Опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, представленный на XVII Иоановских чтениях

Селена Асламова
Опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, представленный на XVII Иоановских чтениях

Сл. 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Позвольте продолжить представление опыта работы по теме «Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Сл. 2. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок», говорил Василий Александрович Сухомлинский.

Сл. 3. Современный период в России отличается множеством изменений в социально-экономической и духовной сферах жизнедеятельности и развития человека. И в дошкольном образовании сегодня происходит ряд изменений.

Сл. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил в качестве одной из главных задач объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека и общества.

Сл. 5. В истории отечественной педагогики вопросам воспитания подрастающего поколения всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития рассматривалась как приоритетная. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, - писал Л. Н. Толстой, - главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств – главнейшее есть искусство уметь избегать зло и творить добро…».

Сл. 6. Воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Период дошкольного детства является сенситивным для формирования социальных, ценностных и поведенческих форм и навыков. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Сл. 7. Открывая в 2010 году наше образовательное учреждение Губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев сказал: «… в душе любого человека есть огромный потенциал добра и света. И как важно пробудить каждого, сделать сердца добрее, а ум – мудрее. И сегодня от всех нас требуется серьезная, продуманная работа по формированию интереса и уважительного отношения людей, особенно детей, к нашим духовным ценностям».

Сл. 8. В МАДОУ «Детский сад № 15 «Светлячок» в течение нескольких лет ведется работа по организации воспитательного процесса, нацеленного на духовное, нравственное, эстетическое, экологическое и физическое развитие ребенка.

Сл. 9. Что же мы имеем в виду под духовно-нравственным воспитанием?

Это прежде всего, любовь к Родине, к русскому творчеству, природе, уважение к другим людям.

Утвержденный в 2013 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования. И разрабатывая региональный компонент основной образовательной программы дошкольного образования, мы смоделировали систему воспитания, нацеленную на развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических, физических качеств, формирование инициативности и самостоятельности, которую назвали «Дорога добра».

Сл. 10. Составляющими этой системы стали парциальные программы, разработанные педагогами нашего детского сада: «С чего начинается Родина?» - программа, основной целью которой является нравственно-патриотическое воспитание; программа «Открытие мира» нацелена на формирование эстетических качеств дошкольника, программа «Общаться с природой. Как?» формирует у детей положительное отношение к миру природы; программа «Я, ты, мы» направлена на развитие социальных качеств.

Таким образом, были определены приоритетные направления воспитания в детском саду.

Сл. 11. Основными принципами организации духовно-нравственного воспитания являются сознательность, связь с жизнью, целостность, наглядность.

Сл. 12. Среди ведущих форм организации деятельности, направленных на духовно-нравственное воспитание детей, мы выделяем следующие:

экскурсии в храмы и музеи;

тематические прогулки и походы;

поездки по святым местам Гурьевского района;

проведение национальных культурных праздников;

творческо-художественная деятельность детей на основе художественной культуры России;

участие в социальных акциях.

Сл. 13. Эффективной формой знакомства с особенностью русской культуры является экскурсия. Как показала практика, экскурсия дает возможность изучать

Сл. 14. архитектуру, внутреннее убранство храмов и Сл. 15. деревенских изб в естественной обстановке. Эффективность данной формы заключается в ее способствовании зарождению и развитию знаний воспитанников о познаваемом объекте. Сл. 16. Каждая экскурсия преследует ряд задач. Важнейшие из них – воспитание положительного отношения к национальной культуре, развитие эстетического вкуса.

Сл. 17. Следующей формой работы, способствующей приобщению к традициям русской культуры, являются поездки по святым местам Гурьевского района. Сл. 18. Такие поездки, ставя своей целью погружение в духовно-нравственную атмосферу святого места, расширяют кругозор детей, обогащают знания о культуре, истории родного края. Сл. 19. Одной из форм работы с воспитанниками, способствующих приобщению к традициям русской культуры, а также формированию духовно-нравственных качеств, является организация и проведение социальных акций, в которых наряду с педагогами принимают участие воспитанники и их родители.

Сл. 20. Ежегодно в мае месяце проводится социально-благотворительная акция для ветеранов Великой Отечественной войны. Данная акция учит не только добру, состраданию и милосердию, но и раскрывают творческий потенциал участников.

Программа «С чего начинается Родина?

Сл. 21. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, Сл. 22. культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, Сл. 23. но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, Сл. 24. защитникам Отечества, Сл. 25. государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Сл. 26. Народная культура – это то, что человек постигает на протяжении всей жизни. В наше время многое остается непонятным и даже смешным для юного поколения. Это лишний раз доказывает, что необходимо в раннем возрасте прививать ребенку любовь к своей Родине, к ее культурному наследию, создававшемуся на протяжении многих веков и тысячелетий.

Сл. 27. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма сотрудничества взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Сл. 28. Такое сотрудничество рождает совместные праздники в национальном колорите: Колядки, Рождество, Пасха, Красная горка.

Сл. 29. Вот тогда и бабушки, и дедушки принимают участие, делятся эмоциями и впечатлениями из своего детства. Сл. 30. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Устанавливают его взаимосвязь с изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Сл. 31. Так праздник раскрывает сердце каждого – и малого, и среднего, и старого. Такая взаимосвязь детей и родителей устанавливает некий Сл. 32. «временной мост» между поколениями, соединяющий прошлое с настоящим, восстанавливающий разобщенность поколений.

Сл. 33. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. И следующее направление – экологическое воспитание описано в программе «Общаться с природой. Как?»

Программа «Общаться с природой. Как?»

Сл. 34. В мир маленького ребенка очень рано начинает входить природа родного края. Поля, лес или река постепенно «оживают» для него. С помощью взрослого ребенок понимает, что река, лес, город, в котором он живет и есть Родина.

Сл. 35. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры».

Сл. 36. Программа экологического воспитания состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Почва», «Песок, камни» и др.) Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Сл. 37. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. Сл. 38. Большое внимание уделяется наблюдениям во время прогулок, экскурсий, чтению книг, изобразительной и музыкальной деятельности, проведению наблюдений, опытов, игр. Сл. 39. Детям очень нравится изучать тайны природы: путешествовать вместе с капелькой воды, ловить невидимый воздух, писать письма животным, экспериментировать с камешками. Дошкольники убеждаются в том, что мы на Земле не одни, что рядом с нами живут растения и животные, которые нуждаются в любви и заботе.

Сл. 40. «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» - говорил Ян Амос Коменский.

Программа «Открытие мира»

Сл. 41. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство.

Сл. 42. Основа программы «Открытие мира» - использование принципов интеграции искусств: взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусств и художественно-творческой деятельности. Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусств (живописи, поэзии, музыки, содержание которых пронизано одной целью – созданиеон в сознании ребенка целостного художественного образа.

Сл. 43. Программа «Открытие мира» в качестве основных задач определила:

Приобщение детей к наблюдению за действительностью.

Развитие творческих способностей.

Воспитание культуры деятельности.

Формирование навыков сотрудничества.

Сл. 44. Для формирования мировоззрения детей дошкольного возраста особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Сл. 45. Опыт показывает, что изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважение к культуре других народов.

Сл. 46. В совместной со взрослым деятельности дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства, вовлекаются в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Педагоги помогают дошкольникам понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями.

Сл. 47. Искусство – богатейший источник радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Каждый вид искусства отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Программа «Я, ты, мы»

Сл. 48. Программа «Я, ты, мы» направлена на формирование эмоциональной сферы и развития социальной компетентности ребенка, она помогает решать комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, Сл. 49. умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

Сл. 50. Маленькому ребенку изначально присущи доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Сл. 51. Психологическая поддержка положительно сказывается на развитии личности ребенка и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации. Открытость миру выражается в стремлении активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. Сл. 52. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать конкретные результаты собственных действий и действий другого.

Работа с родителями

Сл. 53. «Родительский дом – начало начал» - кто не помнит слова этой известной песни. Самые первые уроки ребенок получает в семье от родителей, которые всегда являются для него примером и в поступках, и в делах. Первая инстанция на пути ребенка в жизнь - это Семья. Сл. 54. Семья – удивительное слово: оно хранит уют домашнего очага, мамину улыбку, надежность крепких папиных рук, запах бабушкиных пирогов, дедушкины рассказы и небылицы. Любая семья, помня свое прошлое, чтя традиции, и проявляющая уважение к старшему поколению тем самым подает прекрасный пример подрастающему поколению. Сл. 55. Ребенок начинает понимать, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, мы – часть единого древа жизни. Сл. 56. Руководствуясь этим утверждением, для того чтобы проследить связь времен, раскрыть традиционные образы, исследовать корни народных представлений об окружающей действительности педагоги нашего детского сада разработали целое направление в работе с родителями – «Мы – русские».

Сл. 57. Нами был проведен опрос родителей о необходимости работы детского сада по духовно-нравственному направлению. Опрос родителей показал, что 92 % считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Поэтому одной из задач определено просвещение родителей в области духовно-нравственного воспитания детей.

Сл. 58. Для приобщения родителей к решению вопросов воспитания детей используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, экскурсии, викторины, Сл. 59. оказывается консультативная помощь, проводятся совместные выставки декоративно-прикладного творчества, Сл. 60. конкурсы.

Сл. 61. Помимо праздничных развлечений, проводимых в детском саду, организовываются совместные трудовые дела – субботники по благоустройству территории детского сада.

Сл. 62. За деятельность по итогам 2013 и 2014гг наше образовательное учреждение занесено в "Книгу Почета" Всероссийского реестра организаций, активно участвующих в социально-экономическом развитии субъектов Федерации.

Сл. 63. Практический опыт педагогического коллектива на тему духовно-нравственного воспитания дошкольников был опубликован на разных уровнях:

Сл. 64. всероссийском, региональном, муниципальном.

Сл. 65. В 2015 году педагогический коллектив нашего детского сада разработал инновационный проект на тему «Организация условий духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» и получил статус региональной инновационной площадки.

Сл. 66. Систематическая, целенаправленная работа по реализации программы «Дорога добра» с использованием активных видов деятельности и форм занятий помогает дошкольнику, осваивая различные социальные пространства, накапливать знания о нормах и правилах поведения человека в обществе.

Прикреплённые файлы:

ioanovskie-chtenija2-2_oo2sr.pptx | 17238,94 Кб | Скачан: 24
 
Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников 1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий.

«Культура и традиции русского народа». Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Матвеева Елена Вячеславовна Год разработки программы: 2016учебный год.

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Опыт работы Августовские мероприятия «ФГОС ОО — основа достижения новых результатов образования»Представление опыта работы по реализации регионального.

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОДДеловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Подготовила:.

План работы педагогов в рамках РМО по проблемам духовно-нравственного воспитания дошкольников на 2014–2015 год План работы педагогов в рамках РМО по проблемам духовно - нравственного воспитания дошкольников на 2014-2015гг Согласовано: заведующий УМЦ.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 1 слайд: Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 2. Тема Великой.

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Эссе-размышление «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников» I. Введение. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. В. Путина: «Для гражданина России особенно важны моральные.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, представленный на XVII Иоановских чтениях
Опубликовано: 17 октября 2016 в 10:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Наши зимние поделки»
Фотоотчёт "Наши зимние поделки" Ирина Баринова Здравствуйте уважаемые педагоги, коллеги и друзья. Сегодня вашему вниманию хочу предложить фотоотчёт , как мы...
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Фотоотчет о спонтанной акции «Помоги птицам зимой»
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня я расскажу об акции, которая произошла спонтанно после организованной...
«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и...
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательные компоненты «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»)...