Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ирина Хлынова
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

1 часть

2.2. Задачи, решаемые в опыте:

Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования

Достижение поставленной цели я осуществляла посредствомрешения следующих задач:

1. Развивать практические навыки действий с различными видами материалов (бумага, салфетка, поролон, ватные палочки, соль, зубная щетка, свечка, трубочки для коктейля, краски, вода);

2. Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками

(«рисование пальчиками», «печать листьев», «кляксография», «раздувание краски»; «каракулеграфия», «ожившие предметы», «рисование солью», «батик», «монотопия», «шаблонограия», «рисование музыки», «рисование поролоном», «рисование штрихом»).

3. Вызывать интерес к рисунку, сделанному своими руками.

4. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к изобразительным материалам, и результатам труда.

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте:

Диагностические методы:

1.С детьми:

- наблюдение.

2.С родителями:

- анкетирование родителей «Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста».

Развивающие методы:

- дидактические игры,

- использование наглядного материала (рассматривание иллюстраций, картин, образцов поделок).

- практический показ;

- художественное слово;

- пальчиковая гимнастика.

- прослушивание аудиозаписей

Методы профилактики и просвещения:

- ознакомление родителей с информацией в «уголке для родителей» в форме наглядного материала «папок передвижек», «консультаций для родителей» и т. д.

- организация совместных мероприятий с участием родителей (совместные творческие занятия, выставки совместных

поделок).

2.4. Технология опыта

Основной целью моей работы с детьми является развитие творческих способностей через различные виды нетрадиционных технологий изобразительной деятельности.

На начальном этапе работы я провела с детьми своей группы мониторинг игровой и продуктивной деятельности детей в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по примерной общеобразовательной программе дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, результаты которого показали, что 63 % испытывают затруднения в играх –экспериментах с разными материалами: песком, бумагой; 54% испытывают трудности при работес изобразительными материалами: не правильно берут карандаш, не справляются с прикладыванием образа к силуэту, не доводят начатое дело до конца, им постоянно необходима помощь воспитателя. /Приложение №1/.

Новообразования, которые возникают к концу четвертого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком.

Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте такова: "ребенок - предмет - взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину - ребенок все время смотрит на этот предмет Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако, без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов.В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать,но я прошу тебя: покажи, учи!»

Именно поэтому необходимо взаимодействие с родителями, с которыми я провела анкетирование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста», «Организация продуктивной деятельности детей раннего возраста».

Результаты анкетирования родителей «Что Вы знаете о нетрадиционных техниках рисованияпоказали:

46% - рисуют с детьми дома;

54% - не рисуют с детьми дома;

73% - не знакомы с понятием «нетрадиционные техники рисования»;

11% - родителей организуют некоторые техники рисования на развитие изобразительной деятельности.

По результатам анкеты «Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»было выявлено:

29% -опрошенных родителей интересуются искусством;

5% - занимаются изобразительным творчеством сами;

67%-создают необходимые условия для возникновения детской продуктивной деятельности;

33% - участвуют в изобразительной деятельности детей. /Приложение № 2/.

На основе результатов проведенного мониторинга я перешла к следующему этапу свой работы.

На втором этапе своей работы по данному направлению, подобрав и изучив методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования детей дошкольного возраста составила перспективный план работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» /Приложение № 3/.

В непосредственно образовательной деятельности обучаю детей способам и приёмам нетрадиционных техник рисования таких как:

Печатание листьями – можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам).Для занятий нам понадобилось: гуашь, кисти, белая или тонированная бумага, листья. Во время прогулки собирали с детьми листья разнообразных деревьев, кустарников, растений, отличающиеся по размеру и форме. В процессе рисования листик покрывали гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно прикладывали окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижимали и аккуратно за черенок плавным движением вверх постепенно отклеивали его с альбомного листа. Главное – не двигать лист, иначе изображение получится смазанным. Следующие листочки можно окрасить в другие цвета, можно листик сделать двухцветным или многоцветным. Можно уже использованный листик покрасить в другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

2.5. Результативность опыта

Проведение итогового мониторинга показало положительный результат данной работы: у 35, 5% детей в игровой деятельности отмечается положительная динамика; в продуктивной деятельности детей положительная динамика наблюдается у 21, 2% детей. /Приложение № 11/.

Работа по развитию творческих способностей детей через различные виды продуктивной деятельности способствовала:

Дети знают различные нетрадиционные изобразительные материалы, умеют самостоятельно выбрать материал для выполнения творческой работы;

У детей сформировались практические умения и навыки действий с различными видами материалов (бумага, салфетка, картофель, вата, глина, соленое тесто, поролон, пробка, ватные палочки, снег, «лунный песок»;

Дети овладели определёнными нетрадиционными изобразительными техниками («рисование пальчиком», «ватной палочкой», «ладошкой», «оттиск пробкой, печатками из картофеля, поролоном»; «скатывание», «рваная бумага») ;

Появился устойчивый интерес и желание выполнить творческую работу.

III. Внедренческий

3.1. Условия формирования опыта:

Работа над данной проблемой начата в 2013 году на базе МКДОУ «Детский сад № 2 «Родничок» в средней группе.

Более успешной реализации поставленных задач способствовало применение дидактических игр на развитие творческих способностей и развитие мелкой моторики;

Развивающая среда в группе оформлена с учетом проводимой работы: представлен разнообразный наглядный материал, художественная литература, различные поделки.

В работе с детьми широко использую пальчиковую гимнастику и упражнения для рук с музыкальным сопровождением, что даёт детям положительный эмоциональной настрой, усиливает творческое воображение, повышает активность.

Анализируя свой опыт работы, могу отметить, что данная система работы помогла значительно повысить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и поставленные задачи, были решены.

Литература

1. Баранова, М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста / М. Л. Баранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005;

2. Печора, К. Л., Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. - М.: Владос, 2002;

3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», М, - Творческий центр Сфера, 2009;

4. И. В. Мальцева «Пальчиковые игры для детей» - СПб, издательская группа «Азбука - классика», 2010;

5. Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах» - Спб, Детство – пресс, 2011;

6. Е. А. Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста»- М: Москва – синтез, 2006;

7. С. И. Гудилина «Чудеса своими руками»: «Аквариум», 1998;

8. Т. И. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке., аппликации в игре»;

9. С. А. Левина, С. И. Тукачева «Физкультминутки»- В; Учитель, 2005г.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей» • Паспорт проекта: • Тема проекта: «Нетрадиционные техники рисования- как средство развития художественно-творческих способностей детей».

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». Выполнила воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 мая 2015 в 15:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День зелёного лука на окошке на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

12 апреля. День космонавтики

Юбилейной дате в истории космонавтики посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы увлечь детей космической темой и расширить их представления о космосе.

Конспект занятия по лего-конструированию «Гуси-лебеди»
Тема: Конструирование по сказке «Гуси-лебеди" Цель: закрепление конструктивных приемов построения сказочных персонажей и навыков моделирования по схемам....
День звёздного неба на МAAM. Оформление музыкального зала в ДОУ
12 апреля 2021 года исполняется ровно 60 лет первому полёту человека в космос. Первым покорителем космоса стал советский лётчик - космонавт Юрий Гагарин....
Занятие по изодеятельности в старшей группе на тему «Человек в открытом космосе»
12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменовании первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным в далеком 1961 году. 2021год -...