Стародубова Галина
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности» : как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2022
Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности и приобрело государственное значение. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания, необходимо начинать в дошкольном возрасте.
У педагогов практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство соей страны.
Педагоги выделяют ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах, странах.
- знакомство с символикой государства;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи мы решаем во всех видах деятельности, непосредственной образовательной, в играх, в труде,в быту.
Педагогические усилия должны быть направлены не на растущего человека, а на условия, в которых он растет. Задача педагога создавать эти условия. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция- самые эффективные факторы воспитания.
В работе мы используем разнообразные методы и приемы, но обязательно учитывая психологические особенности дошкольника : эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.
- Наблюдение на экскурсиях и целевых прогулках. (это позволяет видеть трудовую жизнь сельчан, изменения в облике села, улицы);
- Рассказы, объяснения педагога в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
- Беседы с детьми о стране, родном селе, его истории;
- Знакомство с творчеством поэтов, художников. Композиторов;
- Участие в общественных и календарных праздниках;
- Организация тематических выставок;
- Использование фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр, прослушивание музыкальных произведений;
- Ознакомление с продуктами народного творчества;
- Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем окружении;
- Поощрение детей за инициативу, бережное отношение к общественному имуществу, за хорошее поведение в общественных местах;
- Чтение художественной литературы.
Работа с дошкольниками должна быть целенаправленной и системной.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В своей работе мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка через проектную деятельность. Ведь бабушки и дедушки наших детей-это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
Наши родители активно участвуют в организации фотовыставок, принимают участие в фольклорных, государственно-гражданских, международных, бытовых и семейных праздниках, в конкурсах рукоделия, в проектной деятельности.
Работая в этом направлении, мы уже достигли результатов:
- дети получают необходимые знания о своем селе, области, России.
- продолжается тесное сотрудничество с родителями и социальными партнерами.
- педагоги продолжают повышать свое мастерство.
- групповые уголки пополняются новым материалом по нравственно-патриотическому воспитанию.
В планах на будущее:
- продолжать работу с детьми и родителями в этом направлении.
Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственность за судьбу своего народа и его культуры- все это является для человека очень важным, независимо от того взрослый это или ребенок.