Опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

Ольга Зольникова
Опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

Составила воспитатель: Зольникова Ольга Павловна

г. Павлово

2018г.

Слайд 1

Добрый день! Меня зовут Зольникова Ольга Павловна. Сегодня я хотела бы поделиться опытом своей работы по теме «Формирование художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством».

Слайд 2

Данную тему я выбрала неслучайно. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, нравственных ценностей народа. В нашей стране народный декоративный промысел очень развит. Это городецкая, хохломская, полхов-майданская, гжельская росписи, дымковские и филимоновские игрушки. Всем известно, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности ребенка. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у детей художественный вкус. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Тема ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством способствует решению задач ФГОС ДО, которые направлены на: художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). (ФГОС ДО п. 2.6)

Слайд 3

Цель моего опыта: создание оптимальных условий для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России.

Поставленная цель решалась через следующие задачи:

• Познакомить детей с художественными росписями, их историей, с назначением, материалами, характерными признаками, элементами узоров, композицией.

• Сформировать у детей умение рисовать, лепить на основе подлинных предметов народного искусства.

• Способствовать развитию декоративного творчества детей по мотивам народных росписей.

• Воспитывать чувство гордости за народное наследие, желание любоваться и восхищаться красотой предметов, созданных руками мастеров.

Слайд 4

Представляемый опыт формировался в течение двух лет: первый год с детьми старшей группы, второй - с детьми подготовительной.

Изучив педагогическую литературу, программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, а также уровень представлений детей о народном декоративно-прикладном искусстве и состояние их навыков изобразительной деятельности я пришла к выводу о целесообразности углубленной работы в данном направлении.

Я составила перспективный план работы с детьми по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством.

В перспективный план была включена работа по ознакомлению детей с дымковскими, филимоновскими игрушками, хохломской, гжельской, городецкой, полхов-майданской росписями и знакомство с русской матрешкой.

Алгоритм ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством и формирования у них навыков декоративного рисования включал в себя три этапа:

• знакомство с историей народного промысла и выделение основных элементов узора; освоение этих элементов.

• углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов, их освоение; знакомство с особенностями декоративной композиции.

• использование полученных знаний в творчестве.

Слайд 5, 6

Для решения поставленных задач я использовала следующие формы работы с детьми:

• Беседы («История Хохломы», «Народные умельцы нижегородской земли», «Народный промысел Полхов-Майдана», «Веселый Городец».

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

• Мини-музеи изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;

• Просмотр презентаций «Народные промыслы земли русской», «Изделия из Полхов-Майдана», «Таланты нижегородских мастеров», «Такие разные матрешки», «Куклы-обереги»

• Дидактические игры «Угадай изделие», «Составь узор», «Собери целое», лото «Народные промыслы»

• Чтение литературного и фольклорного материала, способствующего уточнению и закреплению знаний детей о видах и характере народного декоративно-прикладного искусства;

• Использование физкультминуток по данной тематике;

• Создание альбомов по декоративно-прикладному искусству;

• Взаимодействие с социумом (встреча с библиотекарем)

Слайд 7

Важным моментом в своей работе я считаю взаимодействие с родителями. Сюда можно отнести:

• Консультации «Народные промыслы в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников, «Народная игрушка. Советы родителям», «Знакомство детей с хохломской росписью», индивидуальное консультирование по вопросам развития у детей художественно-творческих способностей

• Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребенка посредством народно-прикладного искусства»

• Помощь в создании мини-музея в группе

• Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр

• Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи», по вопросам художественного развития детей

• Выставки детских работ

• Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Кувадка»

• Папка-передвижка «Чудо Гжель»

Слайд 8

Ожидаемые результаты

• Имеет доступные возрасту представления об особенностях декоративно-прикладного искусства Хохломы, Гжели, Городца, Полхов-Майданской росписи, филимоновской, дымковской игрушки, русской матрешки

• Различает и называет виды народного декоративно-прикладного искусства;

• Самостоятельно проводит анализ изделия и рисунка;

• Выделяет характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции.

• Расписывает изделие в соответствии с народной росписью;

• Лепит из глины изделия, использует разнообразные способы: конструктивный, комбинированный;

• Использует в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Слайд 9, 10

Развивающая предметно-пространственная среда по ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством в группе представлена в виде центра «Народного творчества», включающего в себя игры, пособия и альбомы, раскраски, по возможности подлинные изделия народных промыслов. Своими руками были изготовлены дидактические игры «Угадай изделие», «Собери пазлы», лото «Народные промыслы», «Найди вторую половинку», «Собери целое», «Составь городецкий узор», «Назови этапы рисования городецких цветов», «Составь гжельский узор», «Матрешки». Было уделено особое внимание подбору литературного и музыкального материала. Легенды, сказки, стихи, русская народная музыка, которые использовались в процессе ООД и в совместной деятельности, усилили эстетические впечатления, а загадки активизировали мыслительные процессы.

