МААМ-картинки

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников»

Тулинова Ирина
Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников»

Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников».

«Конструируя,

ребёнок действует, как зодчий,

возводящий здание собственного интеллекта»

Ж. Пиаже

Актуальность:

В настоящее время, конструктивная деятельность занимает особое место в воспитании дошкольника. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, это позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата.

Публикация «Опыт работы по конструированию „Развитие конструктивных способностей младших дошкольников“» размещена в разделах

Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка: нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника. Но самое главное заключается в том, что конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков, у которых в других видах деятельности руки «не слушаются», и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника данного возраста.

Большое внимание уделяется детскому конструированию с использованием строительного материала, конструкторов, бытовых и природных материалов.

Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.

Новизна опыта:

Новизной и отличительной особенностью опыта является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость конструктивной деятельности существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Гипотеза:

Организация системы руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, позволяет ребёнку проявить творческие способности, обогатить сенсорный опыт и реализовать познавательно-эстетические потребности.

Обоснование проблемы конструирования

Состояние и развитие проблемы конструктивной деятельности у дошкольников в теории и практике Игровая деятельность - ведущий вид деятельности для ребёнка от трёх до шести лет. В процессе её осуществления у него развивается воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность выделении в них моментов соподчинения и управления, а также формируется обобщённые сопереживания, осмысленная ориентация в них.

Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность.

Автор программы «Умные пальчики» И. А. Лыкова в методическом пособии «Конструирование в детском саду с детьми 3-4 лет» раскрывает содержание творческих занятий проблемно-поискового характера, побуждающих детей к освоению обобщённых способов конструирования и креативным открытиям: как узкие дорожки стали широкими, почему прямые дорожки стали кривыми, зачем лодка превратилась в корабль, как сугробы растаяли, превратившись в ручейки и лужи. Предполагается использование разного материала: строительного, бытового, природного, художественного.

Цель: способствовать развитию конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования.

Задачи:

для детей

• Вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала.

• Познакомить детей со свойствами строительного материала и правилами использования при сооружении построек.

• Учить планировать процесс создания собственной модели.

• Стимулировать развитие речи и коммуникативных способностей, воображения, фантазии.

• Формировать и развивать умение работать в команде над созданием совместных проектов.

• Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, умение работать в коллективе.

• Развивать интерес к творческому решению поставленных задач.

для родителей

• Повышать компетентность родителей в вопросах организации конструктивной деятельности.

• Создавать в семье благоприятные условия для развития конструктивной деятельности ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

• Мотивировать родителей к сотрудничеству с педагогами группы и детьми по данному вопросу.

Принципы конструктивной деятельности:

• Принцип создания непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается возможность самим придумывать, планировать, конструировать свою постройку.

• Принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий от простого к сложному.

• Принцип творческой направленности - создание условий для творческого самовыражения ребенка, с учетом его индивидуальных способностей.

• Коллективность деятельности - равноправное участие каждого ребенка в строительной игре.

• Принцип партнерства - вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (подбор природного и бросового, бытового материалов, различные виды конструкторов, строителей).

Ожидаемый результат:

- для детей

• Дети осмысленно создают и свободно обыгрывают несложные постройки, понимают связь между постройками и реальными сооружениями или бытовыми предметами.

• Самостоятельно экспериментируют с различными материалами: строительными, природными, бытовыми, исследуют их свойства и создают конструкции по замыслу, теме или творческой задаче.

• Планируют процесс создания собственной модели.

• Формируется и развивается умение работать в команде над созданием совместных проектов.

• Развиваются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление, эстетический вкус.

- для родителей

• Повышение компетентности родителей в вопросах организации конструктивной деятельности.

• Создание в семье благоприятных условий для развития конструктивных и творческих способностей ребёнка, учитывая его опыт, приобретённый в детском саду.

• Проявление интереса к деятельности детей в детском саду.

Методы и технологии в работе с детьми:

• Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе).

• Информационно-рецептивный (обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).

• Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

• Игровой (Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).

• Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).

• Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).

• Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).

• Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Способы и направления поддержки детской инициативы:

(Отражение учета ФГОС)

Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.

Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.

Использование здоровьесберегающих технологий:

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Элементы самомассажа.

Методы активации родителей.

• Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом.

• Анкетирование.

• Консультации.

• Обращение к опыту родителей (изготовление игрушек, поделок из различного материала: природного, бросового и т. п.).

• Привлечение к совместной деятельности (Совместные экскурсии, сбор природного, бросового материала, участие в мастер-классах).

Условия реализации

Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, в том числе уголка конструктивной деятельности, что дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

- условия для свободного выбора деятельности;

- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

- конкурсы по тематике конструирования из различных материалов.

Этапы работы.

Этапы:

Первый этап подготовительный

Изучение, обобщение методической литературы по конструированию. Продумывание, проблемы и игровой ситуации. Подготовка карт-схем для конструирования.

Разработка перспективного планирования по теме проекта

Организация предметно-пространственной среды.

Подбор дидактического и игрового материала. Разработка картотеки.

Второй этап основной

Подготовка наборов, индивидуально для каждого ребенка. Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора.

Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом.

Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей.

Информирование и привлечение родителей в совместную конструктивную деятельность.

Разработка диагностического инструментария

Третий этап творческий

Обобщение опыта работы

Участие в конкурсах

Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ

Ресурсы:

Временные В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей

Информационные Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература.

Материально-технические Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат.

Художественно-изобразительные средства Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков.

Продукт деятельности детей Выставка творческих работ детей.

