Петрова Ирина
Опыт работы по поликультурному образованию детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Позвольте представить опыт работы по поликультурному образованию
детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.
Воспитатель ст. группы Детский сад №132 Петрова И. В.
Какова была цель работы?
Сл. 2. Приобщение семьи к процессу воспитания детей в рамках
поликультурного образования с использованием технологии культурных
Публикация «Опыт работы по поликультурному образованию детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
образовательных практик. За основу нами была взята авторская технология
О. В. Дыбиной, а также «Пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И. А. Бойчук.
Сл. 3. В начале учебного года мы с детьми ходили на экскурсию в музей
«Русской избы», где наряду с предметами старины у нас представлены
экспонаты Советского периода. Внимание детей привлекла полочка со
старыми книжками. Читающие дети сразу заметили, что названия сказок
совпадают с теми, которые им читают сейчас.
Сл. 4. Беседа плавно перешла на тему, что читают детям, кто читает,
когда читают. Выяснилось, что традиционно детям читают на ночь бабушки,
ведь бабушки читают по-особенному, неторопливо, вдумчиво. Кирилл
предложил пригласить свою бабушку к нам в группу рассказать его любимую сказку. В рамках культурных практик доминирует культурная идея ребенка. Это система формирования представлений ребенка о семейном укладе, внутрисемейных связях, нравственных и семейных ценностях.
Сл. 5-6. Чтение-это универсальная культурная практика ребенка, так
как она является одним из элементов познания процессов мира.
Детям понравилось слушать сказки из уст бабушек, они стали
приглашать их к нам, а мы, в свою очередь, были рады видеть их.
Сл. 7. Следующая универсальная культурная практика, которую мы
Использовали - фольклор. Знакомство с них начинается с самых первых дней
жизни - с колыбельной песни. Бабушка Саши спела нам те колыбельные, которые пела ей еще ее мама. В ответ дети поделились песнями, которые перед сном пою им я. Татьяна Валентиновна в беседе с детьми обмолвилась о том, как в старину вечеровали, чем занимались женщины, мужчины.
Сл. 8. Мама Саши подготовила презентацию «Мужчина – хозяин в доме, добытчик; Женщина – хранительница очага.» После просмотра особое внимание уделили тому, что каждый по-своему вносит свой вклад в семью. Дети стали приводить примеры из своей жизни: что умеют и могут их родители.
Сл. 9. Папа Ромы рассказал детям о том, что, по его мнению, мужчина должен уметь обращаться с инструментами и использовать их по назначению.
Сл. 10. Бабушка Саши показала мастер-класс по вышиванию. Мы даже не предполагали, насколько это может стать увлекательным процессом, как для девочек, так и для мальчиков. Процесс заинтересовал настолько, что наша встреча затянулась, пока не кончилась нитка.
Сл. 11. Конечно, люди не всегда только работали, но и активно отдыхали. Познакомить с играми своего детства мы пригласили бабушку Севы. Она рассказала ребятам как выбирали водящего, какие считалки использовали. Наша гостья научила нас играть в свои любимые детские игры. Мы тоже не остались в долгу, поделились своим опытом, как сегодня ребята считаются, во что играют. Нам было хорошо вместе, радостно. Общение пошло на пользу, мы обогатили наш игровой опыт.
Дыбина предлагает еще одну универсальную практику – коллекционирование.
Сл. 12. Любая тема рассматривалась в контексте семейных ценностей,
сохранения семейных традиций. Оказалось, что очень много родителей нашей группы хранят коллекции своего детства. По их содержанию можно
проследить историю нашей страны. Родители на предложение поделиться
своим опытом сбора семейных коллекций и их презентации откликнулись с
энтузиазмом. Таким образом было организовано несколько встреч с
коллекционерами, где дети с интересом рассматривали семейные коллекции.
Сл. 13. Я спросила у детей, что можно еще коллекционировать?
Фантазиям детей не было предела. Одним из вариантов стала коллекция
предметов посуды из Гжели. Мама Саши подготовила для детей презентацию
«Процесс изготовления посуды и росписи по Гжели».
Сл. 14. Так как мама Саши имеет художественное образование, она нам
показала мастер-класс. Результатом стала роспись тарелочки в подарок маме.
Это стало идеей оформления участка.
Сл. 15. Совместно с родителями дети обсуждали и выбирали, что же они
хотят построить в этом году на участке.
Сл. 16. В прошлом году мы оформили участок по мотивам Дымковской
росписи. Вместе было весело.
Стремительный режим нашей жизни накладывает отпечаток
семейный уклад, на традиции (передаваемые из поколения в поколение
обычаи, порядки). Они призваны служить укреплению семейно-родственных
отношений. К счастью, в настоящее время начинают возвращаться утраченные традиции: рукоделие, семейное чтение.
Наша задача: способствовать развитию партнерских отношений между
родителями и педагогами по вопросу развития детей и распространению
опыта семейного воспитания (семейные традиции, используя эмоционально-
психологическую поддержку родителей: одобрение, восхищение успехами,
похвала, значимость их заинтересованности.