Лариса Корнева
Опыт работы по адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Если бы меня попросили дать образное название моему опыту работы, я бы, наверное, назвала его ЛОДОЧКА. Период адаптации – непростой период в жизни маленьких человечков. Родители с самого рождения нежно и бережно опекали этих чудесных крошек, всегда были рядом, каждую минуту были готовы прийти на помощь. Но вот дети подросли и должны отправиться в самостоятельное «плавание» по реке жизни. Как сделать так, чтобы эти очаровательные карапузы не попали в водоворот, не наскочили на камни, не потерялись в сложных житейских перепетиях, подчас не доступных детскому восприятию. Я бы хотела верить, что мои любовь, внимание, уход, забота и обучение и стали той самой ЛОДОЧКОЙ, которая помогла малышам перенести разлуку с мамой, привыкнуть к детскому коллективу, режиму детского сада.
Публикация «Опыт работы по адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей. Как добиться этого благополучия? Любой педагог прилагает все силы, знания и умения для того, чтобы облегчить адаптационный период ребенку. Но у каждого педагога все-таки есть в копилке свои педагогические «хитрости», маленькие изюминки, которые отличают его работу от других. Для меня такой изюминкой стало приобщение детей к прекрасному миру творчества. Сказки, потешки, песенки, яркие краски, разноцветный пластилин, пальчиковый театр, музыка – все это, на мой взляд, помогает облегчить адаптацию детей.
Я разработала перспективный план, который включил в себя целый комплекс мероприятий самой разной направленности. (Приложение 1).
Родители малышей заполнили анкеты, в которых были отражены основные особенности характера ребенка, его привычки, навыки, привязанности.
На основе анкетировании родителей был составлен прогноз адаптации детей к детскому саду. Он показал, что 12 человек (60%) полностью готовы к поступлению в детский сад, 6 человек (35%) готовы частично и только один человек (5,%) не готов к поступлению в детский сад.
Группа Степени адаптации
Лёгкая Средняя Сложная
«Ягодка» 12 (60%) 6 (35%) 1 (5,%)
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Положительные эмоции действуют как противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда на ребенка действует «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении у него адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
Моя цель заключалась в пробуждении положительных эмоций, а что как ни колыбельная песня, смешная потешка, яркое театральное представление может пробудить положительные эмоции.
В процессе адаптации решаются следующие задачи:
1. Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.
Показатель того, что цель достигнута:
• Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;
• Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
• Успокаивается от общения с воспитателем;
• Ребенок обращается за помощью к воспитателю.
Чтобы решить эту задачу я использовала следующие приемы и методы
1. Длительное совместное пребывание мамы с ребенком в группе.
2. Музыкотерапия.
3. Сказкотерапия.
4. Программа Е. Железновой «Музыка с мамой».
5. Нетрадиционные методы рисования.
2. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.
Показатель того, что цель достигнута:
• Ребенок знает расположение и назначение комнат;
• Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.
Чтобы решить эту задачу я использовала следующие приемы и методы:
1. Сказкотерапия.
2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.
3. Песочная терапия.
4. Музыкотерапия.
5. Пальчиковые игры.
3. Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.
Показатель того, что цель достигнута:
• ребенок легко подчиняется режиму;
• сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
Для решения этой задачи были использованы методы и приемы:
1. Пальчиковый театр.
2. Чтение потешек,речевок в процессе режимных моментов.
3. Музыкотерапия.
4. Программа Е. Железновой «Музыка с мамой»
4. Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.
Показатель того, что цель достигнута:
• ребенок охотно играет с детьми;
• спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
• ребенок спокойно относится к тому. что игрушками играет не только он, но и другие дети
В решении этой задачи помогли:
1. Сказкотерапия.
2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.
3. Песочная терапия.
4. Музыкотерапия.
5. Пальчиковые игры.
В результате проведённой работы были получены следующие результаты
Группа Степени адаптации
Лёгкая Средняя Сложная
«Ягодка» 16 (85%) 2 (10%) 1(5%)
– к первой группе (сложная адаптация) относятся 1 человек (5%);
– ко второй группе (средняя адаптация) относятся 2 человека (10%);
– к третьей группе (легкая адаптация) относятся 16 человек (85%).
ПЛЫВЕТ МОЯ ЛОДОЧКА, СЛЕГКА ПОКАЧИВАЯСЬ НА ВОЛНАХ, СИДЯТ В НЕЙ МАЛЕНЬКИЕ ПАССАЖИРЫ И ДОВЕРЧИВО СМОТРЯТ НА МЕНЯ. НЕТ В ИХ ГЛАЗАХ НИ СТРАХА, НИ ПЕЧАЛИ, НИ ГРУСТИ. И Я ПРИЛОЖУ ВСЕ СИЛЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МОИ ВОСПИТАННИКИ СПОКОЙНО ПЛЫЛИ ПО ЧУДЕСНОЙ РЕКЕ ДЕТСТВА К БОЛЬШОМУ ОКЕАНУ ЗНАНИЙ (ШКОЛЕ).