Получи документы

Опыт работы «Организация экспериментальной (исследовательской) деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

Наталья Матюхова
Опыт работы «Организация экспериментальной (исследовательской) деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

Слайд 2. Введение.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надежнее, чем знания полученные репродуктивным путем. Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность проблемы.

Публикация «Опыт работы „Организация экспериментальной (исследовательской) деятельности с детьми среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательско - экспериментальной деятельности. Тем самым, в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, развивающие продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Главное достоинство этого метода - эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Слайд 3. Новизна. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Цели и задачи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому я взяла тему по организации экспериментальной (исследовательской) деятельности с детьми дошкольного возраста. Работая над данной темой, в рамках проекта, была поставлена цель - развитие у детей познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности. Исходя из цели, реализовывались следующие задачи:

1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Формировать мышление.

3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

Слайд 4. Ожидаемые результаты. У дошкольников :

1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Сформировано диалектическое мышление.

3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде.

4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

Для этого необходимо:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для организации опытно - экспериментальной деятельности дошкольников.

3. Привлечь родителей и педагогов к творческому проекту.

4. Представить опыт работы по организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми (проект).

Технология организации.

Современные образовательные технологии выступают в качестве инструмента, направленного на освоение детьми педагогического содержания в образовательном процессе. Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Так же, опытно - экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Следовательно, в работе с детьми придается большое значение игровым технологиям.

Работа проводилась по 3 блокам:

I. Работа с детьми.

II. Взаимодействие с педагогами.

III. Взаимодействие с родителями.

Слайд 5. Работа с детьми. Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по четырем взаимосвязанным направлениям: живая природа (обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др.); предметный (рукотворный) мир (предметы и материалы, их свойства); человек (функционирование организма).

В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

в - третьих, они практически безопасны.

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование (Приложение № 1 «Перспективный план работы»).

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проверка гипотезы, предположений; обсуждение увиденных полученных результатов; формулировка выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Слайд 6. В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

1. Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

2. Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

3. Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

4. Инновационные методы и приемы:

• проектный (Приложение № 2 «Визитная карточка проекта по опытно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»);

• использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей со свойствами предметов (объектов);

• метод игрового проблемного обучения, который заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы;

• отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;

• компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулирующие познавательный интерес дошкольников.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так); ситуацию выбора.

Слайд 7. II. Взаимодействие с педагогами. Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким по средствам :

- консультаций по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;

- разработки тематического планирования;

- проведения интегрированных занятий;

- трансляции опыта работы.

III. Взаимодействие с семьей. Взаимодействие с семьей проводится с использованием следующих форм работы :

1. Педагогическое просвещение родителей (консультации; информационные стенды; памятки, буклеты; папки-передвижки и т. п.).

2. Вовлечение родителей в образовательный процесс (помощь в создании опытно – экспериментальной среды; участие в проектной деятельности; проведение мастер – классов; организации центра детской активности по экспериментированию; изготовление пособий; приобретение оборудования и др.).

3. Родительские собрания.

Слайд 8. Мониторинг.

Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, апрель, с целью выявления уровня овладения детьми опытно - экспериментальной деятельностью. Критерии и уровни усвоения программы:

- Высокий уровень – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает предположения, находит способы их решения, использует доказательства. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи выводы.

- Средний уровень – в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения с помощью взрослого.

- Низкий уровень - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием (Приложение № 2).

Слайд 9. Результативность. Выводы.

Проведенный мониторинг показал, что в результате работы по данной теме, у детей формируются: познания окружающей действительности и наблюдательность, интерес к исследованию (стимулирует их к получению новых знаний о свойствах различных материалов и т. д.); умения проводить простые опыты, анализировать и делать элементарные выводы. Т. о., экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система мероприятий по развитию детской исследовательско - экспериментальной деятельности в процессе совместной деятельности родителей, педагогов и детей доказала свою эффективность.

Перспективы.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Дальнейшая работа по данной теме поможет в преобразовании предметно - пространственной развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей, и позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Перспективный план на лето для работы с детьми среднего дошкольного возраста Тематические блокиИЮНЬ1-Я НЕДЕЛЯ Здравствуй лето 2-Я НЕДЕЛЯ Неделя игрушек 3-Я НЕДЕЛЯ Неделя сказок 4-Я НЕДЕЛЯ Неделя добрых волшебниковИЮЛЬ1-Я.

План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулкеПлан наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулке План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке Младший дошкольный возраст (дети 3 – 4 лет).

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация экспериментальной (исследовательской) деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2020 в 14:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД