Галина Тимошенко
Опыт работы по музейной педагогике в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Наши летние путешествия»
Авторы проекта:
Сорочинская Наталья Михайловна воспитатель 1 категории
Тимошенко Галина Геннадьевна воспитатель 1 категории
Старшей группы «Фантазия» Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 ОАО «РЖД»
Проблема: Каким образом формировать у детей интерес к музеям.
Цель проекта:
Публикация «Опыт работы по музейной педагогике в средней группе» размещена в разделах
• Гармоничное развитие воспитанников путем внедрения в работу с дошкольниками технологий музейной педагогики.
• Развивать социальную и коммуникативную компетентность.
Задачи проекта:
• Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• Наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
• Приобщать воспитанников к истокам и традициям родного края
• Развивать гуманные и нравственные качества ребенка, формировать познавательный интерес к окружающему миру.
• Расширять и обогащать словарный запас дошкольников.
Вид проекта: краткосрочный, творческо - информационный.
Время реализации проекта: июль-август 2012г.
Место проведения проекта: город Ростов-на-Дону
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели
Аннотация к проекту:
Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
Чтобы активизировать у детей желание творить мы создали мини - музеи в нашей группе, но и стремимся знакомить наших воспитанников с настоящими музеями и подлинными музейными экспонатами.
Музей для взрослого – это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музеи, коллекции которых, настолько разнообразны и уникальны, могут стать для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.
Экскурсии в музеи - это праздник, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров, музыки и художественного слова.
Предполагаемый результат
Расширится кругозор детей, откроются возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.
Будет налажено сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с представителями социума за пределами детского сада.
Воспитанники приобщатся к истокам и традициям родного края; почувствуют себя сопричастными к дружной семье РЖД, испытают гордость за своих родителей - железнодорожников.
У детей сформируется активный познавательный интерес к окружающему миру.
Расширится и обогатится словарный запас дошкольников.
Продукт проектной деятельности
Создание мини – музея «Путешествий» в группе.
Создание летней музейной площадки «Как у нас на Дону».
Фотоальбом «Наши летние путешествия»
Презентация проекта
Оформление фотоальбома «Наши летние путешествия»;
Электронная презентация проекта на итоговом педагогическом совете, на родительском собрании.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Составление паспорта проекта
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям
• Взаимодействие с социумом (Областным краеведческим музеем, музеем железнодорожного транспорта на станции Гниловская СКЖд).
2 этап. Выполнение проекта
• Поездки в музеи
• Проведение с детьми бесед;
• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;
• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);
• Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуски газет.
3 этап. Результаты
• Фотоальбом «Наши летние путешествия»
• Книга семейных проектов «Наши летние путешествия»
Схема реализации проекта
Разделы программы Виды детско-взрослой деятельности
Познавательно - речевое развитие
Коммуникация Беседы с детьми: «Что такое музей»; «Какие бывают музеи»; «Какие музеи вы знаете?».
Свободное общение: «Для кого и для чего нужны музеи», «Мини-музеи в нашей группе», «Мини-музеи в нашем детском саду», «Твой любимый мини-музей» и т. д.
Дидактические игры: «Музы улыбаются», «Тихие ножки», «Услышь голос», «Экскурсия в музей»
Познание Экскурсия в Ростовский краеведческий музей.
Экскурсия в музей железнодорожного транспорта на станции Гниловская СКЖд
Экскурсия в мини-зоопарк при храме Преполовения в Ростове -на -Дону
Чтение
художественной литературы Чтение: А. Сорокин «Пых-пых и чух-чух»;
Г. Цыферов «Цилиндр паровозика»;
Д. Родари «Будка №27» ;
Стихи Н. Костарева о профессиях железнодорожников;
М. Шолохов «Нахаленок»;
Энциклопедии для дошкольников.
Социально-личностное развитие
Социализация Сюжетно – ролевые игры:
«В музее»;
«Путешествие на поезде»;
«Устроим музей»;
Психо – гимнастика:
«Поездка в автобусе», «Разные паровозики»
Познавательные игры в мини-музеях «Паровозик» и «Чудо-дерево» :
«Назови профессию», «Узнай животное (птицу) по описанию»
Труд Дежурство :
Поддержание порядка в групповых мини-музеях
Труд в природе:
Уборка сорняков, подметание дорожек на летней музейной площадке
Создание книги – самоделки
«Каталог музейных экспонатов»
Безопасность Беседы: «Безопасное
поведение в автобусе»;
«Правила поведения в музее»;
Ситуация: «Если ты оказался около железнодорожного пути»;
Свободное общение: «На чем ты любишь путешествовать?»,
«Наша Родина – Донской край»
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество Продуктивная деятельность:
Лепка «Рыбаки на Дону»;
«Следы динозавра»
Аппликация: «Старинные паровозы»
Рисование: «Мы едем на автобусе в музей»,
«Букет Дона»,
«Мое любимое животное»
Музыка Танец «Паровоз – букашка»;
Песня «От вокзала до вокзала»
Песня «Кто живет в Ростове»
Взаимодействие с семьей
Летние семейные проекты - Пополнение групповых мини-музеев новыми экспонатами
- Творчество по теме: «Железная дорога глазами детей», поделки ко «Дню железнодорожника».
- Создание совместно с родителями книги из детских рисунков «Мой музей».
- Изготовление родителями экспонатов и оформление летней музейной площадки «Как у нас на Дону» : колодец, мельница, Казачка, курень и т. д.
- Семейный проект «Наши летние путешествия»
Памятки для родителей Что показать детям дошкольного возраста в музее;
-Как сделать поход в музей приятным и полезным;
-Не затягивайте пребывание в музее;
-Что показать детям младшего возраста;
-Объяснить ребенку, как вести себя в музее.