Когда у детей был сформирован определенный запас знаний и представлений о вышеназванных видах народного искусства, для уточнения и закрепления этих знаний успешно использовались дидактические игры «Четвертый лишний», «Что лишнее?». Эти игры помогали уточнять и закреплять знания детей, развивали логическое мышление, давали возможность ненавязчиво работать над их объяснительной речью детей. Например: детям предлагались четыре варианта изображений: три гжельской росписи, один – хохломской или другие варианты. Дети без труда классифицировали эти изображения, отвечая при этом на вопрос: «Почему ты считаешь, что это изделие лишнее?» Этот вопрос ставит ребёнка перед необходимостью мотивировать свой выбор и объяснять его.

В процессе ознакомления с той или иной росписью у детей возникало желание отразить изученное в своих работах. Для этого в группе созданы необходимые условия: детям всегда доступны: бумага разных цветов и формата, кисти, акварельные и гуашевые краски, тычки, ватные палочки, карандаши, трафареты, дощечки для лепки, пластилин и глина.

Слайд 11

Большое значение по ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством имело использование интерактивной доски. Блоки «Собери узор», «Раскрась узор» направлены на закрепление и уточнение пройденного материала. Они включают задания «Собери хохломской узор», «Собери городецкий узор», «Собери гжельский узор».

Слайд 12

«Раскрась вазу хохломским узором», «Раскрась поднос хохломским узором», «Раскрась блюдце гжельским узором», «Раскрась доску городецким узором» и др.

Слайд 13

Также в работе с детьми я использовала тематическую папку-лэпбук «Народные промыслы», созданную своими руками.

Слайд 14

По результатам проведенной работы дети старшего дошкольного возраста:

• Имеют доступные возрасту представления об особенностях декоративно-прикладного искусства Хохломы, Гжели, Городца, Полхов-Майданской росписи, филимоновской, дымковской игрушки, русской матрешки.

• Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

• Самостоятельно проводят анализ изделия и рисунка.

• Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции.

• Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

• Лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, комбинированный.

• Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Таким образом, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте дети способны не только воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные работы по мотивам росписей. Целенаправленная работа над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста в сочетании с развитием их изобразительной деятельности оказывает заметное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-rmo_lrcev.pptx | 9714,89 Кб
 
Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством». Народное декоративное искусство –часть национальной.

Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в младшей группе Воспитатель: Лисина Елена Викторовна пос. Бабушкино 05. 12. 2017 Конспект НОД на тему: «Золотая хохлома» Образовательная область: «Художественно.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством. Конспект интегрированного занятия «Дымка» Цель занятия: Продолжать знакомить детей с народно — прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Воспитывать уважительное.

Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кружковая работа-методическая разработка. «Организация работы по декоративно-прикладному искусству» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – кружковая.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России»Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России» Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

ООД для детей средней группы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством «Дымковская игрушка» ООД для детей средней группы ДОУ по ознакомлению с народно-прикладным искусством, направленное на развитие познавательных и творческих способностей.

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с искусством (второй год обучения) Перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с искусством для детей старшего дошкольного возраста (второй год обучения) Сентябрь.

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с искусством (первый год обучения) Перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с искусством для детей старшего дошкольного возраста (первый год обучения).

Конспект занятия по ознакомлению с народно-прикладным искусством «Роспись полотенца» Конспект занятия по ознакомлению с народно-прикладным искусством. Тема: Роспись полотенца. Программ. соз-ние: Закрепить знание детей о.

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего возраста с осетинским фольклором и искусством ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Осетинское народное творчество является живым, благотворным источником мудрости. Оно заключает в себе не только.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 17 марта 2018 в 16:16
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День здоровья глаз на МААМ

Недаром говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – зрение играет огромную, решающую роль в развитии каждого человека. При помощи зрения осуществляется 90 процентов восприятия окружающего...

27 февраля. Международный день полярного медведя

Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Эскимосы зовут его «нанук», поморы — «ошкуй», а чукчи называют именем, хорошо известным нам по мультфильму — умка. Этот зверь умеет выживать в...

Фотоотчет «Весна, весна у кого весна? А у нас еще зима»
Зима у нас в Сибири, Как снежный зимний рай. В волшебном блицтурнире Творят свой зимний храм Красоты здесь такие, Захватывает дух! Здесь чары колдовские...
Проект «Знакомство с народной игрушкой Матрешкой»
Паспорт Педагогического проекта Вид проекта: краткосрочный ( 1 месяц) Тип проекта: познавательно-творческий. Цель: Познакомить детей с народной игрушкой...
Из опыта работы. Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликаци и». В основе моей работы с детьми легли...