Приложение МААМ

Опыт работы по речевому развитию старших дошкольников

Аракелова Наталья
Опыт работы по речевому развитию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по речевому развитию старших дошкольников

Вопитателя Аракеловой Натальи Ивановны

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение родным языком.

Публикация «Опыт работы по речевому развитию старших дошкольников» размещена в разделах

Понимая,что это важно и актуально, я определила для себя цели : описать содержание и формы работы направленной на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы цели успешно осуществились, нужно создать соответствующие условия, а это

- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

-проводить работу воспитателей и всех. Работающих в группе специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.

Предметно- развивающая среда

Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда — это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Чтобы достичь цели, т. е. полноценно развить речь детей, я создавала в группе комфортные, благоприятные условия для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева.

Обогащая групповую комнату, я заботилась о том, чтобы детям в группе можно было удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.

В групповой есть современное игровое и дидактическое оборудование, есть речевой центр, уголок настроения.

В речевом центре есть разнообразные игры для развития дыхания, дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература, предметные и сюжетные картинки.

В уголке содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением.

Центр театрализации – был создан мною для того, чтобы дети могли брать на себя роли персонажей сказок, организовали приобрели и изготовили различные виды театров (пальчиковый, платочный, конусный, настольный,перчаточный и др.). Я с помощью родителей, обогатила сюжетно- ролевые игры новыми атрибутами.

Центр художеств- есть пластилин, краски, мелки, ножницы, бумага, карандаши. Во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

Центр эксперементирования – показывая и проводя с детьми опыты, учу детей:

- составлять предложения по демонстрируемым действиям;

- размышлять, рассуждать и доказывать;

- объяснять явления природы;

- составлять небольшие рассказы.

музыкальный центр-здесь есть различные музыкальные инструменты, дети играют на них, самостоятельно организовывая оркестр в своих играх:

- дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;

- развивается не только музыкальный слух, но и фонематический. .

Формы работы направленные на развитие речи детей

Работая в логопедической группе, по речевому развитию дошкольников использую Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». «Методику развития речи детей дошкольного возраста 5-7 лет» под редакцией О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.

Мною, в работе с детьми, были поставлены следующие задачи:

- формировать у детей умения пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;

- формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности;

- развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, загадки и т. п. ;

- развивать звуковую культуру речи.

В своей работе используем следующие методы:

- наглядные;

- словесные;

-практические.

Работа по речевому развитию детей организовала следующим образом:

Составление описательных рассказов.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. В обучении детей рассказыванию использую специфические приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог. Это - образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом и предложением, оценка рассказа.

Составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

В процессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи.

В своей работе использую как сюжетные картины, где персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом: «Собака со щенятами», «Как мы играем»; так и предметные.

Я приобрела наборы сюжетных картин по темам «Насекомые», «Грибы»,

«Деревья», «Весна», «Зима», «Птицы», «Животные» и другие.

Развитие речи посредством художественной литературы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В нашей группе оборудован книжный центр, в котором находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания. Подобрала и систематизировала дидактические и настольно-печатные игры.

Развитие речи детей средствами дидактической игры.

Дидактические игры являются мощнейшим средством развития речи у детей. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Сейчас очень большой выбор дидактических игр в продаже, они очень хорошо оформлены и дети с удовольствием в них играют. Нами были приобретены готовые дидактические игры для развития речи : «Транспорт», «Мемо», «Дорожные знаки», «Формы», «Домино», «Парные картинки», «Мой дом» и другие.

Дидактические игры подобраны, учитывая возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.

Экскурсии – одна из форм воспитательно-образовательной работы с детьми.

Целью экскурсии является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.

Первая экскурсия с детьми подготовительной группы, была организованна осенью к ивушке, где я предложила детям описать дерево, какие листья осенью, а какая форма листьев, чем дерево красиво? Организовывала экскурсию на кухню детского сада. На кухне дети называли знакомые предметы посуды и знакомились с новыми. Детям интересно было побывать на мемореале и в музее нашего села.

Дети с большим удовольствием ходят на экскурсии, делятся с родителями своими новыми знаниями и яркими впечатлениями. После экскурсий предлагаю детям нарисоватьь, что понравилось и запомнилось больше всего, организовываю выставки рисунков. Развивается связная речь детей.

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы. Большую часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам.

В результате работы –у детей пополняется словарный запас, речь активна.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В счвоей логопедической группе я накопила много материала для театрализованных игр: это иды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, конусный, перчаточный, театр ложек, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей был изготовлен мною и мамами наших деток: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей сшиты и связаны своими руками. Для родителей были показаны сказки «Красная шапочка», «Теремок на новый лад по ПДД», Как звери готовятся к зиме» ,где артисты – наши дети. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.

Развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

В. А. Сухомлинский пишет: «Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Существуют несколько эффективных способов развития мелкой моторики :

Игры с мелкими предметами. В группе есть контейнеры, где хранятся мелкие игрушки, это герои мультфильмов и просто фигурки животных и людей. Дети берут их для игр. Обговаривая и объигрывая сюжеты. В группе создна уголок сенсорики. В нем подобраны игры, шнуровки, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Проводя с детьми пальчиковые игры, я учу их делать массаж, соединять один пальчик со всеми остальным, т. е пальчики здороваются, шагать пальцами по столу. Эти действия сопровождаются чтением текста. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

Художественное творчество.

Это самое действенное средство для развития мелкой моторики. В уголке для детей находятся мелки, карандаши, фломастеры, краски,пластилин, ножницы, бумага.

У каждого ребенка есть книжка –раскраска для раскрашивания рисунков. Предлагаю детям раскрашивать распечатанные рисунки.

Лепка –это еще одно средство для развития мелкой моторики. Работая сдетьми для лепки использую пластилин, соленое тесто, глину, составление узоров из семян, ракушек, сухих листьев

Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. На территории нашего детского сада много деревьев, папы детей прикрепили скворечники на дерево клена. Куда каждую весну прилетают и селятся птицы, наблюдаем с детьми когда появляются птенцы. Как родители носят им корм. Выходя на прогулку обращаю внимание, что изменилось. какая погода сегодня? На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами, а я им в этом помогаю. Рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый. Играем на прогулке в речевые игры : «Погода какая?», «Что может делать собака?», «Назови ласково: птица – птичка, кошка – кошечка и т. д.». Таким образом, правильная организация прогулки является действенным средством развития речи детей.

Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

Считаю, что важным в работе по развитию речи является взаимодействие педагогов с родителями.

Беседуя с родителями, я даю им рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пальчиковых игр,пословиц и т. д. Консультации и советы, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста. Организовываем тематические родительские собрания. Родители активно участвуют в изготовлении пособий: изготовление различных видов театров, театральных костюмов для детей и декораций, масок. С участием родителей создаются речевые альбомы «Кладовая слов» (дети вместе с родителями рисуют мягкие, колючие, вкусные слова и т. д.).

Самооценка моих результатов

Следующим этапом было проверить эффективность моей работы. Для обследования развития связной речи детей дошкольного возраста использую диагностику О. С. Ушаковой.

Выявляется уровень речевого развития детей 2 рза в год : в начале учебного года, так и в конце. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не превышает 15 мин.

Результаты диагностика показали, что используя все выше перечисленные методы и формы работы с детьми,речь детей развивается успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей.

Мне хотелось бы, чтобы опыт моей работы являлся бы актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Опыт «Природная метеостанция» для старших дошкольниковОпыт «Природная метеостанция» для старших дошкольников Возраст: 5-7 лет. Цель: с помощью опыта показать детям как влияет влага на сосновые шишки. Развивать любознательность, умение формулировать.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по речевому развитию старших дошкольников
Опубликовано: 16 августа 2022 в 15:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по речевому развитию старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Аракелова Наталья (УИ 2944301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД