Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка»

оксана бухарина
Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка»

"Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников"

Опыт работы.

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. Чем раньше соприкасается с ним ребёнок, тем лучше.

Работу по данной теме я начала два года назад. Прежде чем начать мы изучили методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников, и приступили к работе.

Для всякой успешной работы необходима системность и последовательность. Чтобы спланировать работу, нужно было выявить начальный уровень знаний детей. В начале учебного года мы провели мониторинг с целью определить у детей наличие интереса к данной теме. Мониторинг был проведен по следующим вопросам:

1. Уровень развития речи детей.

2. Знание детьми малых фольклорных форм.

3. Понимание детьми содержание произведения устного народного творчества.

4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

Во время проведения мы использовали мониторинга следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Хотелось бы отметить, что не смотря на то, что на момент начала работы детям исполнилось 3года, у них уже имелся достаточный уровень знаний. Однако по показателям начальной диагностики выяснилось, что 70% детей имеют низкий уровень развития речи,67% детей мало используют в своей речи фольклор или не используют его вообще. Только 40% детей понимают содержание произведений устного народного творчества. По результатам мониторинга была составлена таблица, где отражены знания детей по теме на момент начала работы (см. приложение). На основании мониторинга была составлена дальнейшая перспектива работы.

Начинали работу с совместной деятельности детей в режимных моментах. Были составлены комплексы утренней гимнастики на основе фольклора, а также комплексы закаливающей гимнастики после дневного сна для детей 2й младшей группы, которые были основаны на фольклорных потешках и небылицах и применяются каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, а также для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. Использовались такие упражнения «Руки к солнцу поднимаем», «Выросли деревья», «Бабочки летят» и т. д. а также пальчиковые игры «Будут пальчики вставать», «Шла кукушка мимо леса» и т. д. (см. приложение). Выполняя зарядку дети не только выполняли физические упражнения,устраняли вялость, сонливость, но и проговаривали стишки, потешки, песенки за педагогом. Что способствовало развитию речи детей, умение соотносить речь и движения.

Выполняя гигиенические процедуры мы не только заботились, о здоровье детей, но и способствовали интересу к устному народному творчеству. Когда мы мыли ручки мы приговаривали «Ой лады, лады не боимся мы воды», «Кран откройся, нос умойся. и т. д. Эти казалось бы маленькие стишки,таят в себе огромный пласт средств русского языка и предоставляют детям возможности ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.

Заметив, что детям нравится такая форма работы и что есть положительные результаты (дети стали внимательнее, дисциплинированнее, стараются проговаривать многие слова за педагогом) мы продолжили работу в этом направлении.

Использовали фольклор в таких режимных моментах,как одевание на прогулку, обед, при укладывании детей спать.

Но не сразу у всех всё получалось, узнавая сказку дети только называли её персонажей. Мало использовали в играх знакомые потешки и песенки, что значительно замедляло развитие словаря, делая их речь невыразительной. Такие дети, как Марк, Андрей Л., Алёна, Ангелина, Ярослав, Давид не были активны, просто лишь выполняли указания взрослого, не чувствовали уверенности в себе. Мы поставили перед собой цель раскрепостить детей, познакомить с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей. Мы выразительно читали произведения, чтобы детям было более интересно инсценировали их, например читали сказку «Заюшкина избушка» потом я просила детей показать какой заинька рассказать о нём, потом какая лиса, рассказать о ней (конечно нам в этой работе очень помогали иллюстрации к сказкам) дети видели картинку, слушали эмоциональную речь педагога и старались повторить также. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и тогда чтобы раскрепостить детей мы стали использовать настольные театры: «Теремок», «Маша и медведь», «Репка», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди». К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер. Для драматизации знакомых потешек, песенок, сказок предложила использовать уголок ряжения. Это в дальнейшем поможет детям развивать свой эстетический вкус, вживаться в какой-то определённый образ.

Для развития у детей умения внимательно слушать,запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте мы используем специальные упражнения, проблемные ситуации типа: Вы с этим согласны?» Например читая отрывок из сказки «Волк исемеро козлят», я спрашиваю: «Вы согласны что эта песня принадлежит волку?» или показываю иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка» Вы согласны, что это лиса из сказки? Почему вы так решили? Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети проговаривают текст, тем самым развивают свою речь.

Чтобы дети лучше вникали в смысл потешек, мы познакомили их с предметами обихода, которые часто употребляются в фольклоре: глиняный горшок, печка, кочерга, ухват, чугунок, ведро, корыто. Для этого были проведены занятия «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Хозяйкины помощники». «Весёлые ложки», были прочитаны сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух», «Курочка Ряба». Одной из эффективных форм работы с детьми были различные досуги и развлечения, например: «Путешествие в сказку», «Хорошее настроение», «В гостях у бабушки» и т. д. Детям очень нравится участвовать в них.

Проанализировав методическую литературу, нами были отобраны дидактические игры: «Чудесный сундучок», «Кто спрятался?», «Похвали Лису». Эти игры по своим дидактическим задачам соответствуют возрасту детей. (см. Приложение)

Систематизировав всю работу, мы выделили следующие педагогические принципы по данной теме:

1. Принцип системности и наглядности.

В связи с тем что в содержании программы по ознакомлению с устным народным творчеством для всех возрастных групп включается повторение многих потешек, песенок, стихотворений, сказок педагогу необходимо помнить о важнейших принципах построения работы.

Итак, принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объёма знаний и усложнения произведений на каждом возрастном этапе. Нужно выбрать наиболее эффективные педагогические методы и приёмы для конкретных условий. Знакомя детей с устным народным творчеством, следует показать всю красоту и многообразие песенок, стихов, потешек, сказок, чтобы дети получили конкретные сведения в соответствии со своими возрастными возможностями.

2. Принцип развивающего обучения.

Большое значение при ознакомлении детей с устным народным творчеством имеет опора на этот принцип, т. к. важно вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения эстетического умственного развития детей, но и игровой деятельности.

3. Принцип перспективности.

Позволяет подготовить детей к усвоению более сложного материала. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование обучающей и игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения сведений об устном народном творчестве в воспитательно-образовательный процесс, подготовить детей к их восприятию, обеспечить преемственные связи в работе во всех возрастных этапах.

4. Принцип наглядности.

Особенности психического развития детей младшего возраста требуют широкого использования этого принципа. Поэтому воспитатель широко использует игрушки, картинки, иллюстрации, фланелеграф, музыку и другой материал.

Эти принципы помогли нам в работе они значительно облегчили проведение непосредственно образовательной деятельности.

Проведение непосредственно образовательной деятельности потребовало очень большой подготовки в плане оборудования и дидактических материалов. На основе фольклора была составлена картотека по русским народным играм: «Огуречик- огуречик», «У медведя во бору», «Лиса и цыплята», «Зайка беленький», «Дед Мороз», и т. д. эти игры часто применяем на прогулках, занятиях по физкультуре. Играя в игру «Огуречик- огуречик» дети знакомились с устным народным творчеством, активизировали речь, повторяя потешку за педагогом полностью, с помощью фольклорного произведения развивались игровые действия детей (имитация персонажей потешки). Такая игра, как «У медведя во бору» позволяет познакомить детей с русской народной игрой; выучить текст, произносить слова хором в одном темпе. Развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе. Все народные игры были подобранны именно с целью развития и обогащения речи детей.

На основе изученного материала были подготовлены и проведены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития речи ребёнка в ДОУ и семье: «Роль потешки в жизни ребёнка», «Речь и общение», «Как читать детям потешки», «О загадках», «Физкультминутки на основе фольклора»(см. приложение) Мы считаем, что это очень поможет педагогам в работе с детьми, а родителям даст навыки как правильно рассказывать детям потешки, петь песенки, читать сказки.

Был создан и пошит уголок ряженья, он стал любимым местом для игр детей. Мы сделали театр на фланелеграфе, с его помощью были показаны детям их любимые сказки: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». Педагог не только сам разыгрывал сказки, но и предлагал детям самостоятельно придумать сюжет или действие персонажей. Конечно, это не могло не понравиться детям, они с удовольствием разыгрывали отрывки из сказки или придумывали что-нибудь своё.

Моя работа «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка» не была бы столь полной, если бы не было единых партнёрских отношений с родителями. Постоянно обновлялись материалы родительского уголка. В них родители могли найти советы и рекомендации. Этой теме было уделено большое внимание на родительских собраниях, была рассказана важность устного народного творчества в развитии речи ребёнка. Совместно с родителями проводили досуги: «В гостях у бабушки», «Путешествие в сказку», «Хорошее настроение». Наши мамы с удовольствием принимали участие в них: учили роли, творчески относились к изготовлению костюмов. А также они предложили помощь в изготовлении настольных театров: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». Совместно с родителями в группе была собрана библиотека русских народных сказок. Только в тесном сотрудничестве с родителями мы добились хороших результатов.

В наших планах и дальше стоит задача как можно больше и чаще привлекать родителей, учить их развивать у своего ребёнка любовь к народному творчеству.

Для того, чтобы оценить результаты проделанной работы, был проведен мониторинг на конец года. Анализируя полученные данные можно отметить, что в результате проделанной работы прослеживается стойкое улучшение знаний детей по устному народному творчеству. Динамика развития такова:

На конец года 60% детей повысили свой уровень развития речи. 40% детей стали использовать в своей речи фольклор

75% детей понимают содержание фольклоных произведений. По результатам мониторинга была составлена таблица опроса детей на конец года. (см. приложение).На основе проделанной работы были подведены итоги и сделаны выводы:

К концу года у детей уже был достаточно большой запас знаний потешек, песенок, дразнилок, считалок. Дети были знакомы, уже со многими сказками научились выразительно пересказывать отрывки любимых произведений. Посредством загадок, мы поставили перед собой задачу формирования и расширения словаря детей. Было принято решение и дальше работать с детьми по развитию речи. Т. к. ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам и правилам поведения, а также заинтересовывает его, тем самым незаметно учит его правильной русской речи.

Мы создали перспективу на новый учебный год для продолжения и углубления нашей работы. (См. приложение)

Из проделанной нами работы мы сделали выводы: к народной культуре следует приучать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Ранний период жизни ребёнка он во всём зависит от взрослых, воспитывающих детей. Прекрасно если родители и педагог наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь жизненной силой. И передаёт народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылицы, поговорки, басенки!

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в развитии речи детей Актуальность Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует.

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» Устное народное творчество- это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает обогащать среду, в которой растут.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2015-2016 учебном году я выбрала тему для своего самообразования.

Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта:.

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Речь - это один из важных источников познания окружающего мира, необходимый компонент общения. Для ребенка хорошая речь – залог успешного.

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются.

Роль устного народного творчества в воспитании детейРоль устного народного творчества в воспитании детей Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью. В народном творчестве существуют.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 21:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...