Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края

НаумоваТамара Анатольевна
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно – историческим ценностям родного края»

Выполнила:

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края» размещена в разделах

Наумова Тамара Анатольевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 58»

Саранск 2017 г.

.

Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей живущих в ней. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Мы, педагоги постоянно задаемся этим вопросом.

Человек, как личность, формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность,как основа патриотизма, не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. Нельзя заставить человека бережно относиться к окружающей природе, любить людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Мы можем воспитать любовь и уважение к Родине, если сами помним и чтим традиции и обычаи родного края, знаем историю и фольклор своей страны.

Наш детский сад № 58 постоянно и кропотливо работает над вопросами нравственно-патриотического воспитания.. В течение долгих лет был накоплен богатейший материал по данному направлению, основа которого составляет воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций. Руководством в работе нравственно – патриотического воспитания нашего ДОУ являются слова В. А. Сухомлинского: «Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

Работа по патриотическому воспитанию включает следующие задачи:

Основные задачи:

1. дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии через развитие исторической памяти и с помощью творческих способностей воспитанников

2. способствовать воспитанию целостной эстетической культуры художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через ознакомление с традициями, через изучение истории и культуры родного города.

Решаются так же сопутствующие задачи:

-Развивать интерес и воспитывать чувство любови к национальной культуре родного края, народному творчеству, обычаям.

-формировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, в предметах быта, в традициях и обычаях)

-воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе, через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия

- воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.

-Познакомить с интересными людьми города, прославившими его (поэты, музыканты, художники)

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск разных форм работы через совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. В работе затронуты все образовательные области и все адекватные возрасту формы работы с детьми.

1. Социально-личностное развитие.

Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Мой дом – моя крепость», «Экскурсия по городу» и т. д.

Ручной труд: изготовление атрибутов для подвижных игр, театрализованных – фольклорных игр.

2. Познавательно-речевое развитие:

Целевые прогулки по нашему микрорайону, природа нашего города, экскурсии по памятным местам города, посещение музеев города (Мордовский Музей Изобразительных Искусств им. С. Д. Эрьзи, Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945г,. Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина, Музей мордовской народной культуры.

Дети старших и подготовительных групп составляли рассказы на темы:

«Моя семья самая дружная»,Мой любимый город», «Лето в деревне».

Знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной литературы о родном городе.

Тема «Народная культура и традиции». В рамках темы были реализованы проекты «Светлая Пасха», «Хор села Теризмерга», «Горжусь тобой, моя Мордовия!», «Березовый край России»,» Блюда мордовской кухни»

Для внимания детей и родителей была предоставлена презентация на тему:» Прославленные художники Мордовии», в которую вошли работы, пожалуй, самого известного и знаменитого мастера Федота Васильевича Сычкова, чье творчество так понятно и дорого как взрослому, так и ребенку Для создания слайдов были проработаны книги М. И. Суриной «Улыбки солнца и земли»., «Знаменитые художники Мордовии» под редакцией Н. Осяниной

.

В проекте, посвященном Дню Победы участвовал весь коллектив детского сада. Мы учили детей хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них. ; формировали представления о героях войны и о том как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих. Вместе с воспитателями, музыкальный руководитель организовала концерт ко дню Победы для ветеранов и тружеников тыла нашего микрорайона «Никто не забыт, ничто не забыто», где дети дарили свои выступления людям старшего поколения, а затем с большим удовольствием смотрели концерт хора ветеранов г. Саранск. Вместе с родителями воспитанники нашего сада принимали участие в параде Победы и в шевствии» Бессмертный полк».

Музыкальное развитие

Благодаря талантливому музыкальному руководителю Матвеевой Светлане Борисовне. были организованы развлечения и праздники с фольклорной тематикой, она знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками,, инсценировала хороводы, песни. С детьми разучила песню «Край мой, край» В. Баркова и Л. Ганиной, вместе с воспитателями подготовительной группы разработала сценарий мероприятия «Я песнь тебе пою, Мордовия моя!

2 Пополнилась копилка танцевального мастерства новой танцевальной зарисовкой «Масторава» под мордовскую народную песню.

3. Художественно-эстетическое направление:

Благодаря тесному сотрудничеству детей, воспитателей и родителей было оформлено огромное количество выставок, организовано участие в различных конкурсах таких, как «Бабань парь», «Сияжар»

/Рисование, аппликация, нетрадиционные техники рисования/ на тему «Цвети мой край, Мордовия моя!», «Река Мордовии», «Моя улица», «Дню Победы – Слава!»

Для реализации задач нравственно -патриотического воспитания в нашем детском саду созданы необходимые условия.

В группах оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, фотовыставки: «Знай историю своего города», выставки рисунков «Мой Саранск», подобраны книги о нашем городе, тематические папки «Животный и растительный мир нашей республики», «Люди, которыми мы гордимся», в группах для родителей оформлялись стенгазеты «Пасха» «Рождественская карусель», «Мордовия и Россия едины навек»

Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого мы составили план работы, благодаря которому старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию :

-Провели анкетирование

-Родительское собрание «Гордимся успехами нашей республики»-Вниманию родителей на группах были представлены информационные стенды (папки-передвижки, стенгазеты) «Из истории нашего города», «День Победы», консультации Я, как воспитатель, подготовила презентацию по истории одного из сел Мордовии Новотроицка. В моей работе мне помогла книга «Край отшумевших ярмарок и базаров», авторами которой являются В. И. Рогачев и В. В. Руженков. Бесценная копилка нашего исторического прошлого, неотъемлемая часть краеведческого материала, которая благодаря талантливым составителям дает уникальную возможность прикоснуться к прошлому села и воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения.

.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т. д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного города. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой город.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться.

Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.

Много дел еще ждет впереди…

Мы гордимся своим родным городом Саранск. Педагогический коллектив будет продолжать работу по нравственно- патриотическому воспитанию в тесном содружестве с родителями, работниками библиотек и музеев.

Публикации по теме:

Публикации по теме:

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

Обобщение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через чувственное отношение к Родине» Цель моего опыта работы: воспитание гуманной, духовно -нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края». 2018-2019 учебный.

Программа по самообразованию на тему: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края .

Программа «Приобщение дошкольников к традициям родного края» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования.

Рабочая программа «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительного группы на традициях и истории родного села» Рабочая программа "Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительного группы на традициях и историях с. Мамонтово. 1. Пояснительная.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края Растить детей глубоко и преданно любящими свою страну - важнейшая задача каждого педагогического коллектива. чтобы воспитать в человеке.

Экологическое воспитание через ознакомление с природой родного края Работу по экологическому воспитанию строю на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Основной целью этой работы является начало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края
Опубликовано: 3 марта 2019 в 14:43
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края» (включая файлы) размещена пользователем НаумоваТамара Анатольевна (УИ 338089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД