Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори

Светлана Валерьевна Акутина
Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори

Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связанны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки.

Прошли тысячелетия, пока развилась словарная речь. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, с четными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, не успевают на занятии. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Практика показывает, что сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, уровень речевого развития у детей заметно снизился, особенно у детей младшего возраста. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.

И, конечно, в дошкольном возрасте ребята по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От этого, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. На ряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко, стимулируя одно, тем самым активизируем другое.

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

В своей работея ставлю следующие задачи:

1) Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2) Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3) Улучшить общую двигательную активность;

4) Содействовать нормализации речевой функции;

5) Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6) Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

7) Учить прислушиваться к ощущениям своего тела и чувствовать разницу между напряжением и расслаблением мышц рук.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность самих детей;

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

1) Пальчиковый игротренинг.

- Массаж кистей рук

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

- Пальчиковые игры со стихами

- Пальчиковый театр, ложковый театр

2) Использование элементов ТРИЗ.

- Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д)

- Нетрадиционные техники рисования (штампы, ватные палочки, поролоновые тычки, пальчики, и т. д)

- Конструирование: из бумаги (обрывки по контуру, техника оригами, работа с конструктором Лего

- Различные виды аппликации (ватные диски, бумага, и т. д)

3) Развитие графической моторики.

- Рисование по трафаретам

- Штриховка

- Дорисовка (по принципу симметрии)

- Лабиринты

4) Дидактические игры

- Шнуровка М. Монтессори

- Игры с мелкими приметами

- Пазлы, мозаика

Конечно, ж основной целью использования нетрадиционных материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут являться и инструментом для обучения детей всем познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливают причинно-следственные связи.

Элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. У взрослого остается задача обеспечивать предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Среда пополнялась разнообразными, нетрадиционными материалами.

Систематическое использование игр на занятиях и в свободной деятельности, а также советы родителям, через уголок «домашняя игротека» помогают детям овладевать не обходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности. Сочетание двигательных манипуляций рук и пальчиков с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, улучшить эмоционально-психическое состояние детей.

В результате работы у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развивается интерес к предметам окружающего мира, наглядно-образное мышление, совершенствуется зрительно-слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, усидчивость. Заметно, то, что многие дети после игры приводят свое место в прядок, воспитывается трудолюбие.

Публикации по теме:

Из опыта работы по развитию мелкой моторикиИз опыта работы по развитию мелкой моторики «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Учёные установили закономерность: уровень развития.

«Из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение,.

Консультация «Система Марии Монтессори как средство развития мелкой моторики рук» Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки,.

Краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительного искусства Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие и совершенствование.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности Содержание: 1. Аннотация 2. Введение 3. Теоретические основы 3.1Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 3.2Взаимосвязь.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в.

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала,.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений» Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные пражнения".

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие тонких движений, или, как их.

Создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятийСоздание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятий Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 12:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в зимний лес, полный чудес!»
Цель: подготовка дошкольников 6-7 лет к успешному обучению в школе. Задачи: • Формировать личность ребенка: изучать потребности и индивидуальные...
Дидактические игры «День защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры на тему «День защитника Отечества» для детей 5-7 лет. 1. Игра «Военные профессии». Задачи: закрепить знания детей о военных...
Мастер-класс «Открытка для любимой мамочки»
В нашей стране 8 Марта отмечается как праздник мам, бабушек, сестер и вообще всех женщин. Все мужчины независимо от того, сколько им лет — шесть или...