год, хотя е использование особенно эффективно в т плое время. Можно разбить рядом с лабораторией клумбу с растениями - часами или растениями, барометрами, сделать солнечные часы. Разнообразные флюгера, вертушки и другие приборы помогут следить за ветром. Сделать дождемер - прибор, с помощью которого измеряется количество осадков. Сколько воды натекло в дождемер, могут определять сами дети. На подоконнике можно поставить ящики с растениями для наблюдений, мини - теплицу, создать мини - огород.

В лаборатории хранятся энциклопедии и др. книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы - задания собраны в альбом «Сделай сам». При проведении опытов и экспериментов используются опорные схемы и таблицы.

Для лаборатории можно использовать следующее оборудование:

– приборы-помощники (микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты);

– прозрачные мкости разной конфигурации и объ ма, стаканчики, пластиковые бутылочки;

– флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей;

– небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки;

– бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки, миски;

– магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки;

– центр «воды и песка»;

– ящик ощущений и др.

В качестве материалов могут быть использованы:

– камни, морская и речная галька;

– разнообразные морские и речные раковины;

– образцы песка, глины, почвы;

– цветные прозрачные кусочки пластика;

– семена разных растений;

– кусочки коры разных деревьев;

– деревянные дощечки, бруски, кубики;

– магниты разного размера;

– разные виды картона и бумаги;

– разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 мин., работа проводится с небольшими подгруппами (по 6-8 детей) с уч том уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр - экспериментов проводятся 2-3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.

Следует отметить, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют реб нку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только реб нок должен делать вс сам, а не быть в роли наблюдателя.

После проведенного наблюдения за деятельностью детей стоит отметить, что они принимают активное участие в наблюдении за обитателями лаборатории. Дошкольники самостоятельно наблюдают за ростом и развитием объектов в лаборатории, в ходе чего пытаются установить причину того или иного явления, процесса. В свою очередь экологический музей предоставил детям общее представление о музее и его восприятие, а самое главное – он научил бережно относится к своим экологическим экспонатам, и проявлять экологическую культуру в целом.

Следовательно, провед нное исследование подтверждает, что процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста эффективен при соблюдении следующих условий:

– создание экологического пространства;

– способствование активному участию детей в общении с природой с помощью метода наблюдения;

– особое значение активной и непосредственной роли воспитателя в формировании основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Важными задачами экологического воспитания в нашем детском саду являются:

Воспитание гуманного отношения к природе;

• Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

• Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Воспитание любви к животному и растительному миру.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.

Мой опыт работы включил в себя :

- научно обоснованный психолого – педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

- экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения; отбор работы, как в детском саду, так и в семье;

- подготовку воспитателя (повышения уровня экологической грамотности и эколого – педагогической готовности к работе с детьми);

- конкретную технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах;

- перспективу создания программы и целостной технологии личностного мировоззрения.

Ведущий стержень моей работы – программа личностного развития – формирование в детях положительного отношения к окружающему миру, целостной ориентации к этому миру.

Главная цель моей работы – заложить в детях начала осознанно – правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных занятий.

Так как воспитатель формирует начала у детей, он должен:

- владеть элементарными основами экологии;

- ориентироваться в экологических проблемах мира, страны, своего региона;

- сознательно перестраивать методы ознакомления детей с природой на методы экологического воспитания (циклы наблюдений, прослеживающие особенности взаимодействия организма со средой; календари наблюдений, где фиксируется на протяжении отдельного времени те или иные объекты природы, меняющиеся под воздействием условий; познавательные, обобщающие, комплексные типы занятий со старшими дошкольниками; игровые обучающие ситуации соединяющие игру (сюжетно – ролевую) с дидактическими задачами познания экологических связей в природе; моделирование и моделирующую деятельность, в ходе которой дети должны обнаруживать связи в природе, познать свойства средообразующих факторов).

Я считаю – знания о взаимоотношениях человека с природой необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка»Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка» Цель: Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания. Задачи: 1. Формировать основы экологической грамотности: представления.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 января 2021 в 23:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД