Ирина Юркина
Опыт работы по методу ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду я работаю 12 лет. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. Но как-то заведующая отправила меня на семинар «ТРИЗ в рисовании». И вот здесь я узнала, что ТРИЗ – это просто чудо. Никогда не задумывалась, сколько существует способов рисования: пальцем, поролоном, газетой, воздухом, на сложенной вдвое бумаге, на мятой бумаге, рисование сухой жесткой кистью, свечкой. А рисовала я давно и хорошо, так как окончила художественную школу. После этого семинара стала постоянно использовать этот метод в работе с детьми и провела мастер-класс по этой теме для сотрудников. Возможно, ТРИЗ до сих пор обсуждают, выискивая плюсы и минусы, неоднозначно к нему относятся и многие сотрудники нашего ДОУ. Но я вижу только плюсы.
Публикация «Опыт работы по методу ТРИЗ» размещена в разделах
- Любую тему сможет выполнить каждый ребенок, а это очень важно, ведь дети, особенно старшие дошкольники, часто боятся приступить к работе, сомневаясь в своих способностях. Только не в этом случае, так как после первой работы все увидят положительный результат.
- Ребенок развивает творчество, воображение, т. к в «кляксографии», ему захочется увить образ – «а что это получилось». И часто такие теории выдвигают, что удивляешься их воображению.
- Дошкольнику предоставляется большой выбор материала: поролон, свеча, восковые мелки, газета, жесткие кисти или просто рисовать пальцем.
Первый раз дети бояться окунуть палец в краску, как же, им столько говорили «не пачкайся», и вдруг воспитатель сам просит ткнуть пальцем в краску, или помять газету и тоже окунуть ее в краску. Первые разы, конечно, все вокруг будет в краски, но это мелочи, по сравнению с радостью детей. Далее приведу пример нескольких тем и образцы рисунков. Уточню, почти все источники, которые пишет о ТРИЗ, предлагают использовать гуашь, но я больше люблю акварель, она прозрачная и «живая», гуашь использую редко.
1. Рисование воздухом (старший возраст) - «Летний дождь» : наносится достаточно жидкая краска, лист наклоняется от себя, чтобы образовалась капля краски, и резко выдыхаете на каплю, как будто произносите «п» на выдохе. Далее дополняете рисунок по усмотрению.
2. Раздувание капли через трубочку (средний, старший возраст) – «Корявые деревья», «Цветок в кашпо». Оформляется низ рисунка, затем наносится капля краски и через трубочку дуть на каплю, в нужном вам направлении. Дополнить по сюжету и желанию.
3. Рисование на мокрой бумаге (старший возраст) – «Букет цветов», «Деревья в тумане». Лист бумаги увлажняется (водой или жидкой краской) широкой кистью или поролоном, слегка подсыхает, и наносится рисунок, краска должна слегка растекаться и не иметь четких границ. Если пропустили нужную влажность и лист высох, увлажните снова.
4. Монотипия, т. е. отражение (младший, средний, старший, в зависимости от темы) – «Берег реки», «Дом у озера», «Плывущие облака», «Бабочка». Лист бумаги складывается пополам, на одну сторону нанести рисунок, свернуть лист и прогладить рукой в направлении от cгиба. Проще и эффективнее рисунок наносить по частям. Далее исходный рисунок освежить красками, чтобы он сильнее отличался от отражения (при рисовании бабочки этого делать не надо).(многие предлагают сторону листа, на которой будет отпечаток увлажнить губкой, но для ребенка это трудоемко, лучше краску взять пожиже).
5. Кляксография и набрызг, эти приемы похожи между собой (младший, средний, старший, в зависимости от темы) – лист бумаги складывается пополам, на одну сторону наносится приличная капля краски (кляксография, лист сворачивается, проглаживается от сгиба и далее ребенок определяет, что получилось. Недостающие детали дорисовываются. При набрызге принцип тот же, только капли краски просто стряхиваются с кисти и далее все таже.
6. Рисование восковыми (средний и старший) – ребенок рисует восковыми мелками, далее весь рисунок тонируется поролоном. Этот прием хорошо использовать, когда учите детей наносить фон, показать, как красиво смотрится рисунок, когда на нем нет белых пятен. Только прорисовывать мелками надо хорошо и жирно.
7. Рисование свечкой или белым восковым мелком (старший возраст) – наносится рисунок и затем тонируется поролоном. Первый раз можно просто предложить произвольно почертить (буквально каля-маля сделать, а когда дети затонируют и у них появится что-то, чего они в начале работы не видели, они почувствуют себя волшебниками.
8. Печать газетой (младший, средний, старший, в зависимости от темы)- «Букет цветов», дети сминают лист газеты (примерно 10\15, макают в краску и прикладывают к рисунку – печатают. Чтобы поменять краску, можно этот же лист повернуть другой стороной. Деталь рисунка дорисовываются.
9. Рисование сухой жесткой – клеевой кистью (младший, средний, старший, в зависимости от темы)- «Ежи в густой траве», «Цыплята на лужайке», «Одуванчики», «Мохнатая ель» - дети макают жесткую сухую кисть в краску и отрывистыми движениями наносят рисунок. Детали дорисовываются.
Вот приемы я, в основном, использую. Их еще много. Но эти просты в исполнении и не требуют от вас предварительной подготовки, как, например, граттаж.
Я не буду описывать прием «Рисование пальцем», там все просто. Это для младшего возраста – педагог рисует стебель цветка, а ребенок сам цветок. Или, на заранее нарисованном дереве, малыш рисует снег, или следы на снегу.
Буду рада, если кому-то пригодится мой опыт работы.
В конце мая выхожу перспективный план кружковой работы «Волшебная мастерская» в подготовительной группе и образцы работ по темам кружка.