Результат деятельности педагога Систематизация работы по конструированию с детьми в рамках ДОУ.

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями

Активность родителей в реализации данного вида деятельности.

Содержание системы реализации.

Основные этапы:

Первый этап «Подготовительный»

Цель Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников.

Содержание работы Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач.

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное конструирование.

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления конструктивной активности младших дошкольников.

Индивидуальные беседы с детьми.

Результат

Разработка комплекса методических материалов по реализации данной работы в образовательном процессе.

Обогащение знаний о разновидностях конструктора, заинтересованность родителей и активное взаимодействие.

В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка.

В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения.

Второй этап – основной

Цель Апробировать результативность разработанного содержания в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Анализ данных по комплексным критериям Проявление интереса ребенка к конструированию.

Особенности процесса конструирования.

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования.

Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка.

Виды деятельности Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом. Используя парциальную программу И. А. Лыковой «Умные пальчики. Конструирование в детском саду».

Организация режимных моментов с использованием различных конструкторов и литературного материала

Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ

Третий этап – творческий

заключительный

Цель Выявить уровень развития конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста, показать динамику.

Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития.

Диагностика включает в себя Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие.

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления конструктивной активности дошкольников.

Индивидуальные беседы с детьми.

Анализ данных по комплексным критериям Проявление интереса ребенка к конструированию.

Особенности процесса конструирования.

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования.

Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка.

Работа с родителями:

Для реализации данного направления разработала тематический план

работы с родителями младшего дошкольного возраста, который также представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с родителями.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Форма Срок Цель

На родительском собрании доклад на тему «Юные строители» (Обсудить вопрос развития конструктивной деятельности младших дошкольников.) Сентябрь Помочь родителям в создании условий для развития у детей познавательно – творческих

способностей через организацию конструктивной деятельности

Анкетирование «Создание условий для организации конструктивной

деятельности»

Привлечь родителей к изготовлению строительных деталей: пластины, цилиндры.

Выставка поделок «Осенние фантазии»

Октябрь

Стенд для родителей «Приемы

конструирования».

Презентация «Конструкторы бывают разные» Ноябрь

Консультация «Виды конструирования и их значение в жизни младшего

дошкольника».

Конкурс поделок «Сказочная ёлочка» Декабрь

Домашнее задание «Делимся семейным опытом»

Оформление фотоальбома «Строим всей семьей» Январь

Оформление стенда «что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте»

Выставка поделок «Дадим коробкам

вторую жизнь».

Февраль

Беседа «Как развивать детское творчество».

Конкурс «Весна, весна! Цветы, цветы!» Март

Папка передвижка «Рекомендации для родителей»

Круглый стол «Учимся, играя».

Изготовление скворечника (с папами) Апрель

Консультация: «Развиваем

самостоятельность».

Занятие – игра «Город моей мечты» Май

Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:

Участие в стажировочных площадках с целью обменом опытом.

Проведение консультаций, мастер – классов;

Проведение индивидуальных консультаций по разделу конструирования.

Вывод

В результате проводимой работы дети приобретают конструктивно-технические умения:

• сооружают отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. ;

• используют различные способы изменения одной и той же постройки: замена одних деталей другими; надстройка сооружения; изменение положения деталей; создание конструкции из другого материала;

• осваивают способы преобразования освоенных материалов в различные конструкции;

• сравнивают новую конструкцию с предыдущей, замечают и понимают изменения;

• в сотворчестве с педагогом и другими детьми или индивидуально создают постройки из песка, бумаги (рваных полосок и смятых комочков, безопасных природных и бытовых материалов.

Мои наблюдения по работе с детьми показали, что использованные технологии эффективны и результативны. На данный момент можно сказать: дети показывают высокую работоспособность в течение всех занятии, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.

Систематические занятия с детьми, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды, использовать их в играх. Стали понимать карты-схемы, крепко соединять детали.

Обеспечение:

• Конструкторы различных типов нового поколения.

• Природный, бросовый материал, бумага, картон, фольга, ткани и др.

• Развивающие игры.

• Наглядно-дидактические пособия.

• Специальная методическая литература.

Публикации по теме:

Проект по развитию конструктивных способностей у дошкольников «Малыши и роботы» Проект по развитию конструктивных способностей у дошкольников через использование различных видов конструкторов «Малыши и роботы» ПАСПОРТ.

Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» Доклад. Из опыта работы. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников. [/b][/b] Что такое связная речь? Связная речь – смысловое.

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе» Одной из главных задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО является формирование исследовательских способностей.

Опыт работы по теме «Развитие певческих способностей у детей с ЗПР» «Прекрасное пробуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский) С давних времен пение занимало главенствующую роль в жизни людей. В песне народ изливал.

План работы по саморазвитию по теме «Оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей» Актуальность: В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми педагогическими образовательными.

Опыт работы «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС» Проблема развития у детей инициативы и творческих способностей была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. В настоящее.

Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста Детское конструирование - это процесс сооружения таких построек, в которых предусматриваются  взаимное пространственное расположение частей.

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников.Развитие сенсорных способностей младших дошкольников. Хоть у нас преклонный возраст, но в душе мы молоды. Это наше призвание – деток воспитание. Педагогический опыт большой, К ним мы – всей.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта Яковлевой Н. П. по теме: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального.

Опыт работы «Ознакомление младших дошкольников с миром животных» Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром». Подготовила: воспитатель МБДОУ №33 Кривченко И. В. Я буду, так вводить малышей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников»
Опубликовано: 28 мая 2019 в 08:17
+254Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД