Лучший педагог года

Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке

Ольга Бухвалова
Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке

Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды.

Главными задачами при этом являются:

- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

Публикация «Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке» размещена в разделах

- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;

- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения.

Экологически развивающая среда в детском саду способствует:

- познавательному развитию ребёнка;

- эколого-эстетическому развитию ребёнка;

- оздоровлению ребёнка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности.

Предметная среда окружает ребёнка и оказывает на него определённое влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей в полном смысле этого слова, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который даётся детям в свободное пользование, стал для них стимулом и источником исследовательской и поисковой деятельности, у них должен быть сформирован для этого определённый, пусть даже минимальный, запас знаний и способов действий.

Основной частью экологического образования дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение за практической деятельностью по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые получает ребенок от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных экологической точки зрения) условиях.

Мы, в ДОУ создали своеобразную развивающую предметно-пространственную среду, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического образования дошкольников.

В детском саду создан экологический центр, который включает в себя

- экспериментальный центр;

- уголок природы;

- коллекции природных материалов;

В экспериментальном центре ребята проводят опыты с водой, природными материалами, ведут дневник наблюдений за погодой

Задачи центра экспериментирования:

развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

формирование умений комплексно обследовать предмет

В уголке природы ребята могут посмотреть макет с домашними животными, так же есть птичья кормушка, есть деревца по временам года.

Задачи уголка природы:

Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Экологоэстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма).

Для ознакомления детей с природой на улице во время прогулки широко используется, созданная на территории детского сада «Экологическая тропа». В которую входит несколько зон. Зона отдыха, птичья столовая, уголок леса, тихая заводь, цветник, веселый огород, метеостанция.

Задачи экологической тропы :

Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

• Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

• Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

• Оздоровление дошкольников при помощи создания тропы здоровья.

На участке детского сада есть своя Метеостанция

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Используемые приборы: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас, солнечные часы; приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми: дождемер, снегомер, гигрометр, барометр, султанчики.

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещённому неподвижно у его основания указателю сторон света.

Ветряной рукав - указатель направления и силы ветра, который обычно устанавливается на аэродромах, его ещё называют текстильный колдун. Для определения направления и силы ветра также используются вертушки и султанчики, выполненные детьми.

В красном ящике компактно расположены составные элементы: термометры, компас. Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр. Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен в ящике, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплён снаружи под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

На специальных кронштейнах, прикреплённых неподвижно к информационной доске, установлены при помощи эластичного крепления детские дождемер и снегомер. Они выполнены из прозрачных пластиковых мерных кружек, имеющие плоское дно и отрезанных от прозрачных пластиковых канистр «горлышек», которые как обыкновенная лейка установлены в измерительные ёмкости. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребёнка. Дождемер и снегомер служат для измерения количества осадков. Солнечные часы изготовлены в виде круглого стола, который стоит на открытой площадке. Циферблат наклонен относительно уровня земли на угол 90 градусов. Стрелка, относительно циферблата, находится перпендикулярно и представляет собой обычный штырь. В солнечный день была сделана разметка циферблата.

Гигрометр - прибор для определения влажности воздуха, им служат подвешенные сосновые шишки. Если воздух сухой - они раскрываются, если влажный - закрываются.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления. В зависимости от погоды, веточка показывает на соответствующую картинку.

Так же есть «Птичья столовая»

Цель: продолжать наблюдать за зимующими птицами, обобщать полученные знания, вызывать интерес к живой природе.

«Тихая заводь»

Искусственный водоем с обитателями (жуки-плавунцы, водомерки, рыбки, уточка) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Цветник

Цель: уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их название, строение, способы ухода, условия роста.

«Уголок леса»

(деревья, кустарники, муравейник, фигурки животных наших лесов)

Цель: формирование первоначальных знаний об обитателях леса, о разнообразии растений (деревья, кустарники, трава). Закрепить умение сравнивать различные виды деревьев

В нашем ДОУ осуществляется проект «Дошкольное лесничество», поэтому на территории экологической тропы есть «Питомник молодых сосен», дети осуществляют подшефную деятельность над молодыми саженцами сосны.

Важной частью экологической среды является организация огорода на территории детского сада, где воспитатели совместно с детьми организуют труд по выращиванию овощей. Воспитателю важно приобщить к трудовой деятельности каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения).

Таким образом, путем создания развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС ДО достигается главная цель экологического воспитания – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Публикации по теме:

Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУОпыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Аналитическая справка об организации развивающей предметно — пространственной среды Аналитическая справка воспитателя Гришкевич Т. П. об организации развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе МБДОУ д/с.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование безопасности жизнедеятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ» Автор Герасимовская Т. С. - воспитатель первой.

Организация развивающей предметно-пространственной среды на участке детского сада в летний период Организация развивающей предметно - пространственной среды на участке детского сада в летний период. Актуальность: Участок группы является.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия.

Опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации МБДОУ №25 "Родничок" организована согласно возрастным особенностям.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС Доклад на тему: Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС. Воспитатель: Брусенцева Кристина Васильевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке
Опубликовано: 25 октября 2018 в 17:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД